| 
 
 Интегрированный урок "Число и имя числительное" 
|  (39.1 Kb) | 13.06.2023, 11:16 |  | Мухаметшина Ирина Ивановна |  | учитель русского языка и литературы, МБОУ "Камская СОШ" |  | 
				
			 Тема урока:  Число и имя числительное.Эпиграф:  «Без грамматики не выучишь и математики» (пословица)
 
 ИИРЕБЯТА ЭПИГРАФОМ нашего урока является пословица (на доске)читаете
 Учитель математики:
 В этой пословице совместили два понятия, два предмета русский язык и математика. Разве такое возможно?
 
 Учитель русского языка:
 А давайте ответим на этот вопрос в конце урока, на котором совместим эти предметы.
 У меня есть интересный текст. Тем более, что в нашем классе много спортсменов. Я хочу его прочитать?
 
 Учитель математики: Можно я его прочитаю? (читает с грамматическими ошибками):
 В переводе с латинского дистанция означает «расстояние». В спорте это слово многозначно. Дистанция – это расстояние от старта до финиша. В лёгкой атлетике, например, от 100 сто м до 42сорока два м, в лыжном спорте – от 3трёх до 70семьдесят км. Дистанция – это расстояние от местонахождения спортсмена до цели, которую он должен поразить. В стрелковом пулемётном спорте она равняется для мелкокалиберного оружия - 25, 50, 100 м, для армейских и крупнокалиберных винтовок – до 300 триста м. В стрельбе из лука пять дистанций: 30, 50, 60, 70, 90. Дистанция – это расстояние между спортсменами во время боя. И у боксёров, и у фехтовальщиков она называется дистанция ближняя, средняя, дальняя. Дистанция – это расстояние между спортсменами, стоящими в строю и выступающими с гимнастическими упражнениями.
 
 Учитель русского языка:
 -Ребята, вас ничего не смутило в чтении текста Риммой Ханифовной?
 -Удобно воспринимать информацию, которая была в тексте?
 -А что прочитано неправильно?
 - Текст нужно причитать правильно.
 3 ученика читают (текст на экране)
 Хорошо. Ребята, вы внимательно слушали тест? Сейчас, работая с числами,  мы проверим вашу читательскую грамотность. А это гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически мыслить с опорой на текст, способность понимать текст, размышлять для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
 
 Учитель математики:
 -Давайте проверим (2 ученика к доске - не видно), напишите по порядку все числа, которые были в тексте.
 Вывод.
 
 Учитель русского языка:
 -Сегодня мы хотим вам показать, как  наши школьные предметы  близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться  иногда в трудных вопросах.
 Сейчас очень актуален вопрос о грамотности нашей речи.
 К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных. Возможно, потому в 9 классе ввели такой экзамен, как устное собеседование, где в одном из зданий нужно прочитать текст с числительными без ошибок.
 
 Учитель математики:
 - Сегодня наш урок мы посвящаем  двум совершенно разным, на первый взгляд, наукам - но точно самым важным и нужным - математике и русскому языку. Сегодня мы совместим несовместимое: слова и цифры, примеры  и орфограммы, предложения и задачи. А самое главное, на уроках математики пора задуматься о том, грамотно ли мы говорим.
 
 Учитель русского языка:
 Итак, ребята, какова тема нашего урока?  Сформулируйте её, пожалуйста.
 Записываем число и тему урока
 Число и имя числительное
 
 Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.
 Скажите, ребята, какое ключевое слово из этих двух чаще произносите вы на математике, а какое – на уроке русского языка (работа у доски)
 Число Числительное (расределим определения, а 2 человека пока выполнят индив.задания)
 – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.
 – это одно из основных понятий математики.
 – это знак, выражающий количество, состоящий из одной или нескольких цифр.
 – это самостоятельная часть речи, обозначающая количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.
 
 Учитель математики:
 Итак, у ,,, и …  в пакетах находятся одинаковые листочки с отличительными признаками ЧИСЛА и ЧИСЛИТЕЛЬНОГО. Их задача: выбрать то, что относится к ЧИСЛУ и то, что относится к ЧИСЛИТЕЛЬНОМУ (ребята проговаривают и прикрепляют)
 
 Учитель русского языка: Молодцы! Повторили то, что знаем о числах и числительных. Отдохнём и переходим к практике.
 Применение знаний и умений в новой ситуации.
 Ученик читает (на партах у всех):
 
 
  
 Учитель математики:
 Итог: теперь мы всегда постараемся верно употреблять числительные в речи.
 
 Физкульминутка (если согласны с утверждением, то выполняете действие):
 На улице осень.
 2+2х2=6
 Числительное может выполнять роль определения.
 Число по математике записывают цифрами.
 Порядковые числительные не склоняются.
 Мы живём на левом берегу Камы.
 
 Учитель русского языка:  (на доске)
 Запишите правильно словами числа  1\4, …..
 
 Учитель математики:  И самое важное – с чего мы начали этот урок. Вы должны правильно употреблять числительные в различных речевых ситуациях.
 Например, при употреблении числительных в речи в процессе решения уравнений.
 При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.
 Например (читает Р.Х.)
 х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;
 
 А потом предлагает прочитать детям:
 х=25 - икс равен двадцати пяти;
 р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;
 р=38 - [пэ] равно тридцати восьми.
 
 Учитель русского языка:
 Давайте ввернёмся к нашей пословице. Вы согласны в том, что «Без…»?
 (если неправильно произносить числительные, можно не понять смысл задачи или примера)
 
 Учитель русского языка:
 Многие детские поэты используют числ-ые в своих стихотворениях.
 Ванда Хотомская - польская писательница, автор стихов и рассказов для детей и подростков.
 
 Есть у нас 3 сестрицы,
 Вы не знаете их.
 Как бы мне ухи3ться
 Рассказать о троих?
 У одной, что в С3жове
 Над окошком жил с3ж.
 С3чь она мастерица-
 Приходи к ней, малыш!
 
 Вопросы  классу:
 Почему трудно читать эти тексты?
 К какому стилю они принадлежат?
 Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и когда буквами?
 Какая запись числа принята?
 
 Учитель русского языка:
 Предлагаю  чтение текста из УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ, которое у вас будет в 9 классе, и ответить на вопрос, решить задачу.
 Белов Александр Александрович родился 9 ноября 1951 года в городе-Герое Ленинграде. В баскетбол Саша попал в возрасте 10 лет.
 Профессиональная карьера игрока у Белова началась рано. В 16 лет Саша провел первый официальный матч за Ленинградский «Спартак». Через год на игру молодого баскетболиста обратил внимание тренер сборной СССР Александр Гомельский. В 17 лет Белов дебютировал в сборной Советского Союза. В 1969 году сборная СССР отправилась в Неаполь, на Чемпионат Европы по баскетболу.
 Саше было 18 лет, но уже в тот момент он играл ведущую роль в главной команде страны. В финале Европейского первенства наша сборная столкнулась с командой Югославии. Советские спортсмены одержали уверенную победу. Игра Александра не позволила балканским баскетболистам показать свои лучшие качества в атаке.
 
 Итоги урока:
 Учитель математики: Убедились, что предметы русский язык и математика связаны между собой.  Ведь как говорится в пословице: «Без грамматики не выучишь и математики».
 
 Каков смысл этой пословицы?
 
 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: составить задачу в 3 действия, решить её и правильно прочитать числительные.
 Рефлексия (подведение итогов занятия).
 Дополните предложения:
 Я чувствовал себя на этом уроке: на …
 «5», «4», «3», «2», «1», «0»
 Я считаю, что полученные знания пригодятся мне…
 Мне…(понравилось, не понравилось, было трудно).
 1.Какую оценку поставил(а) бы я себе за урок?
 2.Пригодятся ли полученные знания в жизни?
 3.Должны ли дружить математика и русский язык?
 
 
 |  | Категория: Блоги | Добавил: Irinamuxa1962 |  | Просмотров: 314 | Загрузок: 10
| Рейтинг: 0.0/0 |  
 
| Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0
 |  |  |  |  |  |  |  |  | 
 
 
 
 |