Цель занятия: Формирование представления о понятии «счастье», развитие способности осознавать собственные ценности и потребности, способствовать позитивному восприятию собственной жизни.
I. Организационный этап
Психолог: Добрый день, ребята! Давайте ненадолго забудем обо всех наших делах и заботах и посмотрим на свою жизнь иначе. Чтобы сразу почувствовать суть нашего сегодняшнего разговора, послушаем одно короткое стихотворение:
На остановке маленькой, той, что в конце квартала,
Сидело тихо Счастье и на ветру дрожало.
А люди торопливо все мимо пробегали.
Сидело счастье тихо, его не замечали...
И вот дождливым утром счастье ждать устало.
В углу на остановке, как-то пусто стало.
Нам помнить не мешало бы в пустые грусти дни,
Что счастье где-то рядом – лишь руку протяни.
(Ирина Погорелова)
Теперь скажите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
Предполагаемые ответы воспитанников: -О счастье.
Верно, сегодня мы поговорим именно о счастье и постараемся разобраться, почему же многие стремятся к этому состоянию.
II. Основная часть
Этап диагностики уровня удовлетворённости жизнью.
Поднимите руки те, кто чувствует себя счастливым прямо сейчас. Тем, кто поднял руку, скажу следующее: исследования показывают, что счастливые люди живут примерно на 20% дольше. Для тех, кто пока не ощущает себя счастливым, я подготовила специальные упражнения, которые помогут изменить ваше восприятие мира и стать чуточку радостнее.
Итак, давайте сначала улыбнёмся друг другу и настроимся на позитивную волну.
Упражнение №1 «Мое счастье»
Цель: определить личные критерии счастья.
Сегодня мы вместе попытаемся разобраться, какое значение лично для вас имеет слово «счастье».
Задание: Нарисуйте солнце. В центре солнца напишите фразу «МОЁ СЧАСТЬЕ». Из центра исходят лучи, каждый из которых обозначает вашу потребность или желание («любовь», «деньги», «машину», «дом»). Важно описать свои пожелания подробно: марка машины, сумма зарплаты и т.д.
Время выполнения: 1 минута. Минимальное количество лучей — пять.
Обсудим, что у вас получилось:
- Какие чувства вызвали у вас это задание?
- Сложно ли было определиться с вашими потребностями?
- Насколько чёткими оказались ваши цели?
Пример формулировки: «Для меня счастье — это...» (можно озвучивать главные пункты, остальные останутся конфиденциальными).
Итог обсуждения: Все участники видят, насколько разным является понимание счастья у каждого из нас. Оно уникально и индивидуально.
Рефлексия собственных достижений.
Взгляните ещё раз на свои рисунки и подумайте:
- Сколько пунктов из вашего списка желаний уже осуществилось?
- Есть ли разница между числом достигнутых целей и теми, что остались мечтами?
- Уверены ли вы, что полное исполнение ваших желаний сделает вас абсолютно счастливыми?
Многие считают, что станут счастливыми, когда:
- закончат учёбу;
- найдут любимую работу;
- устроят личную жизнь;
- приобретут жильё и автомобиль...
Но разве ожидание будущего счастья не лишает удовольствия настоящего момента? Мы часто думаем, что настоящее начинается завтра, а ведь жизнь проходит именно сейчас.
Упражнение №2 «Благодарность судьбе»
Цель: Формирование привычки мыслить положительно и развивать чувство благодарности.
Сейчас мы познакомимся с упражнением, которое помогает увидеть положительное даже там, где кажется трудно. Сядьте удобно и приготовьтесь записать в тетради список всего, за что вы могли бы выразить благодарность своей судьбе. Включите сюда самые важные события вашей жизни и мелкие приятные моменты. Например, поблагодарите судьбу за своё рождение, здоровье, близких людей, достижения и успехи.
Затем обсудим ваши списки:
- Каковы были ощущения при составлении перечня?
- Удалось ли вам составить большой список?
- Возникли трудности? Почему?
Важно отметить, что привычка видеть хорошее укрепляет эмоциональное благополучие и способствует достижению внутреннего спокойствия.
Упражнение №3 «Три повода для радости»
Цель: Повышение самооценки и концентрации внимания на положительных аспектах прожитого дня.
Вечером, ложась спать, мы нередко склонны анализировать неудачи и проблемы дня. Попробуйте изменить привычку: вспомните хотя бы три приятных момента, произошедших за сутки. Они могут быть небольшими, но значительными для вас.
Примеры вопросов:
- Что вызвало у вас улыбку сегодня?
- За что вы гордитесь собой?
- Что хорошего случилось сегодня?
Регулярное повторение упражнения позволит сформировать устойчивый положительный взгляд на жизнь и укрепить внутреннее удовлетворение.
Упражнение №4 «Утопи свои печали»
Цель: Освобождение от негативных эмоций и создание пространства для позитивных ощущений.
Негативные мысли иногда проникают в сознание и мешают чувствовать радость. Предлагаю способ избавления от них: расслабьтесь, представьте глубокую ванну, куда стекают черные струи негативных переживаний. Заполните её целиком, затем мысленно вытяните пробку и наблюдайте, как вся грязь уходит в сточную трубу. Теперь наполните ванну вновь, но теперь уже чистыми потоками позитива и надежд.
Размышляем о результате:
- Почувствовали облегчение?
- Способствует ли подобный метод улучшению самочувствия?
Помните, что негативное мышление заразительно, однако позитивное также передается окружающим. Окружите себя приятными впечатлениями и общением с положительными людьми.
III. Заключение
Пусть полученные знания помогут вам сохранить внутреннюю гармонию и удовольствие от повседневной жизни. Благодарите судьбу чаще, наслаждайтесь каждым днем и старайтесь сохранять позитивный настрой.
|