Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Интеллектуальные групповые игры как средство развития познавательных способностей у младших школьников с задержкой психического развития

СКАЧАТЬ (284.0 Kb) 02.11.2022, 17:11
Бучнева Анастасия Александровна
студент, НТПК №1
В настоящее время образование детей с задержкой психического развития – одна из самых дискуссионных и актуальных проблем современного образования. Проблема обучения таких детей становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой – появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Задержка психического развития – это временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. Это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Развитие детей с задержкой психического развития разнородно в связи с временным отставанием развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.

Для реализации познавательной и творческой деятельности обучающегося и ее активности в учебном процессе сегодня используют современные инновационные педагогические технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время [1].

Для развития познавательных способностей необходимо использовать различные методы и приёмы, в том числе к ним относятся и интеллектуальные групповые игры, так как огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности.

Интеллектуальная групповая игра - это особая форма организации познавательной деятельности учащихся.

Цель всякой интеллектуальной игры: развивать способность мышления, способность рационального познания (интеллекта) в условиях непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Необходимо отметить, что интеллектуальная игра, как форма организации познавательной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности, является одной из лучших, универсальных форм. Именно интеллектуальная игра дает возможность проверить учебные достижения учащихся практически по всем основным содержательным линиями образования [2].

Все исследования клинических проявлений ЗПР отмечают, что у этих детей есть недостатки в мыслительной деятельности. Это отчетливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач, при письме и т.д. А важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием.

Работа в команде, во время проведения игры, напрямую влияет на развитие, как познавательных способностей, так и личностных. Учащиеся должны научиться помогать друг другу, поддерживать, радоваться за свою и за чужую победу.

Особенно на первых годах обучения ребенка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память, так как на основе преимущественно использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. Во время игры учащиеся, не подозревая об этом, получают новые знания, либо закрепляют старые.

Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются снижением уровня познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. В системе обучения и игры необходимо использовать различные виды помощи, к ним относятся: стимулирующие, направляющие, обучающие.

Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

За 2 года работы в этом направлении была создана методическая копилка с готовыми интеллектуальными играми. В неё входят шаблоны игр, игры для учащихся разных возрастов (для младших школьников, для школьников среднего и старшего звена), таблицы для подсчета итогов, а также собраны вопросы по различным тематикам. Соответственно, эта методическая копилка во многих аспектах облегчает работу.

Важно отметить, что данный вид деятельности пользуется огромным спросом. Например, непосредственно в школах (на урочной и внеурочной деятельности), в коррекционных школах, в детских оздоровительных учреждениях, на дополнительном образовании (в кружках) и т.д.

Благодаря целенаправленной работе наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся с задержкой психического развития в посещении кружков, секций, спецкурсов, растет интерес учащихся к знаниям, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности.

Список литературы:
1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / А.Д.Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. – 2-е. изд. – Москва : Академия, 2002. – 143 с.
2. Гончарова Г. И. Интеллектуальные игры на уроках истории и во внеурочное время // eLABRA


Категория: Блоги | Добавил: buchnevann
Просмотров: 269 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог