Аннотация. В статье рассматривается сущность, цели инновационные технологии в процессе обучения, а также основные задачи современного обучения и главные их методы.
Важнейшей целью инновационных технологий образования является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой, подготовка учащегося к жизни в стабильно изменяющемся мире. Суть подобного обучения заключается в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их осуществление.
Ключевые слова: инновации, обучение, образование, педагогические инновации, инновационный подход, инновационный метод.
Сегодня в Приднестровье идёт развитие новой системы образования, которая ориентирована на вступление в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается важнейшими модификациями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.
Нововведение в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, увеличении роли науки, совершенствовании благосостояния населения и уменьшении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания — отрицательное явление, негативное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.
Модернизация современного образования предполагает изменение всех уровней образовательного процесса: дошкольного, общего, профессионального, постдипломного. Уровнем, требующим первоочередных изменений в соответствии с целями модернизации, является общее образование, в связи с чем в последнее время осуществляются инновации, связанные с оптимизацией структуры и содержания общего образования; с разработкой и введением в действие государственных образовательных стандартов общего образования; с организацией профильного обучения на старшей ступени школы; с реализацией вариативного базисного учебного плана; с оптимизацией учебной, психологической физической нагрузки учащихся и другими направлениями.
Инновация – это не всякая новинка или нововведение, а только такое, которое основательно увеличивает результативность действующей системы. А следовательно, инновация – это, с одной стороны, процесс реализации, а с другой – это деятельность по введению новейшего в определенную социальную деятельность.
Главной целью инновационных технологий образования является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций.
Педагогические инновации – это:
- целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду
новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой
образовательной системы в целом;
- процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии,
программы, и т.д.);
- поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и
творческое переосмысление
Представленные государством приоритеты вызвали массовую инновационную деятельность общеобразовательных учреждений (школ), вместе с тем реализуемые в них инновации, охватившие все стороны школьной практики (содержания образования, методы обучения и воспитания, организация образовательного процесса, управление образованием).
Инновационный процесс в образовании представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическая идея превращается в образовательное нововведение. Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей и содержания образования, средств, методов и форм обучения, системы управления и т.п.
Список литературы
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие принципы педагогики и современные инновации. М.: Издательский Дом «Просвещение»; 2016, с. 35.
2. Баундер А. Новые информационные технологии образования. Вашингтон, изд. Share; 2015; 14(2): 214 - 224
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995.
4. Кашапов М.М. Имитационные активные методы обучения: Методические указания. – Ярославль: изд‐во Яросл. гос. ун‐та, 2001. – 47 с.
5. Кашапов М.М. Неимитационные активные методы обучения: Методические указания. – Ярославль: изд‐во Яросл. гос. ун‐та, 2001. – С. 10.
6. Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок / А.В. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2014 – 207 с.
7. Фокеева С.В. Инновационные подходы в образовании [Электронный ресурс].
|