Сегодня мы хотим познакомить вас с новым интерактивным методом - «сторетеллинг». Он заинтересовал нас тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает читательскую грамотность, познавательный инте-рес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. Все мы, педаго-ги, работающие с детьми младшего школьного возраста, так или иначе сторителлинг ис-пользуем. Встречали ли вы раньше этот термин?
1. Понятие метода «сторрителлинг».
Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлека-ет их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные ис-тории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эф-фективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом стори-теллинга.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй» 1 слайд
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о ре-альных героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта. 2 слайд
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Арм-стронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. 3 слайд
2. Цель и задачи сторителлинга
Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удер-живать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
- обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
- систематизировать и донести информацию;
- обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
- наглядно мотивировать поступки героев;
- сформировать желание общаться. 4 слайд
Какие возможности дает сторителлинг
Метод сторителлинга позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
- научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- обогатить устную речь школьников;
- облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
3. Сторителлинг в образовательной деятельности
Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?
1. Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рас-сказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование за-трагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как лич-ность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастер-ства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую исто-рию – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.
2. Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при много-численных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным заря-дом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно ли-цо, вещь, понятие принимается за другое. Школьники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.
Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога за-ключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.
История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантасти-ческие и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затра-гивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.
Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убе-дить детей. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчи-ка, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.
Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст воз-можность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Пра-вильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.
История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс измене-ний. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить ученикам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естествен-но и без поучений. По словам актера Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рас-сказываем, мы изменяем нашу жизнь».
Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи
В чем заключается техника рассказа историй?
1. Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Ви-зуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.
2. Соблюдайте очередность действий рассказчика: стейтмент (заявление) → аргу-ментация → рестейтмент (вывод).
3. Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приклю-чениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его после-довательность, окончание истории.
4. Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
5. Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
6. Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических со-бытиях и героях.
Как выбрать хорошую историю?
Американские специалисты Чип и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилип-чивую» историю (по английски sticky), которую легко воспроизвести. Они вывели не-сколько принципов хороших историй.
Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шабло-ны «плохой-хороший», «черное-белое». Например: сказка о синем и красном – «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать.
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны школьникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят
Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рас-сказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествова-ния.
Также хорошей можно назвать историю, если:
- дети могут самостоятельно ее пересказать;
- ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;
- ученики задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми.
Практическая часть
Заключение
Вопросы к педагогам:
1) Как вы думаете, вам сложно будет провести занятие с использованием метода сторителлинг?
2) Что вам даст использование данного метода в работе с детьми?
Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом ме-сте и в любое время.
Сочинение историй способствует обогащению активного словаря и внимания, мышления, воображения, памяти детей. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувства-ми, мечтами, страхами.
Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, - нет детской непосредственно-сти, свободы, полета фантазии... А школьникам нравится - они не боятся сказать что-то не так.
|