Интеллектуальная минутка чистописания для учащихся 1 – 2 классов
(313.5 Kb)
| 16.07.2020, 18:45 |
Федотова Ольга Александровна |
Учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Старый Оскол |
Методическая разработка
«Интеллектуальная минутка чистописания для учащихся 1 – 2 классов»
Авторская статья Федотовой Ольги Александровны,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Старый Оскол
Каждый урок русского языка предполагает наличие минутки чистописания. Минутка чистописания – важный и обязательный структурный этап урока русского языка в начальной школе. Особую важность она имеет в первом классе, когда каллиграфический навык только начинает формироваться. В своей работе первое, что я делаю, формирую чёткое представление о строчной и заглавной букве, закрепляю правильное их написание.
На минутке чистописания я могу повторить и закрепить пройденный материал предыдущего урока, отработать новый материал. Работая в системе, я заметила, что ежедневное закрепление и повторение темы даёт положительный результат в формировании грамотного письма. Также минутка чистописания интеллектуально развивает обучающихся.
Ученики любят маленькие задания, в которых они могут достичь успехов, повторяя из урока в урок и отрабатывая навыки грамотного письма. На одном уроке можно выполнить выборочно одно – три задания из приведённых ниже.
Приведу примеры минуток чистописания, которые я использую в работе.
1. Минутка чистописания №1
Варианты заданий:
а). Записать первую заглавную букву алфавита
б). Записать первую строчную букву алфавита
в). Записать букву, которая произносится голосом
г). Записать гласную, которая образует слог
Образец:
Дети должны уловить и запомнить, как пишутся письменные буквы, ведь они имеют разницу с печатной буквой.
2. Минутка чистописания №2
Когда ученики знают уже несколько букв, мы делим их на две строчки. В верхней строчке пишем маленькие строчные буквы, а на нижней строчке пишем заглавные буквы.
Образец: а о у ы и е н л к м а о у ы и е н л к м
А О У Ы И Е Н Л К М А О У Ы И Е Н Л К М
Варианты заданий:
а). Подчеркнуть гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука
б). Подчеркнуть гласные буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука
в). Найти и подчеркнуть букву, которая не бывает заглавной.
г). Подчеркни гласные первого ряда
д). Подчеркни гласные второго ряда
е). Подчеркни йотированные гласные
ж). Найти и подчеркнуть йотированную букву, которая обозначает два звука
з). Найти и подчеркнуть согласную шипящую букву
и). Найти и подчеркнуть букву, которая не имеет пару по глухости и звонкости
к). Найти и подчеркнуть букву, которая не имеет пару по твёрдости и мягкости
3. Минутка чистописания №3
Образец: ли, ре, па, са, лу, до, ля, ро, га, но, жи, мо, ко, ло
Варианты заданий:
а). Составь и запиши открытые слоги с гласными первого ряда
Ответ: па, лу, до, га, ро, но, ко, ло, пы, му, мо
б). Составь и запиши закрытые слоги с гласными второго ряда.
Ответ: ел, ям, юр, ис, ёж, ин, ёк, иш, яд, ик
в). Из записанных слогов составь слова.
Ответ: дорога, луна, ёжик, молоко, рога
г). Поставь в словах ударение.
д). Составь звуковую схему к словам.
е). Из слов составь предложения.
Ответ: Ёжик пьёт молоко. У коровы рога. Луна освещает дорогу.
д). Составь схему к этим предложениям.
Ответ: ∟ ___ ___ . ∟ ___ ___ . ∟ ___ ___ .
4. Минутка чистописания №4
Варианты заданий:
а). Продолжить строчку.
Ответ: Б, П, В,Ф, Г, К …
б). Записать три слова, которые начинаются с гласных букв.
Ответ: яблоко, облако, арбуз
в). Разделить слова на слоги
Ответ: Яб-ло-ко, об-ла-ко, ар-буз
г). Разделить слова для переноса: Заяц, майка, пальто, хоккей, язык
Ответ: За-яц, май-ка, паль-то, хок-кей, язык
5. Минутка чистописания №5
Варианты заданий на уроках:
а). Записать парные согласные по глухости и звонкости.
Ответ: б – п, в – ф, г – к, з – с, ж – ш, д – т
б). На нижней строчке записать непарные звонкие согласные звуки
Ответ: л, р, н, м
в). Записать непарные глухие согласные
Ответ: х, ц, ч, щ
г). Записать всегда твёрдые согласные
Ответ: ж, ш, ц
д). Записать всегда мягкие согласные
Ответ: й, ч, щ
е). Записать буквы, которые звуков не образуют
Ответ: ъ, ь
6. Минутка чистописания №6
Запиши буквы в алфавитном порядке заглавную и строчную вместе.
Варианты заданий на уроках:
а). Дать характеристику гласному звуку
Ответ: А – гласный, ударный или безударный
б). Дать характеристику согласному звуку
Ответ: Р – согласный непарный звонкий, парный мягкий или твёрдый
в). Назвать йотированные гласные
Ответ: Я[й′ а], Ё[й′ о], Ю[й′ у], Е [й′ э]
г). В каких случаях йотированный гласный звук образует два звука
Ответ: когда йотированный стоит в начале слова,
стоит после гласной,
стоит после разделительного Ь или Ъ знака
д). Записать слова в алфавитном порядке: хорошо, сапоги, болото, герой, девочка, сорока
Ответ: болото, герой, девочка, сапоги, сорока, хорошо
е). Построить из слов предложение.
Ответ: Девочка в сапогах идёт по болоту.
д) Записать три словарных слова на букву, которые начинаются на букву А.
Ответ: аптека, автобус, аллея
Минутка чистописания – это обязательная часть урока. При её проведении обучающиеся практикуют не только графический навык, но и развивают логическое мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые способности.
|
Категория: Блоги | Добавил: staratel20072007
|
Просмотров: 2091 | Загрузок: 105
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|