Цели: Познакомить учащихся со старинной русской и осетинской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент». Задачи:
Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя тетрадь в клеточку при работе с графическим диктантом.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.
Развивать умение самостоятельно действовать по указанному правилу. Развивать пространственную ориентировку.
Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре России и Осетии.
Планируемые результаты
Предметные умения: Графические: -владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками. -правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии. Учебно- творческие умения: -искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические. Речевые умения: - умение анализировать, сравнивать и делать выводы. Личностные УУД: сформировать: -уважительное отношение к культуре и искусству своей страныцелостное мировоззрение; -потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; Регулятивные УУД: -высказывать своё предположение на основе учебного материала; -выражать в творческой работе своё отношение к древним образам; -работать по предложенному плану, инструкции; -обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке
Приветствие. Рассаживание по рабочим местам. Проверка готовности к уроку.
Приветствие учащихся.
Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль по организации рабочего места
Постановка учебной проблемы
Учитель демонстрирует народные праздничные костюмы. Слайд1 Презентация. 1.Перед вами праздничные женские и мужские костюмы. Нравятся ли они вам? 2.Почему? 3.Что придает костюму красочность? 4.В какой технике выполнены рисунки? 5.Может ли цвет придавать праздничность костюму? 6. В Москве есть Красная площадь. Корень у этих двух слов один. Почему она так называется? На Руси красный цвет считался красивым, ярким, праздничным. -Если мы обратимся к осетинскому свадебному праздничному костюму, то раньше он был красного цвета. И только в 20 веке он стал белым, как считается сейчас, более торжественным. -На первом уроке мы с вами изучали образы в орнаменте Древней Руси, древние осетинские орнаменты. 7.Какие образы в орнаменте мы изучили? -На доске они все представлены в виде графического диктанта. 8.Скажите, как мы сформулируем тему нашего занятия? -Молодцы. Теме нашего урока «Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма» Слайд 2
Ответ учеников:
2.Они нарядные, яркие
3.Рисунки выполненные на полотне костюма.
4.Вышивка 5. Да, он красный.
6. Красная – значит красивая. 7. Образы воды, земли, солярные знаки, Макошь, конь, птица, древо.
8. Орнамент.
Словарная работа. Запись на классной доске и в тетрадях
Познавательные: слушают учителя, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, слушают друг друга. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.
Организация выполнения плана деятельности.
Ребята! Обратите внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. Слайд 3 Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Русскую женщину эта сложная , но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочку учили вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в в бедной так и богатой семье. Девушка должна была готовить приданное: полотенца, постельное белье , одежду, скатерти. Женщины вышиванием заполняли свое свободное время. Любовное, ласковое отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях. Слайд 4 Учитель просит подготовленного ученика прочитать стихотворение Все предметы, входящие в приданое, были яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка. Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканями, вышитым и набивным узором. Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:
Слава божеству! Праздник.
Просьба плодородия.
Благодарность Богу за содеянное.
Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический. Элементы алано-осетинского орнамента, в частности растительные узоры берут своё начало из скифа - сарматского искусства, где впервые появляются волнообразные ветки, поросшие листьями. Широкое распространение растительных мотивов можно отнести именно к аланскому периоду, когда земледелие рядом со скотоводством заняло прочное место в экономике народа. А изображение головок животных, как и геометрические мотивы, являются исконно традиционными на территории Осетии со времён бронз Кобана. Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются рогообразный, спиралевидный, которые одинаково успешно выполнялись и золотым шитьём, и выкладкой из тесьмы, и аппликацией из цветной кожи. Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями, и тогда последние служат уже не дополнительным декоративным узором, а становятся основным украшающим мотивом. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены. В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. Нижний Дон, курган Хохлач, найдены останки сарматской царицы. В Азовском краеведческом музее есть этот стенд. Если хорошо его рассмотреть, то украшения царицы имеются геометрические символы, о которых мы говорили. Вышивка выполнялась различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже металлическими. В поздней культуре алан широкое развитие получает вышивка золотыми, серебряными, шелковыми нитками или тесьмой и аппликацией из цветной кожи на головных уборах, одежде, обуви, мелких вещах в виде футляров для небольших зеркал, кисетов и т. д. Богато украшались орнаментом одежда, головные уборы, обувь. Все головные уборы, известные из раскопок, сшиты из кожи, а иногда сверху покрыты тканью, украшены геометрическим или растительным орнаментом, выложены золотой тесьмой, бисером или мелкими бронзовыми бляшками Иногда русскую вышивку дополняли бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
Ученик читает стихотворение На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Записывают в тетрадь определение вышивки и орнамента
Записывают в тетрадь виды орнамента.
Ответ: Тогда при прямоугольном проецировании не изменятся размеры ширины и высоты предмета, не будут искажаться углы между прямыми линиями.
Познавательные: слушают учителя извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебника. Анализируют, сравнивают, учатся понимать информацию, делают выводы. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, задают вопросы, отвечают на вопросы. Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Физкультминутка
Учитель показывает упражнения
Выполняют физкультминутку за учителем.
Систематизация знаний и умений.
-Вспомним, что такое орнамент. Какие виды орнамента мы прошли? Ребята, мы с вами уже знакомились с древними образами, делали зарисовки солярных знаков, коня, птицы, древа жизни. - Покажите на слайде солярные знаки. Что такое солярные знаки? - Объясните значение символов: Птица Олень Барс
Бегегиня - Что означает красный цвет в вышивке? Белый цвет?
Ответ учащихся: Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. Ответ: травный, зооморфный и геометрический.
регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; -проводить анализ творческой деятельности; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.
Применение новых знаний
Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде в технике графический диктант. Мы будим создавать древо. Работа будет выполняться в вашей рабочей тетради фломастерами или карандашами. Поскольку древко имеет симметричный рисунок, то и мы начнем работать с нижней центральной части листа. Отметим простым карандашом длину ствола, размер кроны, возможные боковые ответвления, места цветов и, возможно, птиц. Начнем с основания, землю можно отметить в нижней части листа линией в 2-3 клетки толщиной и закрасить ее в шахматном порядке. Найти цент на ней и, по отмеченной линии ствола начинить орнамент.
Сочиняется орнамент в полосе, а также можно орнамент, изображающий древо жизни, коня и птиц, берегини, оберегов с народной вышивки. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым, уточняется композиционный замысел.
Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогая справиться с затруднениями или с выполнением отдельных операций, поддерживает творческие решения детей, демонстрирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей. Контроль учителя за ходом и качеством выполнения учащимися технологических операций может быть проведен визуально.
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют индивидуальную практическую работу.
регулятивные: - определять последовательность своих действий на уроке; предметные: - владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками. Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; познавательные: - умение пользоваться разнообразными графическими материалами; коммуникативные: слушать и понимать речь других;
Просмотр работ учащихся. Рефлексия учебной деятельности
Выявление уровня изученного материала. -Что нового узнали на уроке? Выставка работ обучающихся с обсуждением и проведением анализа. - Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного. -А что нового мы узнали на уроке? 1. Орнамент изображается в виде … 2. Орнамент бывает…. 3. Орнамент наносится для…. -Мы сегодня изучали орнамент вышиваемый на одежде. 4.В каких других видах декоративно-прикладного искусства встречается орнамент?
Ответы учеников: 1…. образов (воды, земли, солярные знаки, макошь, конь, птица, древко и др.) и имеет стилизованный характер. 2…. растительный, животный, солярный и геометрический. 3… оберега и для красоты. 4. в виде резьбы по дереву на фасаде дома , на посуде и мебели, разрисовывается красками на посуде, мебели, стенах.
Личностные УУД - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.
Домашнее задание
Подобрать иллюстрации народного праздничного русского и осетинского костюмов.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 31.01.2023
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.