Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Искусство народной вышивки

СКАЧАТЬ (237.5 Kb) 19.12.2022, 22:37
Дзуцева Наталья Константиновна
учитель ИЗО, МБОУ СОШ №25 Владикавказ
Технологическая карта урока
 
Тема урока Искусство народной вышивки.
Тип урока Урок комбинированный
Дата урока  
Цели урока
Цели:
Познакомить учащихся со старинной русской и осетинской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».
        Задачи:
  1. Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя тетрадь в клеточку при работе с графическим диктантом.
  2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.
Развивать умение самостоятельно действовать по указанному правилу.
 Развивать пространственную ориентировку.
  1. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре России и Осетии.
Планируемые результаты Предметные умения:
Графические:
-владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками.
-правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.
Учебно- творческие умения:
-искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.
Речевые умения:
- умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Личностные  УУД: сформировать:
-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;
-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Регулятивные  УУД:
-высказывать своё предположение на основе учебного материала;
-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке
Методы и формы обучения Методы: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстративный), проблемный.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Основные понятия Орнамент, стилизация, скатерти – столешники, подзоры, концы полотенец, птица – пава, птица Сирин, образы коня, оленя, барса, девы, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь.
Межпредметные связи Математика, история
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
ПК, презентация, интерактивная доска Учебник «Черчение», тетрадь, карандаши цветные, фломастеры,  гелевые ручка
 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный Приветствие. Рассаживание по рабочим местам. Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся. Метапредметные  УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль по организации рабочего места
Постановка учебной проблемы Учитель демонстрирует народные праздничные костюмы. Слайд1 Презентация.
1.Перед вами праздничные женские и мужские костюмы. Нравятся ли они вам?
2.Почему?
3.Что придает костюму красочность?
4.В какой технике выполнены рисунки?
5.Может ли цвет придавать праздничность костюму?
6. В Москве есть Красная площадь. Корень у этих двух слов один. Почему она так называется?
На Руси красный цвет считался красивым, ярким, праздничным.
-Если мы обратимся к осетинскому свадебному праздничному костюму, то раньше он был красного цвета. И только в 20 веке он стал белым, как считается сейчас, более торжественным.
-На первом уроке мы с вами изучали образы в орнаменте Древней Руси, древние осетинские орнаменты.
7.Какие образы в орнаменте мы изучили?
 -На доске они все представлены в виде графического диктанта.
8.Скажите, как мы сформулируем тему нашего занятия?
-Молодцы.
Теме нашего урока «Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма» Слайд 2
Ответ учеников:
2.Они нарядные, яркие
3.Рисунки выполненные на полотне костюма.
4.Вышивка
5. Да, он красный.
6. Красная – значит красивая.
7. Образы воды, земли, солярные знаки, Макошь, конь,  птица, древо.
8. Орнамент.


Словарная работа. Запись на классной доске и в тетрадях
Познавательные: слушают учителя, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, слушают друг друга.
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.

 
Организация выполнения плана деятельности.
Ребята! Обратите внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. Слайд 3
Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Русскую женщину эта сложная , но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочку учили вышивать.
Это занятие было традиционным для русской женщины как в в бедной так и богатой семье. Девушка должна была готовить приданное: полотенца, постельное белье , одежду, скатерти. Женщины вышиванием заполняли свое свободное время. Любовное, ласковое отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях. Слайд 4
Учитель просит подготовленного ученика прочитать  стихотворение
Все предметы, входящие в приданое, были  яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка.
Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканями, вышитым и набивным узором. 
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. 
Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. 
Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:
  1. Слава божеству! Праздник.
  2. Просьба плодородия.
  3. Благодарность Богу за содеянное. 
Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический.
Элементы алано-осетинского орнамента, в частности растительные узоры берут своё начало из скифа - сарматского искусства, где впервые появляются волнообразные ветки, поросшие листьями. Широкое распространение растительных мотивов можно отнести именно к аланскому периоду, когда земледелие рядом со скотоводством заняло прочное место в экономике народа. А изображение головок животных, как и геометрические мотивы, являются исконно традиционными на территории Осетии со времён бронз Кобана.
 Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются  рогообразный,  спиралевидный, которые одинаково успешно выполнялись и золотым шитьём, и выкладкой из тесьмы, и аппликацией из цветной кожи. Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями, и тогда последние служат уже не дополнительным декоративным узором, а становятся основным украшающим мотивом. 
У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
https://ic.pics.livejournal.com/flyredwings/52759525/4635/4635_900.jpg
Нижний Дон, курган Хохлач, найдены останки сарматской царицы. В Азовском краеведческом музее есть этот стенд. Если хорошо его рассмотреть, то украшения царицы имеются геометрические символы, о которых мы говорили. 
Вышивка выполнялась различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже металлическими.
  В поздней культуре алан широкое развитие получает вышивка золотыми, серебряными, шелковыми нитками или тесьмой и аппликацией из цветной кожи на головных уборах, одежде, обуви, мелких вещах в виде футляров для небольших зеркал, кисетов и т. д. Богато украшались орнаментом одежда, головные уборы, обувь. Все головные уборы, известные из раскопок, сшиты из кожи, а иногда сверху покрыты тканью, украшены геометрическим или растительным орнаментом, выложены золотой тесьмой, бисером или мелкими бронзовыми бляшками
Иногда русскую вышивку дополняли бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству.
Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.










Ученик читает стихотворение
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке

Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;

Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Записывают в тетрадь определение вышивки и орнамента





Записывают в тетрадь виды орнамента.




































Ответ: Тогда при прямоугольном проецировании не изменятся размеры ширины и высоты предмета, не будут искажаться углы между прямыми линиями.

 
Познавательные: слушают учителя извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебника. Анализируют, сравнивают, учатся понимать информацию, делают выводы.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, задают вопросы, отвечают на вопросы.
Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

 
Физкультминутка Учитель показывает упражнения
 
Выполняют физкультминутку за учителем.  
Систематизация знаний и умений. -Вспомним, что такое орнамент.
Какие виды орнамента мы прошли?
Ребята, мы с вами уже знакомились с древними образами, делали зарисовки солярных знаков, коня, птицы, древа жизни.
- Покажите на слайде солярные знаки. Что такое солярные знаки?
- Объясните значение символов: Птица Олень   Барс
       Бегегиня

 - Что означает красный цвет в вышивке? Белый цвет?


 
Ответ учащихся: Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. 
Ответ: травный, зооморфный и геометрический.




 
регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
-проводить анализ творческой деятельности;
- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала        (знаний) на уроке и проводить его.
Применение новых знаний Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде в технике графический диктант. Мы будим создавать древо. Работа будет выполняться в вашей рабочей тетради фломастерами или карандашами.
Поскольку древко имеет симметричный рисунок, то и мы начнем работать с нижней центральной части листа. Отметим простым карандашом длину ствола, размер кроны, возможные боковые ответвления, места цветов и, возможно, птиц.
Начнем с основания, землю можно отметить в нижней части листа линией в 2-3 клетки толщиной и закрасить ее в шахматном порядке. Найти цент на ней и, по отмеченной линии ствола начинить орнамент.

Сочиняется орнамент в полосе, а также можно орнамент, изображающий древо жизни, коня и птиц, берегини, оберегов с народной вышивки. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым, уточняется композиционный замысел.

Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогая справиться с затруднениями или с выполнением отдельных операций, поддерживает творческие решения детей, демонстрирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей.
Контроль учителя за ходом и  качеством выполнения учащимися технологических операций может быть проведен визуально.
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют индивидуальную практическую работу. регулятивные:
- определять последовательность своих действий на уроке;
предметные:
- владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
 познавательные:
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;

 
Просмотр работ учащихся.
Рефлексия учебной деятельности
Выявление уровня изученного материала.
-Что нового узнали на уроке?
Выставка работ обучающихся с обсуждением и проведением анализа.
- Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце.
Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.
-А что нового мы узнали на уроке?
1. Орнамент изображается в виде …
2. Орнамент бывает….
3. Орнамент наносится для….
-Мы сегодня изучали  орнамент вышиваемый  на одежде.
    4.В каких других видах декоративно-прикладного искусства встречается орнамент?






Ответы учеников:
1…. образов (воды, земли, солярные знаки, макошь, конь,  птица, древко и др.)  и имеет стилизованный характер.
2…. растительный, животный, солярный и геометрический.
3… оберега и для красоты.
4. в виде резьбы по дереву  на фасаде дома , на посуде и мебели, разрисовывается красками на посуде, мебели, стенах.


 
Личностные УУД
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и  разделять их по уровню качества;
Метапредметные УУД
регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке        ( совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.
Домашнее задание Подобрать иллюстрации народного праздничного русского и осетинского костюмов.    
 


Категория: Блоги | Добавил: dzusevanatali57
Просмотров: 332 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог