Мы все несем одну большую ношу,
Взбираясь потихоньку в гору с ней.
И если я свой край нелегкий брошу,
То всем немного станет тяжелей.
П. Сергеев
Моя педагогическая проблема: «Интерактивные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы».
Основные цели и задачи, которые я ставлю перед собой и детьми:
- Активизировать познавательную деятельность.
- Развивать у учащихся логическое мышление
- Учить детей правильно говорить, используя богатство русского языка.
- Применять полученные знания при решении проблемных задач, выполнении творческих работ.
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Мое педагогическое кредо – сотрудничество с учениками. Сотрудничество же на уроке, в процессе обучения – это самая высокая планка для учителя. Кто умеет брать её – тот имеет результаты, которыми можно гордиться. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
- познавательную;
- коммуникативно-развивающую;
- социально-ориентационную.
И позволяет:
- реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
- формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
- усилить мотивацию к изучению предмета;
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
- самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
- отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет различий в стилях познания;
- поисковые и исследовательские методы;
- игровые методы.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)
- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
- задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
- в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
- учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
Этапы проведения интерактивных форм.
- Разминка
- Объединение в группы
- Организация учебной деятельности учащихся в группе
- Подведение итогов
- Презентация групповых решений
- Рефлексия
Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми.
Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора.
Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:
- усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
- процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
- суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
- презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы.
Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.
Организация групповой деятельности
Компоненты деятельности |
Функции группы, ведущие к успешной деятельности |
Решение задач |
Оказание поддержки |
Роли членов группы |
Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др. |
Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель. |
Содержание деятельности |
Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка. |
Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей. |
Результат |
Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели. |
Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели. |
В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:
- изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;
- дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;
- совмещать первый путь со вторым.
Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:
- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;
- каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;
- критикуются идеи, а не личности;
- цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения.
Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.
От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.
Организация межгруппового общения
Формы межгруппового общения |
Варианты презентации групповых решений |
Совместно – индивидуальная |
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка») |
Совместно – последовательная |
Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета») |
Совместно – взаимодействующая |
Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка») |
Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Эффективность этого этапа зависит от многих факторов:
- учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому педагогу надо заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
- педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся, даже если они негативные. Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе? Нет, они все равно будут, особенно на первых занятиях, поскольку не все ученики готовы к такой коммуникативно-интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но для того, чтобы объяснить истоки негативной оценки педагог должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние этого ученика. Был ли он принят в групповую работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к ученику со стороны одноклассников, педагога? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания силам и возможностям этого ученика? и т.д.
- эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:
- организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;
- целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;
- создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;
- осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;
- сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.
Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:
- нахождение проблемной формулировки темы занятия;
- организация учебного пространства, располагающего к диалогу;
- мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;
- создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
- выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;
- использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
- оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
- развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.
В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий.
Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.
Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс, в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:
Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.
- Концентрация внимания на тему обсуждения;
- Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;
- Завершить обсуждение;
- Фиксировать тему и цель урока на доске.
Нет навыков игровой деятельности
- Более подробно объяснять условия;
- Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.
Затягивание дискуссии, обсуждения
- Ввести и выполнять специальные правила;
- Установить временной барьер.
Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя
- Дать индивидуальное задание;
- Определить роль наблюдателя, члена жюри.
Нет активности
- Ввести проблемный вопрос или противоречие;
- Смена деятельности;
- Если от недопонимания, то уточнение.
Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)
- Аутотренинг;
- Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;
- Элемент неожиданности.
Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:
Нарушение речи (заикание, дефекты)
- Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);
- При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)
Речь не развита
- Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;
- Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);
- Рассказ по готовой схеме.
Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил. Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.
И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем литературы, меняется лишь содержание.
|