Сегодня: 21.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование числительных в речи детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (21.8 Kb) 10.02.2025, 21:22
Брындикова Наталья Адамовна
учитель-логопед, МАДОУ №8 г.Таганрога
Формирование словаря числительных в дошкольном возрасте включает в себя последовательное усвоение слов, означающих количественные, пространственные и временные отношения, от понимания их смысла к точному и осмысленному употреблению в речи.

Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что такое имя числительное.
Имя числительное — часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счете и изменяющаяся по падежам (количественные, или по родам, падежам и числам (порядковые).
• Количественные числительные обозначают собственно количество или число: один, два, пять, десять и т. д.;
• собирательные — количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и т. д.;
• порядковые — числительные со счетно-порядковым значением: первый, пятый, шестой, десятый.

В своей логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка я решаю ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.
В процессе таких занятий, обучая согласованию числительных с существительными мы закрепляем навыки прямого счета. В ходе таких игр с математическим содержанием дети учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную, слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

Хочу отметить, что особые трудности испытывают дети, при осуществлении связи существительных с количественными понятиями «много-мало» и с количественными числительными.
При пересчете 5 однородных предметов (5 бабочек, 5 карандашей, 5 яблок, 5 кубиков, 5 пальцев) могут допускаться ошибки типа «бабочков, карандашов, 4 яблоков, 5 пальца, 5 стулов» и т.д. Очень часто, при пересчете предметов, дети нарушают и согласование слов в роде («два бабочки, две яблоки, два машины» и т.д.).

Поэтому при обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей при показе образования каждой новой количественной группы для первого ознакомления с числом подбираются предметы мужского рода, на следующем занятии — только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используются любые предметы.
Особое внимание необходимо обращать на то, что сочетание числительных с существительными и употребление отдельных форм вырабатывается до того, как ребенок усваивает их точное количественное значение. Опираясь на эти факты, можно начинать отработку употребления сочетаний числительных с существительными и их падежных форм, не дожидаясь полного усвоения детьми количественного значения числительных.
Работу по согласованию числительных с существительными нужно начинать с раннего возраста, используя игрушки. У детей 2-3 лет поддерживаем интерес к количественной стороне различных групп предметов, например: много и много, много и мало, много и один. При этом побуждаем (но не заставляем) детей показывать и повторять эти понятия, находить их в окружающей обстановке, на прогулке, в режимных процессах. напомню, обучение начинаем с существительных мужского рода (один мяч – много мячей, затем женского рода (одна машина – много машин) и, наконец, среднего рода (одно яблоко – много яблок). При этом педагог сам четко, утрированно произносит окончания существительных.

Игра «Покажи/ Сколько?» Для младших дошкольников предлагаем показать на игрушках, затем по картинкам «Где один мяч?» «Где много мячей?» «Где два мяча?» и т. д. После усвоения понятий один, много, два, ни одного, детям можно задавать вопрос «Сколько мячей?» «Сколько неваляшек?» и т. д.
Детей 3-4 лет продолжаем учить различать понятия много, один, а также ни одного, два, и обучаем счету в пределах 3-х. Для формирования правильного согласования существительного с числительным необходимо называть не только итоговое число, но и добавлять к числительному существительное, побуждая детей повторить за взрослым.

Игра «Один – два»
Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.
Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:
Существительные мужского рода:1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;
1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;
Существительные женского рода: 1 курочка - 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки .

Игра «Считаем до трёх»
Показываем детям предметы и считаем, проговаривая окончания слов.
Один огурец, два огурца, три огурца.
Один стакан ..... Один стул......
Одна ложка, две ложки, три ложки.
Одна книга...Одна вилка...Одна шапка
Одно яблоко, два яблока, три яблока.
Одно ведро...Одно одеяло...Одно кольцо

Игра "Разложи игрушки по полочкам"
На две полки с изображением мальчика и девочки нужно разложить игрушки: на полку с изображением мальчика нужно разложить игрушки, про которые можно сказать "один" ( мяч, кубик, поезд). На полку с изображением девочки подобрать игрушки по которые можно сказать "одна" (кукла, юла. пирамидка). Свои действия дети оречевляют " Я кладу один мяч (одну машинку).
Детей средней группы знакомим с количественным счетом в пределах 5-ти. Обращаем внимание детей на то, что слово изменяется с числом два и пять. А также изучаем порядковый счет (первый, второй и т. д.).

Игры с движением.
Педагог показывает карточки, а дети составляют словосочетание: числительное + существительное и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.
Мы присядем столько раз
Сколько карандашей у нас. (1)
Наклонились столько раз
Сколько капелек у нас. (4)
Мы подпрыгнем столько раз
Сколько яблочек у нас (2)
Повернемся вправо, влево,
Сколько тучек пролетело? (3)
В старшем возрасте учим детей количественному и порядковому счету в пределах 10-ти, в подготовительной группе в пределах 20-ти. Знакомим детей с собирательными числительными (пять груш, трое ребят).

Игра «Исправь ошибку». Взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
На столе лежит много карандашов. Карлсон съел много конфетов и т. д.

Игра "Весёлые числа"
Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).Одна спина (голова).
Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки). Два глаза (уха).
Сколько у человека носов? (1 нос)
Сколько у человека ног? (2 ноги)
Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)
Сколько у зайца ушей? (2 уха)
Сколько у собаки глаз? (2 глаза)
Сколько у кошки лап? (4 лапы)
Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)
Сколько в комнате окон?
Сколько в комнате шкафов?
Сколько в комнате стульев?
Сколько в комнате столов?
Сколько чашек на столе?

Игра «Исправь ошибку»
Педагог: К нам пришел Буратино. Он принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты.) Педагог предлагает помочь правильно составить телеграммы.
Тексты для телеграмм: Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.

Игра «Какой по счету?».
Разложить предметы, желательно чем-то между собой отличающиеся.Попросите детей определить порядковый номер любого из предметов. Например: "Какой по счёту мячик? Какая по счёту матрёшка?"
Обогащение речи детей числительными в основном происходит на НОД по ФЭМП, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.

Закрепляются данные умения во всех режимных моментах. При организации дежурства, при подготовке к приему пищи можно задавать вопросы: «Сколько ложек, вилок, тарелок, салфеток и т. д. ты положил на стол? » Терпеливо дожидается ответа от ребенка, исправляет ошибки и акцентирует внимание на правильном окончании существительного. Такая же работа проводится при рисовании, аппликации, конструировании, когда речь идет о карандашах, деталях конструктора и заготовках для аппликации.

Таким образом, можно говорить, что проблема развития речи дошкольников имеет большое значение для формирования математических представлений. Дидактические словесные игры с математическим содержанием способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексики, совершенствуется четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом.


Категория: Блоги | Добавил: taganrog2025
Просмотров: 100 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог