В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь.
Инновационная деятельность школьных библиотек – необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени – значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности. Школьная библиотека сегодня – это культурно-образовательный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательного процесса.
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей и школьников. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников. При этом отличительной особенностью школьных библиотек от других учреждений культуры является то, что досуговая деятельность в них понимается не только как развлекательная, но и как просветительская Для нас, библиотекарей, важно, чтобы дети любили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к мудрым и добрым книгам. На протяжении всего учебного года в своей работе я реализую следующие цели:
-активизация чтения детей,
-повышение культуры самостоятельного выбора литературы,
-привлечение в библиотеку новых читателей,
-повышение статуса нашей школьной библиотеки.
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей , воспитателей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.
Тем не менее, термин «массовая работа» продолжает использоваться в библиотечной практике, наполняется новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих задачам библиотек. Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы пользователей, мне приходится внедрять новые формы массовой работы.
Из инноваций в массовой работе стараюсь использовать интерактивные методы. Взаимодействую, нахожусь в режиме диалога скем-либо.
Практика показывает, что знания, преподнесенные ребятам в готовом виде, усваиваются на 50–60%, а то, в чем они принимают непосредственное участие – на 90%. Так, например, если я использую только монологовые формы в проведении массовых мероприятий для детей, то это приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно интерактивные методы помогают мне не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы:
• тематические книжные выставки,
• индивидуальное информирование,
• презентации книг,
• литературные игры,
• обзоры книг и др.
Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки располагаю и оформляю таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.
В книжных выставках использую новые формы:
• Выставки, к которым добавляю всевозможные вспомогательные материалы (ассоциативный ряд) – знаковые, художественные, предметные, декоративные, природные и т. д.,
Они способствуют лучшему выражению идеи, акцентированию на чём-либо, позволяют сделать выставку яркой и содержательной.
• Игровые выставки. Эти выставки включают в себя элементы игры. Читателям предлагается ознакомиться с представленными на выставке документами и выполнить некоторые задания. Среди форм игровых выставок наиболее часто использую: выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-чайнворд, выставка-загадка, выставка-провокация, выставка-конкурс.
Ну, например: выставка- кроссворд «В жёлтой жаркой Африке», разгадывая кроссворд , ребята открывали для себя много нового: название самого солёного озера в мире, высочайшей горной вершины, мечети с самым высоким минаретом и многие другие интересные факты об африканском континенте. Ребята активно участвовали в познавательной выставке.
А выставка-викторина «Хорошо бродить по свету», предлагала активно познавать мир. Школьники знакомились со справочной литературой, альбомами, атласами по биологии, географии, искусству, расширяя свои знания.
Книжные выставки-вопросы, выставки-викторины помогают формировать критическое мышление учащихся тем, что разделы-вопросы подталкивают детей к изучению литературы, поиску нужной информации и умению ее использовать. (нужно критически осмыслить что ребенок знает, может ли он сразу ответить на вопрос, если – нет, то нужно обратиться к книгам, и в результате чтения – новые знания, которые можно использовать для участия в викторине, далее эти знания закрепляются письменным ответом, который опускается в специально отведенный конверт).
Также использую выставки:
• книги-юбиляры;
• писатели – юбиляры,
- тематические выставки
В библиотеке организую выставки в помощь учебному процессу:
• «Новые учебные пособия»,
• «За страницами учебника»,
• «Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».
Для учащихся начального и среднего звена оформлены книжные полки:
• «Советуем прочитать»,
• «Здесь мир фантазии и сказок»,
• «В царстве детективов»
В последние несколько лет игровые методы занимают большое место в развивающей и просветительской деятельности библиотеки.
Ребятам очень нравится игровая деятельность.
В игре-спектакль «В гостях у бабушки Загадушки» ребята отгадывают загадки и рисуют ответы.
В эко - игре «Экологический теремок» ребята перевоплощались в животных и птиц. С завязанными глазами они доставали зверушку из теремка и угадывали на ощупь, а потом изображали повадки и поведение этого животного. В ролевой игре «Большие права маленькому человеку», дети погружались в предлагаемые ситуации и понимали, нарушены ли права участников игры.
Разнообразить рассказ игры-беседы «Птицы нашего города» помогли загадки, конкурсы на внимание, подвижные игры. В игре «Птица в клетке», по ходу мероприятия под музыку дети перевоплощались в птиц. Дети с удовольствием принимают участие в игровых программах библиотеки: «Ручеек», «Ощипок», «Колечко», «Жмурки», «Фанты» и другие.
В нашей школе стало традицией каждую осень приглашать подготовительную группу близ лежащего детского садика. Ребята знакомятся со школой, с работой библиотеки, с ее книжным фондом. Для детей проводятся развлекательные мероприятия с вопросами по книгам и играми.
Игра в библиотеке – это сотворчество библиотекаря и детей, родителей и педагогов. Она учит общаться, развивает, и главное – прививает любовь к библиотеке, к чтению.
Совместно с социальным педагогом и психологом для подростков проводятся занятия - беседы на важные для них темы. Это любовь и дружба, проблемы в отношениях с родителями и сверстниками, на социально острые вопросы. На таких мероприятиях читатели обсуждают ситуации, описанные в книгах, рассказывают о проблемах других детей. Ежегодно в библиотеке проводим круглые столы на тему «Наркомания – беда, наркомания путь в никуда».
Очень важно воспитывать толерантность, терпимое отношение к сверстникам и людям разных национальностей и сословий.
Наша библиотека уже давно перестала быть просто пунктом выдачи книг. С помощью Интернета в библиотеке решаем целый ряд дидактических задач:
• формируем навыки и умения чтения, используем материалы глобальной сети;
• совершенствуем письменную речь ;
• пополняем словарный запас учащихся;
• формируем устойчивую мотивацию к чтению.
Кроме того, интернет-технологии расширяют кругозор школьников. Ребята могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других городов, участвовать в видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной литературы.
В школьной библиотеке создана медиатека электронных учебных пособий.
При расстановке фонда я использую открытый доступ, так как это дает читателям дополнительные возможности.
Освоение новых информационных технологий мне позволило работать не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает нашу библиотеку особенно привлекательной для читателей. Именно поэтому для решения поставленных задач наша библиотека укомплектована компьютером, мультимедийной установкой, сканером.
В течение нескольких лет школьная библиотека является основным источником информации для ребят, занимающихся в различных кружках и секциях.
Наличие компьютера в библиотеке, подключение к сети Интернет, и сайта школьной библиотеки в отдельности намного упрощают и делают эффективнее мою работу.
Жизнь образовательного учреждения течёт и меняется и появляется необходимость размещения таких материалов, которые ещё вчера были неактуальны, а сегодня пользуются спросом пользователей библиотечных услуг. Обзор знаменательных дат (помесячный), информация о новинках детской литературы – обязательная страница библиотечного сайта школы. Информация о знаменательных датах не будет покоиться мёртвым грузом в Интернете, а обязательно потребуется для подготовки к тем или иным урокам, тематическим мероприятиям, классным часам.
Библиотечные статьи о проведённых мероприятиях с фотографиями, отзывами и комментариями учащихся очень наглядно демонстрируют жизнь образовательного учреждения. Вообще, сайт – это кладезь информации различного рода. Списки рекомендованной литературы для летнего чтения, дополнительного, внеклассного информируют родителей и, конечно, учащихся о той литературе, которую требуется прочесть, чтобы достичь полноценного развития.
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.
В читальном зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки При индивидуальном обслуживании читателей провожу консультации, беседы, провожу игру «Знаешь ли ты содержание».
В библиотеке регулярно проводятся:
• библиотечные уроки,
• конкурсы,
• викторины,
• обзоры книг и периодических изданий.
Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляю рекомендательные списки литературы, буклеты, пытаюсь научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также использую индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями.
Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использую такие формы как:
• реклама новых книг;
• библиотечные уроки;
• мероприятия в игровой форме;
• комментированное чтение; чтение вслух.
Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря.
В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
защищаем его душу;
питаем ум и сердце;
побуждаем к самосознанию;
содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях он не оказался.
Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.
Поэтому, учитывая интересы и потребности пользователей, в библиотеке должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными
Как поется в песенке «Библиорэп» про библиотекарей.
Школьный библиотекарь должен уметь
Написать и отправить SМS успеть.
В Интернете он тоже должен быть не плох
Уметь загрузить АВУ и картинку в видеоблог.
Даром в контакте времени не тратить,
Ставить виджеты и шарить в любом формате.
Знать что такое социальные сети,
ЭРС агрегаты и многое другое на свете
|