Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Интегрированный урок "Число и имя числительное"

СКАЧАТЬ (39.1 Kb) 13.06.2023, 11:16
Мухаметшина Ирина Ивановна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Камская СОШ"
Тема урока:  Число и имя числительное.
Эпиграф:  «Без грамматики не выучишь и математики» (пословица)

ИИРЕБЯТА ЭПИГРАФОМ нашего урока является пословица (на доске)читаете
Учитель математики:
В этой пословице совместили два понятия, два предмета русский язык и математика. Разве такое возможно?

Учитель русского языка:
А давайте ответим на этот вопрос в конце урока, на котором совместим эти предметы.
У меня есть интересный текст. Тем более, что в нашем классе много спортсменов. Я хочу его прочитать?

Учитель математики: Можно я его прочитаю? (читает с грамматическими ошибками):
В переводе с латинского дистанция означает «расстояние». В спорте это слово многозначно. Дистанция – это расстояние от старта до финиша. В лёгкой атлетике, например, от 100 сто м до 42сорока два м, в лыжном спорте – от 3трёх до 70семьдесят км. Дистанция – это расстояние от местонахождения спортсмена до цели, которую он должен поразить. В стрелковом пулемётном спорте она равняется для мелкокалиберного оружия - 25, 50, 100 м, для армейских и крупнокалиберных винтовок – до 300 триста м. В стрельбе из лука пять дистанций: 30, 50, 60, 70, 90. Дистанция – это расстояние между спортсменами во время боя. И у боксёров, и у фехтовальщиков она называется дистанция ближняя, средняя, дальняя. Дистанция – это расстояние между спортсменами, стоящими в строю и выступающими с гимнастическими упражнениями.

Учитель русского языка:
-Ребята, вас ничего не смутило в чтении текста Риммой Ханифовной?
-Удобно воспринимать информацию, которая была в тексте?
-А что прочитано неправильно?
- Текст нужно причитать правильно.
3 ученика читают (текст на экране)
Хорошо. Ребята, вы внимательно слушали тест? Сейчас, работая с числами,  мы проверим вашу читательскую грамотность. А это гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически мыслить с опорой на текст, способность понимать текст, размышлять для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Учитель математики:
-Давайте проверим (2 ученика к доске - не видно), напишите по порядку все числа, которые были в тексте.
Вывод. 
                 

Учитель русского языка:
-Сегодня мы хотим вам показать, как  наши школьные предметы  близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться  иногда в трудных вопросах.
 Сейчас очень актуален вопрос о грамотности нашей речи.
К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных. Возможно, потому в 9 классе ввели такой экзамен, как устное собеседование, где в одном из зданий нужно прочитать текст с числительными без ошибок.

Учитель математики:
Сегодня наш урок мы посвящаем  двум совершенно разным, на первый взгляд, наукам - но точно самым важным и нужным - математике и русскому языку. Сегодня мы совместим несовместимое: слова и цифры, примеры  и орфограммы, предложения и задачи. А самое главное, на уроках математики пора задуматься о том, грамотно ли мы говорим.

Учитель русского языка:
Итак, ребята, какова тема нашего урока?  Сформулируйте её, пожалуйста.
Записываем число и тему урока
Число и имя числительное

Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.
Скажите, ребята, какое ключевое слово из этих двух чаще произносите вы на математике, а какое – на уроке русского языка (работа у доски)
Число Числительное (расределим определения, а 2 человека пока выполнят индив.задания)
 – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.
– это одно из основных понятий математики.
– это знак, выражающий количество, состоящий из одной или нескольких цифр.
 – это самостоятельная часть речи, обозначающая количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Учитель математики:
Итак, у ,,, и …  в пакетах находятся одинаковые листочки с отличительными признаками ЧИСЛА и ЧИСЛИТЕЛЬНОГО. Их задача: выбрать то, что относится к ЧИСЛУ и то, что относится к ЧИСЛИТЕЛЬНОМУ (ребята проговаривают и прикрепляют)

Учитель русского языка: Молодцы! Повторили то, что знаем о числах и числительных. Отдохнём и переходим к практике.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Ученик читает (на партах у всех):



Учитель математики:
Итог: теперь мы всегда постараемся верно употреблять числительные в речи.

Физкульминутка (если согласны с утверждением, то выполняете действие):
На улице осень.
2+2х2=6
Числительное может выполнять роль определения.
Число по математике записывают цифрами.
Порядковые числительные не склоняются.
Мы живём на левом берегу Камы.

Учитель русского языка:  (на доске)
Запишите правильно словами числа  1\4, …..

Учитель математики:  И самое важное – с чего мы начали этот урок. Вы должны правильно употреблять числительные в различных речевых ситуациях.
Например, при употреблении числительных в речи в процессе решения уравнений.
При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.
Например (читает Р.Х.)
х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

А потом предлагает прочитать детям:
х=25 - икс равен двадцати пяти;
р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;
р=38 - [пэ] равно тридцати восьми.

Учитель русского языка:
Давайте ввернёмся к нашей пословице. Вы согласны в том, что «Без…»?
(если неправильно произносить числительные, можно не понять смысл задачи или примера)

Учитель русского языка:
Многие детские поэты используют числ-ые в своих стихотворениях.
Ванда Хотомская - польская писательница, автор стихов и рассказов для детей и подростков.

Есть у нас 3 сестрицы,
Вы не знаете их.
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица-
Приходи к ней, малыш!

Вопросы  классу:
Почему трудно читать эти тексты?
К какому стилю они принадлежат?
Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и когда буквами?
Какая запись числа принята?

Учитель русского языка:
Предлагаю  чтение текста из УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ, которое у вас будет в 9 классе, и ответить на вопрос, решить задачу.
Белов Александр Александрович родился 9 ноября 1951 года в городе-Герое Ленинграде. В баскетбол Саша попал в возрасте 10 лет.
Профессиональная карьера игрока у Белова началась рано. В 16 лет Саша провел первый официальный матч за Ленинградский «Спартак». Через год на игру молодого баскетболиста обратил внимание тренер сборной СССР Александр Гомельский. В 17 лет Белов дебютировал в сборной Советского Союза. В 1969 году сборная СССР отправилась в Неаполь, на Чемпионат Европы по баскетболу.
Саше было 18 лет, но уже в тот момент он играл ведущую роль в главной команде страны. В финале Европейского первенства наша сборная столкнулась с командой Югославии. Советские спортсмены одержали уверенную победу. Игра Александра не позволила балканским баскетболистам показать свои лучшие качества в атаке.

Итоги урока:
Учитель математики: Убедились, что предметы русский язык и математика связаны между собой.  Ведь как говорится в пословице: «Без грамматики не выучишь и математики».

Каков смысл этой пословицы?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: составить задачу в 3 действия, решить её и правильно прочитать числительные.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Дополните предложения:
Я чувствовал себя на этом уроке: на …
«5», «4», «3», «2», «1», «0»
Я считаю, что полученные знания пригодятся мне…
Мне…(понравилось, не понравилось, было трудно).
1.Какую оценку поставил(а) бы я себе за урок?
2.Пригодятся ли полученные знания в жизни?
3.Должны ли дружить математика и русский язык?


Категория: Блоги | Добавил: Irinamuxa1962
Просмотров: 217 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог