Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Инновационные методы в работе школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования

СКАЧАТЬ (34.9 Kb) 27.05.2022, 13:48
Иванова Елена Геннадьевна
педагог-библиотекарь, ГБОУ "Кадетская школа-интернат имени героя советского союза Кузьмина С.Е."
В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь.

Инновационная деятельность школьных библиотек – необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени – значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности. Школьная библиотека сегодня – это культурно-образовательный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательного процесса.

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей и школьников. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников. При этом отличительной особенностью школьных библиотек от других учреждений культуры является то, что досуговая деятельность в них понимается не только как развлекательная, но и как просветительская Для нас, библиотекарей, важно, чтобы дети любили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к мудрым и добрым книгам. На протяжении всего учебного года в своей работе я реализую следующие цели:
-активизация чтения детей,
-повышение культуры самостоятельного выбора литературы,
-привлечение в библиотеку новых читателей,
-повышение статуса нашей школьной библиотеки.

Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей , воспитателей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.

Тем не менее, термин «массовая работа» продолжает использоваться в библиотечной практике, наполняется новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих задачам библиотек. Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы пользователей, мне приходится внедрять новые формы массовой работы.

Из инноваций в массовой работе стараюсь использовать интерактивные методы. Взаимодействую, нахожусь в режиме диалога скем-либо.

Практика показывает, что знания, преподнесенные ребятам в готовом виде, усваиваются на 50–60%, а то, в чем они принимают непосредственное участие – на 90%. Так, например, если я использую только монологовые формы в проведении массовых мероприятий для детей, то это приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно интерактивные методы помогают мне не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.

С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы:
• тематические книжные выставки,
• индивидуальное информирование,
• презентации книг,
• литературные игры,
• обзоры книг и др.

Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки располагаю и оформляю таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.

В книжных выставках использую новые формы:
• Выставки, к которым добавляю всевозможные вспомогательные материалы (ассоциативный ряд) – знаковые, художественные, предметные, декоративные, природные и т. д.,
Они способствуют лучшему выражению идеи, акцентированию на чём-либо, позволяют сделать выставку яркой и содержательной.

• Игровые выставки. Эти выставки включают в себя элементы игры. Читателям предлагается ознакомиться с представленными на выставке документами и выполнить некоторые задания. Среди форм игровых выставок наиболее часто использую: выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-чайнворд, выставка-загадка, выставка-провокация, выставка-конкурс.

Ну, например: выставка- кроссворд «В жёлтой жаркой Африке», разгадывая кроссворд , ребята открывали для себя много нового: название самого солёного озера в мире, высочайшей горной вершины, мечети с самым высоким минаретом и многие другие интересные факты об африканском континенте. Ребята активно участвовали в познавательной выставке.

А выставка-викторина «Хорошо бродить по свету», предлагала активно познавать мир. Школьники знакомились со справочной литературой, альбомами, атласами по биологии, географии, искусству, расширяя свои знания.

Книжные выставки-вопросы, выставки-викторины помогают формировать критическое мышление учащихся тем, что разделы-вопросы подталкивают детей к изучению литературы, поиску нужной информации и умению ее использовать. (нужно критически осмыслить что ребенок знает, может ли он сразу ответить на вопрос, если – нет, то нужно обратиться к книгам, и в результате чтения – новые знания, которые можно использовать для участия в викторине, далее эти знания закрепляются письменным ответом, который опускается в специально отведенный конверт).

Также использую выставки:
• книги-юбиляры;
• писатели – юбиляры,
- тематические выставки

В библиотеке организую выставки в помощь учебному процессу:
• «Новые учебные пособия»,
• «За страницами учебника»,
• «Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».

Для учащихся начального и среднего звена оформлены книжные полки:
• «Советуем прочитать»,
• «Здесь мир фантазии и сказок»,
• «В царстве детективов»

В последние несколько лет игровые методы занимают большое место в развивающей и просветительской деятельности библиотеки.
Ребятам очень нравится игровая деятельность.
В игре-спектакль «В гостях у бабушки Загадушки» ребята отгадывают загадки и рисуют ответы.

В эко - игре «Экологический теремок» ребята перевоплощались в животных и птиц. С завязанными глазами они доставали зверушку из теремка и угадывали на ощупь, а потом изображали повадки и поведение этого животного. В ролевой игре «Большие права маленькому человеку», дети погружались в предлагаемые ситуации и понимали, нарушены ли права участников игры.

Разнообразить рассказ игры-беседы «Птицы нашего города» помогли загадки, конкурсы на внимание, подвижные игры. В игре «Птица в клетке», по ходу мероприятия под музыку дети перевоплощались в птиц. Дети с удовольствием принимают участие в игровых программах библиотеки: «Ручеек», «Ощипок», «Колечко», «Жмурки», «Фанты» и другие.

В нашей школе стало традицией каждую осень приглашать подготовительную группу близ лежащего детского садика. Ребята знакомятся со школой, с работой библиотеки, с ее книжным фондом. Для детей проводятся развлекательные мероприятия с вопросами по книгам и играми.

Игра в библиотеке – это сотворчество библиотекаря и детей, родителей и педагогов. Она учит общаться, развивает, и главное – прививает любовь к библиотеке, к чтению.

Совместно с социальным педагогом и психологом для подростков проводятся занятия - беседы на важные для них темы. Это любовь и дружба, проблемы в отношениях с родителями и сверстниками, на социально острые вопросы. На таких мероприятиях читатели обсуждают ситуации, описанные в книгах, рассказывают о проблемах других детей. Ежегодно в библиотеке проводим круглые столы на тему «Наркомания – беда, наркомания путь в никуда».

Очень важно воспитывать толерантность, терпимое отношение к сверстникам и людям разных национальностей и сословий.

Наша библиотека уже давно перестала быть просто пунктом выдачи книг. С помощью Интернета в библиотеке решаем целый ряд дидактических задач:
• формируем навыки и умения чтения, используем материалы глобальной сети;
• совершенствуем письменную речь ;
• пополняем словарный запас учащихся;
• формируем устойчивую мотивацию к чтению.

Кроме того, интернет-технологии расширяют кругозор школьников. Ребята могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других городов, участвовать в видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной литературы.

В школьной библиотеке создана медиатека электронных учебных пособий.
При расстановке фонда я использую открытый доступ, так как это дает читателям дополнительные возможности.

Освоение новых информационных технологий мне позволило работать не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает нашу библиотеку особенно привлекательной для читателей. Именно поэтому для решения поставленных задач наша библиотека укомплектована компьютером, мультимедийной установкой, сканером.

В течение нескольких лет школьная библиотека является основным источником информации для ребят, занимающихся в различных кружках и секциях.

Наличие компьютера в библиотеке, подключение к сети Интернет, и сайта школьной библиотеки в отдельности намного упрощают и делают эффективнее мою работу.

Жизнь образовательного учреждения течёт и меняется и появляется необходимость размещения таких материалов, которые ещё вчера были неактуальны, а сегодня пользуются спросом пользователей библиотечных услуг. Обзор знаменательных дат (помесячный), информация о новинках детской литературы – обязательная страница библиотечного сайта школы. Информация о знаменательных датах не будет покоиться мёртвым грузом в Интернете, а обязательно потребуется для подготовки к тем или иным урокам, тематическим мероприятиям, классным часам.

Библиотечные статьи о проведённых мероприятиях с фотографиями, отзывами и комментариями учащихся очень наглядно демонстрируют жизнь образовательного учреждения. Вообще, сайт – это кладезь информации различного рода. Списки рекомендованной литературы для летнего чтения, дополнительного, внеклассного информируют родителей и, конечно, учащихся о той литературе, которую требуется прочесть, чтобы достичь полноценного развития.

Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.

В читальном зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки При индивидуальном обслуживании читателей провожу консультации, беседы, провожу игру «Знаешь ли ты содержание».

В библиотеке регулярно проводятся:
• библиотечные уроки,
• конкурсы,
• викторины,
• обзоры книг и периодических изданий.

Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляю рекомендательные списки литературы, буклеты, пытаюсь научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также использую индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями.

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использую такие формы как:
• реклама новых книг;
• библиотечные уроки;
• мероприятия в игровой форме;
• комментированное чтение; чтение вслух.

Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря.

В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
защищаем его душу;
питаем ум и сердце;
побуждаем к самосознанию;
содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях он не оказался.

Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.
Поэтому, учитывая интересы и потребности пользователей, в библиотеке должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными

Как поется в песенке «Библиорэп» про библиотекарей.
Школьный библиотекарь должен уметь
Написать и отправить SМS успеть.
В Интернете он тоже должен быть не плох
Уметь загрузить АВУ и картинку в видеоблог.
Даром в контакте времени не тратить,
Ставить виджеты и шарить в любом формате.
Знать что такое социальные сети,
ЭРС агрегаты и многое другое на свете


Категория: Блоги | Добавил: 4213000039
Просмотров: 388 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог