Искусство народной вышивки
(237.5 Kb)
| 19.12.2022, 22:37 |
Дзуцева Наталья Константиновна |
учитель ИЗО, МБОУ СОШ №25 Владикавказ |
Технологическая карта урока
Тема урока |
Искусство народной вышивки. |
Тип урока |
Урок комбинированный |
Дата урока |
|
Цели урока |
Цели:
Познакомить учащихся со старинной русской и осетинской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».
Задачи:
- Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя тетрадь в клеточку при работе с графическим диктантом.
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.
Развивать умение самостоятельно действовать по указанному правилу.
Развивать пространственную ориентировку.
- Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре России и Осетии.
|
Планируемые результаты |
Предметные умения:
Графические:
-владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками.
-правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.
Учебно- творческие умения:
-искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.
Речевые умения:
- умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Личностные УУД: сформировать:
-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;
-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Регулятивные УУД:
-высказывать своё предположение на основе учебного материала;
-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке |
Методы и формы обучения |
Методы: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстративный), проблемный.
Формы: фронтальная, индивидуальная |
Основные понятия |
Орнамент, стилизация, скатерти – столешники, подзоры, концы полотенец, птица – пава, птица Сирин, образы коня, оленя, барса, девы, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь. |
Межпредметные связи |
Математика, история |
Ресурсы:
- основные
- дополнительные |
ПК, презентация, интерактивная доска Учебник «Черчение», тетрадь, карандаши цветные, фломастеры, гелевые ручка |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный |
Приветствие. Рассаживание по рабочим местам. Проверка готовности к уроку. |
Приветствие учащихся. |
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль по организации рабочего места |
Постановка учебной проблемы |
Учитель демонстрирует народные праздничные костюмы. Слайд1 Презентация.
1.Перед вами праздничные женские и мужские костюмы. Нравятся ли они вам?
2.Почему?
3.Что придает костюму красочность?
4.В какой технике выполнены рисунки?
5.Может ли цвет придавать праздничность костюму?
6. В Москве есть Красная площадь. Корень у этих двух слов один. Почему она так называется?
На Руси красный цвет считался красивым, ярким, праздничным.
-Если мы обратимся к осетинскому свадебному праздничному костюму, то раньше он был красного цвета. И только в 20 веке он стал белым, как считается сейчас, более торжественным.
-На первом уроке мы с вами изучали образы в орнаменте Древней Руси, древние осетинские орнаменты.
7.Какие образы в орнаменте мы изучили?
-На доске они все представлены в виде графического диктанта.
8.Скажите, как мы сформулируем тему нашего занятия?
-Молодцы.
Теме нашего урока «Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма» Слайд 2 |
Ответ учеников:
2.Они нарядные, яркие
3.Рисунки выполненные на полотне костюма.
4.Вышивка
5. Да, он красный.
6. Красная – значит красивая.
7. Образы воды, земли, солярные знаки, Макошь, конь, птица, древо.
8. Орнамент.
Словарная работа. Запись на классной доске и в тетрадях |
Познавательные: слушают учителя, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, слушают друг друга.
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.
|
Организация выполнения плана деятельности. |
Ребята! Обратите внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. Слайд 3
Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Русскую женщину эта сложная , но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочку учили вышивать.
Это занятие было традиционным для русской женщины как в в бедной так и богатой семье. Девушка должна была готовить приданное: полотенца, постельное белье , одежду, скатерти. Женщины вышиванием заполняли свое свободное время. Любовное, ласковое отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях. Слайд 4
Учитель просит подготовленного ученика прочитать стихотворение
Все предметы, входящие в приданое, были яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка.
Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканями, вышитым и набивным узором.
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.
Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы.
Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:
- Слава божеству! Праздник.
- Просьба плодородия.
- Благодарность Богу за содеянное.
Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический.
Элементы алано-осетинского орнамента, в частности растительные узоры берут своё начало из скифа - сарматского искусства, где впервые появляются волнообразные ветки, поросшие листьями. Широкое распространение растительных мотивов можно отнести именно к аланскому периоду, когда земледелие рядом со скотоводством заняло прочное место в экономике народа. А изображение головок животных, как и геометрические мотивы, являются исконно традиционными на территории Осетии со времён бронз Кобана.
Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются рогообразный, спиралевидный, которые одинаково успешно выполнялись и золотым шитьём, и выкладкой из тесьмы, и аппликацией из цветной кожи. Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями, и тогда последние служат уже не дополнительным декоративным узором, а становятся основным украшающим мотивом.
У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
Нижний Дон, курган Хохлач, найдены останки сарматской царицы. В Азовском краеведческом музее есть этот стенд. Если хорошо его рассмотреть, то украшения царицы имеются геометрические символы, о которых мы говорили.
Вышивка выполнялась различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже металлическими.
В поздней культуре алан широкое развитие получает вышивка золотыми, серебряными, шелковыми нитками или тесьмой и аппликацией из цветной кожи на головных уборах, одежде, обуви, мелких вещах в виде футляров для небольших зеркал, кисетов и т. д. Богато украшались орнаментом одежда, головные уборы, обувь. Все головные уборы, известные из раскопок, сшиты из кожи, а иногда сверху покрыты тканью, украшены геометрическим или растительным орнаментом, выложены золотой тесьмой, бисером или мелкими бронзовыми бляшками
Иногда русскую вышивку дополняли бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству.
Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
|
Ученик читает стихотворение
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Записывают в тетрадь определение вышивки и орнамента
Записывают в тетрадь виды орнамента.
Ответ: Тогда при прямоугольном проецировании не изменятся размеры ширины и высоты предмета, не будут искажаться углы между прямыми линиями.
|
Познавательные: слушают учителя извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебника. Анализируют, сравнивают, учатся понимать информацию, делают выводы.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, задают вопросы, отвечают на вопросы.
Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
Физкультминутка |
Учитель показывает упражнения
|
Выполняют физкультминутку за учителем. |
|
Систематизация знаний и умений. |
-Вспомним, что такое орнамент.
Какие виды орнамента мы прошли?
Ребята, мы с вами уже знакомились с древними образами, делали зарисовки солярных знаков, коня, птицы, древа жизни.
- Покажите на слайде солярные знаки. Что такое солярные знаки?
- Объясните значение символов: Птица Олень Барс
Бегегиня
- Что означает красный цвет в вышивке? Белый цвет?
|
Ответ учащихся: Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы.
Ответ: травный, зооморфный и геометрический.
|
регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
-проводить анализ творческой деятельности;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его. |
Применение новых знаний |
Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде в технике графический диктант. Мы будим создавать древо. Работа будет выполняться в вашей рабочей тетради фломастерами или карандашами.
Поскольку древко имеет симметричный рисунок, то и мы начнем работать с нижней центральной части листа. Отметим простым карандашом длину ствола, размер кроны, возможные боковые ответвления, места цветов и, возможно, птиц.
Начнем с основания, землю можно отметить в нижней части листа линией в 2-3 клетки толщиной и закрасить ее в шахматном порядке. Найти цент на ней и, по отмеченной линии ствола начинить орнамент.
Сочиняется орнамент в полосе, а также можно орнамент, изображающий древо жизни, коня и птиц, берегини, оберегов с народной вышивки. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым, уточняется композиционный замысел.
Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогая справиться с затруднениями или с выполнением отдельных операций, поддерживает творческие решения детей, демонстрирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей.
Контроль учителя за ходом и качеством выполнения учащимися технологических операций может быть проведен визуально. |
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют индивидуальную практическую работу. |
регулятивные:
- определять последовательность своих действий на уроке;
предметные:
- владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
познавательные:
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
|
Просмотр работ учащихся.
Рефлексия учебной деятельности |
Выявление уровня изученного материала.
-Что нового узнали на уроке?
Выставка работ обучающихся с обсуждением и проведением анализа.
- Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце.
Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.
-А что нового мы узнали на уроке?
1. Орнамент изображается в виде …
2. Орнамент бывает….
3. Орнамент наносится для….
-Мы сегодня изучали орнамент вышиваемый на одежде.
4.В каких других видах декоративно-прикладного искусства встречается орнамент? |
Ответы учеников:
1…. образов (воды, земли, солярные знаки, макошь, конь, птица, древко и др.) и имеет стилизованный характер.
2…. растительный, животный, солярный и геометрический.
3… оберега и для красоты.
4. в виде резьбы по дереву на фасаде дома , на посуде и мебели, разрисовывается красками на посуде, мебели, стенах.
|
Личностные УУД
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные УУД
регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. |
Домашнее задание |
Подобрать иллюстрации народного праздничного русского и осетинского костюмов. |
|
|
|
Категория: Блоги | Добавил: dzusevanatali57
|
Просмотров: 344 | Загрузок: 11
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|