Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Интонация-главное в исполнительстве

СКАЧАТЬ (22.5 Kb) 03.02.2021, 12:10
Сухова Ольга Геннадьевна
Педагог дополнительного образования, МУДО "Дворец детского творчества" г.Саранска
Цель занятия: Вдохновить ребёнка на эмоциональное, прочувствованное исполнение произведения.
Вид урока: традиционный.

Задачи:
Развивающие:
• развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых для исполнительства;
• освоение образной структуры музыкального произведения.
Обучающие:
• изучение техники интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.
Воспитательные:
• воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.
• развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;

Музыкальное оборудование: фортепиано, ноты.

План занятия:

1. Организационный момент (3 мин).
2. Теоретические сведения (12 мин).
3. Подготовительные упражнения (7 мин).
4. Работа над произведением (11 мин).
5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом (4 мин).
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока (6 мин).
7. Домашнее задание (2 мин).

Методика проведения занятия
1.Организационный момент
Педагог:
Сегодня мы проводим открытое занятие по специальности " Фортепиано" в музыкальной студии «ДО-МИ-СОЛЬка» в 5 классе с Котловым Дмитрием. Тема нашего занятия: «Интонация - главное в исполнительстве». Работать над интонацией мы будем в пьесе А. Гречанинова "Жалоба".

2. Теоретические сведения
Педагог:
- Дима, текст "Жалобы" у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что же нам не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли только хорошо знать текст музыкального произведения и играть без ошибок?
Ученик: (ответ).
Педагог:
- Конечно, нет! Мы, как художники, должны раскрасить чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда ли?
Ученик: (ответ).
Педагог:
Наша пьеса называется "Жалоба". Как ты думаешь, что означает слово "жалоба"?
Ученик: (ответ).
Педагог:
Мне, например, кажется, это - через какие-то слова выраженное чувство обиды. - - Ты согласен?
Ученик: (ответ).
Педагог:
- А ты кому-нибудь когда-нибудь жаловался?
Ученик:
Я в детстве жаловался маленькому игрушечному любимому мишке.
Педагог:
- Как ты думаешь, жалуются все одинаково?
Ученик:
- Нет
Педагог:
Конечно, нет! Одни могут всхлипывать тихонечко, а другие - рыдать, или даже кричать и негодовать на своего обидчика. Вполне возможно, композитор в пьесе вспоминает о том, как он в детстве жаловался маме на своего обидчика. Какие эмоции мы можем почувствовать на протяжении всей пьесы? (анализируем эмоциональное развитие пьесы).
Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно. Если сначала композитор хотел показать тихие всхлипывания и вздохи, рассказал о каком-то происшествии, то затем, возможно, хотел, чтобы услышали и почувствовали всю его сердечную боль и даже возмущение и негодование. В конце произведения наступает успокоение, смирение, а может даже, и прощение обиды.
Если мы очень постараемся, то можем передать интонацию всех этих разнообразных чувств и эмоций, правда?..
- А что же такое ИНТОНАЦИЯ?
Ученик:
Это - звук с каким-то своим настроением. Бывает интонация радости, грусти, скорби, жалобы.
Педагог:
- Можно сыграть звук, но ничем его не наполнить, а можно через звук выразить своё душевное состояние. Как ты думаешь, какую музыку будет интереснее слушать - просто набор звуков или передающую чувства и эмоции?
Ученик: (ответ).

3. Подготовительные упражнения
Педагог:
Чтобы передать какое-нибудь настроение в музыке, очень важна посадка. Интонация и посадка связаны между собой, как единая система. Давай проверим с какой посадкой звук станет более выразительным (пробуем играть с прямой спиной, затем - с наклоненным корпусом небольшой отрывок пьесы). Во второй раз музыка звучит гораздо выразительнее и легче передавать эмоцию, правда?..
Второе упражнение - сидя на стуле, наклоняем корпус тела, руки висят вниз. Нужно почувствовать тяжесть в кистях рук (выполняем упражнение).
Третье упражнение - пробуем играть два звука, передавая различные эмоции - жалобы, гнева, печали и др. Без тяжести и ощущения веса в пальцах передать интонацию в музыке трудно и даже невозможно, кисти рук должны быть свободными. Если руки будут зажаты, мы не сможем передать интонацию в музыке. Попробуй сыграть фразу зажатыми руками. Что получается?
Ученик:
Музыка - пустая, невыразительная, без чувств!
Педагог:
Нам нужно ощутить в кистях одновременно и вес, и свободу. Благодаря игре с правильным интонированием, ты должна почувствовать, что твоя музыка выражает твою эмоцию, которую ты хочешь передать в каждый миг твоей игры. Музыка начинается в твоей душе, сердце и через руки и пальцы переливается в инструмент.

4. Работа над произведением
Педагог:
Интонация - это главное в музыкальном исполнительстве. Это - музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой, даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть живыми, как будто они дышат - напрягаются при вздохе и расслабляются при выдохе (начинаем играть пьесу)
рр – означает, как будто где-то далеко или очень давно … пальцами чувствуем тишину… Палец, предчувствуя звук - напрягается и медленно погружается. Ещё при переходе на легато в другой звук должно быть ощущение, что звук, как у скрипки тянется к другому звуку, или почувствовать звук как натянутую пружину. Мелодия начинается с секунды. Секунда - это почти всегда ощущение напряжения, ожидания. Ритмичные мягкие терции в левой - как тихий стук сердца....
И далее до конца произведения:
- работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, правильным погружением пальцев (как будто поём пальчиками);
- проговариваем, как развивается и меняется эмоциональный характер пьесы;
- работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы, придумываем подтекстовку мелодической фразы, сначала проговариваем текст вслух с выражением, стремлением, развитием, нужным настроением, затем пропеваем и пытаемся сыграть мелодическую фразу на инструменте;
- затем, поработав отдельно над каждой фразой, объединяем их в более крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное развитие;
- параллельно происходит работа над ошибками, если они имеются в тексте, (штрихами, аппликатурой, педализацией, артикуляцией).

5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом
(Педагог исполняет пьесу), затем просит оценить свою игру - что понравилось учащемуся, а что не понравилось. Сам даёт оценку своему исполнению.

6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов занятия.
(Ученик играет пьесу с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке, затем с помощью педагога делает самоанализ проигранного произведения, определяя, что ещё не получается и над чем нужно поработать дома.)

Самоанализ занятия
Педагог и ученик:
Мы считаем, что урок удался.
Педагог:
А цель занятия - настроить ученика на творческий лад, побудить его к осмыслению характера произведения и эмоциональной игре, была достигнута. В конце занятия на контрольном проигрывании ученик попытался максимально передать свои внутренние ощущения и эмоции.
Конечно, об интонации говорится на каждом занятии, но, обычно на обычных рабочих занятиях, педагог ставит сразу несколько задач (текстовых, технических, интонационных и др.). Поэтому, учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере. Например, на задаче правильного интонирования.)
Данный тематическое занятие ценно именно тем, что перед учеником ставится только одна конкретная задача и ему легче сосредоточиться именно на ней. Это помогает ребёнку эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в исполнении. Безусловно, открытое занятие предполагает новую непривычную обстановку и для педагога, и для обучающегося, поэтому, анализируя, можно сказать о некоторой зажатости, скованности и напряжённости у воспитанника. Хотя педагог старается объяснять ярко и образно, чувствуется некоторое волнение и сбивчивость.
Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи занятия определены. Предложенные педагогом методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока. Чувствуется волевое и эмоциональное воздействие педагога на ученика.
Педагог владеет музыкальным материалом, воспитывает в ученике умение слышать зависимости звукового результата от технического приёма. Контакт с ребёнком у педагога есть. Учащийся показал умение работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами, над исправлением дефектов игрового аппарата. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Активность ученика хорошая, на занятии показал своё умение через звук высказать свои внутренние ощущения.

7. Домашнее задание:
1) нарисовать небольшой рисунок на тему: «Музыкальный образ пьесы»;
2) проанализировать ещё раз пьесу, вспомнить все разделы и постараться выразить всё в исполнении.

Литература:
1. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». - М.,1999
2. Николаев А. (ред.). Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып.2 – М, 1999
3. Сорокина К.С. Музыка для детей. Фортепианные пьесы, вып.5. Уч. пособие для 5-6 классов ДМШ – М., изд. объединение «Композитор», 1993 стр. 63-65.


Категория: Блоги | Добавил: 0505olga0505
Просмотров: 502 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог