Модернизация современной школы, создание и развитие единого информационного пространства страны потребовали соответствующего информационного обеспечения процесса инновационных преобразований и постоянной библиотечной поддержки учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности педагогов и обучающихся и, тем самым, активизировали инновационный потенциал школьных библиотек.
В контексте модернизации содержания образования меняется миссия школьной библиотеки: из учебно – вспомогательного подразделения библиотека становится структурным подразделением школы, определяющим информационно - библиотечное обеспечение образовательного процесса и формирование основ информационной культуры читателей.
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Стандарты нового поколения обязывают библиотеки существенно перестроить свою работу в качестве информационно-библиотечного центра. На сегодняшний день концепция развития библиотеки МБОУ «ВСШИ» подготовлена для определения целей и задач модернизации библиотеки в условиях информатизации образования. В данной концепции обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления ее дальнейшего развития, которые в новых условиях выступают в новом качестве – она преобразуется в дальнейшем в информационно-библиотечный центр.
На современном этапе школьная библиотека включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с компьютерной зоной, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей обучающихся и педагогов, существует доступ к ресурсам сети Интернет. Новые требования в создании условий, способствующих совершенствованию образовательного процесса, повышению качества обучения на основе применения ИКТ, интерактивных технологий, как в системе обучения, так и в системе управления школы, позволяют сформулировать целевой ориентир: формирование информационной читательской грамотности у учащихся через инновационные формы работы библиотекаря.
Задачи:
1. Развивать и содействовать саморазвитию школьника.
2. Воспитывать творческие способности ребенка.
3. Содействовать обучению детей основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности.
4. Обеспечить доступ пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации в доступной и безопасной для него форме.
5. Способствовать взаимообогащению традиционной книжной культуры и новой «электронной».
6. Внедрять новые формы работы с детьми, тем самым развивать интерес к чтению.
К инновационным формам работы можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, конкурсы буктрейлеров, круглые столы, проектная деятельность, компьютерные и онлайн-викторины, кроссворды, ребусы, видеопрезентации и путешествия, звуковое сопровождение художественных произведений, всевозможные виртуальные и говорящие книжные выставки, видеообзоры, видеоролики, информ-листки, интерактивные плакаты, буклеты, квест-игры.
Представлю вашему вниманию некоторые из них.
(Выдаются задания с инструкцией выполнения по группам).
Таким образом, моя библиотечная практика показывает эффективность таких нетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного группового мероприятия, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку. И тогда он становится постоянным читателем.
Инструкция по составлению буклета.
Для создания буклета используют программу Microsoft Publisher.
Шаг 1. На панели «Новая публикация», выбирают «Создать».
Шаг 2. В меню «Публикации для печати» нажимают слева от кнопки «Буклеты» и выбирают понравившейся дизайн.
Инструкция по составлению кроссворда.
Зайти на сайт Фабрика кроссвордов или по адресу:
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Шаг 1. Укажите регион для добавления нового слова при помощи мышки.
Шаг 2. На правой панели введите своё слово или выберите подходящее слово из предложенного списка.
(Кроссворд также может быть создан автоматически из заданного вами списка слов – кнопка "Сгенерировать".)
Шаг 3. Придумайте и запишите определение для слова.
Шаг 4. Сохраните кроссворд.
Шаг 5. Получите ссылку, по которой ваши друзья смогут открыть этот кроссворд для разгадывания.
Инструкция по составлению кроссворда.
Зайти на сайт Фабрика кроссвордов или по адресу:
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Шаг 1. Укажите регион для добавления нового слова при помощи мышки.
Шаг 2. На правой панели введите своё слово или выберите подходящее слово из предложенного списка.
(Кроссворд также может быть создан автоматически из заданного вами списка слов – кнопка "Сгенерировать".)
Шаг 3. Придумайте и запишите определение для слова.
Шаг 4. Сохраните кроссворд.
Шаг 5. Получите ссылку, по которой ваши друзья смогут открыть этот кроссворд для разгадывания.
Инструкция по составлению мем.
Мемы – короткие высказывания или забавные картинки, которые мгновенно привлекают к себе аудиторию.
Шаг 1. Выбираем программу Power Point.
Шаг 2. Находим картинку с заданной темой.
Шаг 3. Копируем и вставляем на страницу картинку в Power Point.
Шаг 4. Создаем мем лисы и добавляем текст к изображению.
Использование инфографики в библиотечной практике.
Инфографика (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.
Инфографика – инструмент для визуализации информации, позволяющий быстро объяснить какой-либо процесс с помощью графического рассказа.
Основная цель инфографики – информирование.
Чтобы создать инфографику, необходимо:
1. Выбрать тему (о чем должен узнать читатель), аудиторию (для кого создается работа), идею (какое ключевое сообщение должен запомнить реципиент).
2. Собрать данные (статистика (собственные исследования или информация с сайтов Левада-Центр, ФОМ, Росстат), текст, графика, таблицы).
3. Проанализировать и обработать информацию (структурировать, отсечь лишнее, выделить идею).
4. Определить цель (какое действие на читателя должна произвести инфографика, например, дать полезную информацию, развлечь).
5. Выбрать формат подачи информации.
6. Определение цветовой палитры (если есть бренд-бук, это упростит задачу).
7. Выбор иконок.
8. Построение доступной визуализации.
Доступная визуализация предполагает структурирование информации, акцент на главном, простоту (одна идея в одной работе, интуитивно понятные символы и обозначения), интересный дизайн [3].
При создании инфографики необходимо выбирать главное, следовать определенному сюжету, отсекая лишнее.
Фотографии, во избежание проблем с авторским правом, лучше брать со стоков - хранилищ платных и бесплатных изображений. Самые известные ресурсы: Shutterstock, Gettyimage, Freeimages. Иконки можно скачать на Noun Project (бесплатно – в творческих целях). Расширенный поиск в Google помогает найти изображением с разным типом лицензии для того, чтобы соблюсти нормы авторского права. Лицензия с минимальными ограничениями – Creative Commons: CC-BY. Она позволяет использовать чужую работу как угодно при условии указания авторства [1].
Существует множество простых и бесплатных онлайн-сервисов для создания инфографики
|