Сегодня: 15.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Интегрированный урок "Число и имя числительное"

СКАЧАТЬ (39.1 Kb) 13.06.2023, 11:16
Мухаметшина Ирина Ивановна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Камская СОШ"
Тема урока:  Число и имя числительное.
Эпиграф:  «Без грамматики не выучишь и математики» (пословица)

ИИРЕБЯТА ЭПИГРАФОМ нашего урока является пословица (на доске)читаете
Учитель математики:
В этой пословице совместили два понятия, два предмета русский язык и математика. Разве такое возможно?

Учитель русского языка:
А давайте ответим на этот вопрос в конце урока, на котором совместим эти предметы.
У меня есть интересный текст. Тем более, что в нашем классе много спортсменов. Я хочу его прочитать?

Учитель математики: Можно я его прочитаю? (читает с грамматическими ошибками):
В переводе с латинского дистанция означает «расстояние». В спорте это слово многозначно. Дистанция – это расстояние от старта до финиша. В лёгкой атлетике, например, от 100 сто м до 42сорока два м, в лыжном спорте – от 3трёх до 70семьдесят км. Дистанция – это расстояние от местонахождения спортсмена до цели, которую он должен поразить. В стрелковом пулемётном спорте она равняется для мелкокалиберного оружия - 25, 50, 100 м, для армейских и крупнокалиберных винтовок – до 300 триста м. В стрельбе из лука пять дистанций: 30, 50, 60, 70, 90. Дистанция – это расстояние между спортсменами во время боя. И у боксёров, и у фехтовальщиков она называется дистанция ближняя, средняя, дальняя. Дистанция – это расстояние между спортсменами, стоящими в строю и выступающими с гимнастическими упражнениями.

Учитель русского языка:
-Ребята, вас ничего не смутило в чтении текста Риммой Ханифовной?
-Удобно воспринимать информацию, которая была в тексте?
-А что прочитано неправильно?
- Текст нужно причитать правильно.
3 ученика читают (текст на экране)
Хорошо. Ребята, вы внимательно слушали тест? Сейчас, работая с числами,  мы проверим вашу читательскую грамотность. А это гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически мыслить с опорой на текст, способность понимать текст, размышлять для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Учитель математики:
-Давайте проверим (2 ученика к доске - не видно), напишите по порядку все числа, которые были в тексте.
Вывод. 
                 

Учитель русского языка:
-Сегодня мы хотим вам показать, как  наши школьные предметы  близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться  иногда в трудных вопросах.
 Сейчас очень актуален вопрос о грамотности нашей речи.
К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных. Возможно, потому в 9 классе ввели такой экзамен, как устное собеседование, где в одном из зданий нужно прочитать текст с числительными без ошибок.

Учитель математики:
Сегодня наш урок мы посвящаем  двум совершенно разным, на первый взгляд, наукам - но точно самым важным и нужным - математике и русскому языку. Сегодня мы совместим несовместимое: слова и цифры, примеры  и орфограммы, предложения и задачи. А самое главное, на уроках математики пора задуматься о том, грамотно ли мы говорим.

Учитель русского языка:
Итак, ребята, какова тема нашего урока?  Сформулируйте её, пожалуйста.
Записываем число и тему урока
Число и имя числительное

Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.
Скажите, ребята, какое ключевое слово из этих двух чаще произносите вы на математике, а какое – на уроке русского языка (работа у доски)
Число Числительное (расределим определения, а 2 человека пока выполнят индив.задания)
 – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.
– это одно из основных понятий математики.
– это знак, выражающий количество, состоящий из одной или нескольких цифр.
 – это самостоятельная часть речи, обозначающая количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Учитель математики:
Итак, у ,,, и …  в пакетах находятся одинаковые листочки с отличительными признаками ЧИСЛА и ЧИСЛИТЕЛЬНОГО. Их задача: выбрать то, что относится к ЧИСЛУ и то, что относится к ЧИСЛИТЕЛЬНОМУ (ребята проговаривают и прикрепляют)

Учитель русского языка: Молодцы! Повторили то, что знаем о числах и числительных. Отдохнём и переходим к практике.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Ученик читает (на партах у всех):



Учитель математики:
Итог: теперь мы всегда постараемся верно употреблять числительные в речи.

Физкульминутка (если согласны с утверждением, то выполняете действие):
На улице осень.
2+2х2=6
Числительное может выполнять роль определения.
Число по математике записывают цифрами.
Порядковые числительные не склоняются.
Мы живём на левом берегу Камы.

Учитель русского языка:  (на доске)
Запишите правильно словами числа  1\4, …..

Учитель математики:  И самое важное – с чего мы начали этот урок. Вы должны правильно употреблять числительные в различных речевых ситуациях.
Например, при употреблении числительных в речи в процессе решения уравнений.
При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.
Например (читает Р.Х.)
х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

А потом предлагает прочитать детям:
х=25 - икс равен двадцати пяти;
р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;
р=38 - [пэ] равно тридцати восьми.

Учитель русского языка:
Давайте ввернёмся к нашей пословице. Вы согласны в том, что «Без…»?
(если неправильно произносить числительные, можно не понять смысл задачи или примера)

Учитель русского языка:
Многие детские поэты используют числ-ые в своих стихотворениях.
Ванда Хотомская - польская писательница, автор стихов и рассказов для детей и подростков.

Есть у нас 3 сестрицы,
Вы не знаете их.
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица-
Приходи к ней, малыш!

Вопросы  классу:
Почему трудно читать эти тексты?
К какому стилю они принадлежат?
Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и когда буквами?
Какая запись числа принята?

Учитель русского языка:
Предлагаю  чтение текста из УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ, которое у вас будет в 9 классе, и ответить на вопрос, решить задачу.
Белов Александр Александрович родился 9 ноября 1951 года в городе-Герое Ленинграде. В баскетбол Саша попал в возрасте 10 лет.
Профессиональная карьера игрока у Белова началась рано. В 16 лет Саша провел первый официальный матч за Ленинградский «Спартак». Через год на игру молодого баскетболиста обратил внимание тренер сборной СССР Александр Гомельский. В 17 лет Белов дебютировал в сборной Советского Союза. В 1969 году сборная СССР отправилась в Неаполь, на Чемпионат Европы по баскетболу.
Саше было 18 лет, но уже в тот момент он играл ведущую роль в главной команде страны. В финале Европейского первенства наша сборная столкнулась с командой Югославии. Советские спортсмены одержали уверенную победу. Игра Александра не позволила балканским баскетболистам показать свои лучшие качества в атаке.

Итоги урока:
Учитель математики: Убедились, что предметы русский язык и математика связаны между собой.  Ведь как говорится в пословице: «Без грамматики не выучишь и математики».

Каков смысл этой пословицы?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: составить задачу в 3 действия, решить её и правильно прочитать числительные.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Дополните предложения:
Я чувствовал себя на этом уроке: на …
«5», «4», «3», «2», «1», «0»
Я считаю, что полученные знания пригодятся мне…
Мне…(понравилось, не понравилось, было трудно).
1.Какую оценку поставил(а) бы я себе за урок?
2.Пригодятся ли полученные знания в жизни?
3.Должны ли дружить математика и русский язык?


Категория: Блоги | Добавил: Irinamuxa1962
Просмотров: 142 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог