Цель занятия: Вдохновить ребёнка на эмоциональное, прочувствованное исполнение произведения.
Вид урока: традиционный.
Задачи:
Развивающие:
• развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых для исполнительства;
• освоение образной структуры музыкального произведения.
Обучающие:
• изучение техники интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.
Воспитательные:
• воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.
• развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
Музыкальное оборудование: фортепиано, ноты.
План занятия:
1. Организационный момент (3 мин).
2. Теоретические сведения (12 мин).
3. Подготовительные упражнения (7 мин).
4. Работа над произведением (11 мин).
5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом (4 мин).
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока (6 мин).
7. Домашнее задание (2 мин).
Методика проведения занятия
1.Организационный момент
Педагог:
Сегодня мы проводим открытое занятие по специальности " Фортепиано" в музыкальной студии «ДО-МИ-СОЛЬка» в 5 классе с Котловым Дмитрием. Тема нашего занятия: «Интонация - главное в исполнительстве». Работать над интонацией мы будем в пьесе А. Гречанинова "Жалоба".
2. Теоретические сведения
Педагог:
- Дима, текст "Жалобы" у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что же нам не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли только хорошо знать текст музыкального произведения и играть без ошибок?
Ученик: (ответ).
Педагог:
- Конечно, нет! Мы, как художники, должны раскрасить чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда ли?
Ученик: (ответ).
Педагог:
Наша пьеса называется "Жалоба". Как ты думаешь, что означает слово "жалоба"?
Ученик: (ответ).
Педагог:
Мне, например, кажется, это - через какие-то слова выраженное чувство обиды. - - Ты согласен?
Ученик: (ответ).
Педагог:
- А ты кому-нибудь когда-нибудь жаловался?
Ученик:
Я в детстве жаловался маленькому игрушечному любимому мишке.
Педагог:
- Как ты думаешь, жалуются все одинаково?
Ученик:
- Нет
Педагог:
Конечно, нет! Одни могут всхлипывать тихонечко, а другие - рыдать, или даже кричать и негодовать на своего обидчика. Вполне возможно, композитор в пьесе вспоминает о том, как он в детстве жаловался маме на своего обидчика. Какие эмоции мы можем почувствовать на протяжении всей пьесы? (анализируем эмоциональное развитие пьесы).
Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно. Если сначала композитор хотел показать тихие всхлипывания и вздохи, рассказал о каком-то происшествии, то затем, возможно, хотел, чтобы услышали и почувствовали всю его сердечную боль и даже возмущение и негодование. В конце произведения наступает успокоение, смирение, а может даже, и прощение обиды.
Если мы очень постараемся, то можем передать интонацию всех этих разнообразных чувств и эмоций, правда?..
- А что же такое ИНТОНАЦИЯ?
Ученик:
Это - звук с каким-то своим настроением. Бывает интонация радости, грусти, скорби, жалобы.
Педагог:
- Можно сыграть звук, но ничем его не наполнить, а можно через звук выразить своё душевное состояние. Как ты думаешь, какую музыку будет интереснее слушать - просто набор звуков или передающую чувства и эмоции?
Ученик: (ответ).
3. Подготовительные упражнения
Педагог:
Чтобы передать какое-нибудь настроение в музыке, очень важна посадка. Интонация и посадка связаны между собой, как единая система. Давай проверим с какой посадкой звук станет более выразительным (пробуем играть с прямой спиной, затем - с наклоненным корпусом небольшой отрывок пьесы). Во второй раз музыка звучит гораздо выразительнее и легче передавать эмоцию, правда?..
Второе упражнение - сидя на стуле, наклоняем корпус тела, руки висят вниз. Нужно почувствовать тяжесть в кистях рук (выполняем упражнение).
Третье упражнение - пробуем играть два звука, передавая различные эмоции - жалобы, гнева, печали и др. Без тяжести и ощущения веса в пальцах передать интонацию в музыке трудно и даже невозможно, кисти рук должны быть свободными. Если руки будут зажаты, мы не сможем передать интонацию в музыке. Попробуй сыграть фразу зажатыми руками. Что получается?
Ученик:
Музыка - пустая, невыразительная, без чувств!
Педагог:
Нам нужно ощутить в кистях одновременно и вес, и свободу. Благодаря игре с правильным интонированием, ты должна почувствовать, что твоя музыка выражает твою эмоцию, которую ты хочешь передать в каждый миг твоей игры. Музыка начинается в твоей душе, сердце и через руки и пальцы переливается в инструмент.
4. Работа над произведением
Педагог:
Интонация - это главное в музыкальном исполнительстве. Это - музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой, даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть живыми, как будто они дышат - напрягаются при вздохе и расслабляются при выдохе (начинаем играть пьесу)
рр – означает, как будто где-то далеко или очень давно … пальцами чувствуем тишину… Палец, предчувствуя звук - напрягается и медленно погружается. Ещё при переходе на легато в другой звук должно быть ощущение, что звук, как у скрипки тянется к другому звуку, или почувствовать звук как натянутую пружину. Мелодия начинается с секунды. Секунда - это почти всегда ощущение напряжения, ожидания. Ритмичные мягкие терции в левой - как тихий стук сердца....
И далее до конца произведения:
- работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, правильным погружением пальцев (как будто поём пальчиками);
- проговариваем, как развивается и меняется эмоциональный характер пьесы;
- работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы, придумываем подтекстовку мелодической фразы, сначала проговариваем текст вслух с выражением, стремлением, развитием, нужным настроением, затем пропеваем и пытаемся сыграть мелодическую фразу на инструменте;
- затем, поработав отдельно над каждой фразой, объединяем их в более крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное развитие;
- параллельно происходит работа над ошибками, если они имеются в тексте, (штрихами, аппликатурой, педализацией, артикуляцией).
5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом
(Педагог исполняет пьесу), затем просит оценить свою игру - что понравилось учащемуся, а что не понравилось. Сам даёт оценку своему исполнению.
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов занятия.
(Ученик играет пьесу с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке, затем с помощью педагога делает самоанализ проигранного произведения, определяя, что ещё не получается и над чем нужно поработать дома.)
Самоанализ занятия
Педагог и ученик:
Мы считаем, что урок удался.
Педагог:
А цель занятия - настроить ученика на творческий лад, побудить его к осмыслению характера произведения и эмоциональной игре, была достигнута. В конце занятия на контрольном проигрывании ученик попытался максимально передать свои внутренние ощущения и эмоции.
Конечно, об интонации говорится на каждом занятии, но, обычно на обычных рабочих занятиях, педагог ставит сразу несколько задач (текстовых, технических, интонационных и др.). Поэтому, учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере. Например, на задаче правильного интонирования.)
Данный тематическое занятие ценно именно тем, что перед учеником ставится только одна конкретная задача и ему легче сосредоточиться именно на ней. Это помогает ребёнку эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в исполнении. Безусловно, открытое занятие предполагает новую непривычную обстановку и для педагога, и для обучающегося, поэтому, анализируя, можно сказать о некоторой зажатости, скованности и напряжённости у воспитанника. Хотя педагог старается объяснять ярко и образно, чувствуется некоторое волнение и сбивчивость.
Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи занятия определены. Предложенные педагогом методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока. Чувствуется волевое и эмоциональное воздействие педагога на ученика.
Педагог владеет музыкальным материалом, воспитывает в ученике умение слышать зависимости звукового результата от технического приёма. Контакт с ребёнком у педагога есть. Учащийся показал умение работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами, над исправлением дефектов игрового аппарата. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Активность ученика хорошая, на занятии показал своё умение через звук высказать свои внутренние ощущения.
7. Домашнее задание:
1) нарисовать небольшой рисунок на тему: «Музыкальный образ пьесы»;
2) проанализировать ещё раз пьесу, вспомнить все разделы и постараться выразить всё в исполнении.
Литература:
1. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». - М.,1999
2. Николаев А. (ред.). Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып.2 – М, 1999
3. Сорокина К.С. Музыка для детей. Фортепианные пьесы, вып.5. Уч. пособие для 5-6 классов ДМШ – М., изд. объединение «Композитор», 1993 стр. 63-65.
|