Повышение качества усвоения знаний учащихся – одна из важнейших задач школы. Большое значение в обучении младших школьников отводится урокам русского языка, в частности, его лексической составляющей. Однако, эти уроки трудны для младших школьников. Причинами этого является отсутствие заинтересованности учащихся русским языком и лексикой, сложность самого грамматического и орфографического материала, низкий уровень развития логического мышления и, как следствие, низкая грамотность учащихся, их косноязычие, неумение правильно, логично выразить свои мысли.
Как показывают наблюдения за учебным процессом в начальной школе, занятия русским языком не всегда и не везде неизменно привлекают к себе внимание учащихся и вызывают у них устойчивый интерес. Нередко русский язык как учебная дисциплина представляется большинству школьников неинтересным и довольно скучным предметом. Повышение интереса к урокам русского языка – это проблема, которая стоит перед учителями достаточно давно, однако остается до сих пор нерешенной. В решении этого вопроса важное место необходимо отводить развитию интереса школьников, направленного на приобретение определенных знаний, интереса к обучению, процессу познания вообще.
Уроки с использованием занимательных упражнений являются эффективным средством обучения и воспитания младших школьников, поскольку отход от традиционного построения урока и включение занимательности привлекают внимание учащихся всего класса. При этом следует помнить, что привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса и, добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес. Этот процесс сложный, длительный, и здесь нет готовых рецептов.
Опираясь на психологические особенности детей младшего школьного возраста, можно выделить ряд приёмов, способствующих возбуждению у них познавательной активности.
Один из приёмов – поисково-дискуссионный метод, побуждающий к рассуждению, возбуждающий познавательная активность. Интерес возникает в результате столкновения противоположных мнений, дисскусий, руководимых учителем.
Рассмотрим виды занимательных материалов, которые выделяются в психолого – педагогической литературе:
- кроссворды, ребусы, загадки;
- проблемные ситуации;
- задания с недостатком или избытком данных;
- игровые ситуации;
- использование демонстративного и иллюстративного материала;
- использование музыкальных и изобразительных средств;
- яркость изложения;
- творческие задания.
Изучив достаточно большое количество занимательных материалов по русскому языку, представленных в различных сборниках (В.В. Волиной «Русский язык в сказках, стихах, рассказах», А.Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку») и приведенные учителями – практиками на страницах журнала «Начальная школа» и газеты «Русский язык», мы предположили, что все они могут быть разделены на 2 большие группы:
Первая группа – занимательные материалы, изменяющие привычную форму изложения учебного материала, делающие ее необычной и потому запоминающейся, яркой, образной, привлекающей внимание младших школьников. Сюда, на наш взгляд, можно отнести кроссворды, ребусы, чайнворды, лото, домино, шарады и тому подобное.
Вторая группа – занимательные материалы, изменяющие привычное содержание учебного материала, выявляющие в обычных языковых фактах неожиданные стороны и связи, углубляющие знания, объясняющие неизвестные школьникам факты, трансформирующие сложную лингвистическую теорию в интересный и понятный для младших школьников рассказ. Спектр материалов этой группы очень широк, но, прежде всего, сюда относятся лингвистические сказки, этимологические справки, нетрадиционные задания или «нестандартные задачи», задания с недостатком или избытком данных, задания – ловушки, вопросы для викторин и конкурсов.
Интересно, что занимательный материал может быть использован на различных этапах традиционного урока русского языка, стать основой нестандартных уроков – игр, викторин, КВНов, путешествий и т.д.
Рассмотрим подробнее занимательные материалы первой группы, к которой относятся материалы, изменяющие форму подачи учебного материала.
К ним мы, прежде всего, относим кроссворд. Кроссворд – вид занимательных упражнений.
Кроссворд на уроках русского языка может быть разных видов: орфографическим и терминологическим, с зашифрованным внутри словом, которое можно узнать, если все клетки кроссворда заполнены правильно; с пересекающимися вертикальными и горизонтальными словами и с непересекающимися словами.
Использование ребусов повышает активность ребят, способствует увеличению их словарного запаса, развитию лингвистической зоркости.
Активно используются на уроках и шарады, являющиеся разновидностью загадки. При этом исходное слово разделяется (обычно по слогам) на несколько частей, каждая из которых имеет смысл самостоятельного слова, а затем дается как в загадке, перифрастическое описание каждого из этих слов (например, вино+град, семь+я).
К занимательным материалам второй группы, изменяющим привычное содержание учебного материала, относятся, прежде всего, лингвистические (грамматические) сказки.
Содержание лингвистических сказок углубляет знания учащихся о языке, объясняет некоторые языковые факты, показывает неизвестные связи между изученными лингвистическими вопросами, причем осуществляет в доступной младшим школьникам форме, для которых сказка вообще является способом отражения и познания действительности.
Загадка – вид дидактического материала, фольклорный жанр, используется во всех классах как языковой материал для анализа упражнений. Загадки отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью.
Включение занимательных материалов в систему урока русского языка с целью формирования познавательной активности младших школьников должно быть четко продумано, так как, делая занимательность лишь средством «препарирования» учебного материала, учитель превращает ее в развлекательное средство.
При формировании познавательной активности младших школьников на уроках русского языка необходимо использовать занимательные материалы, углубляющие содержание учебного материала, раскрывающие перед школьниками неизвестные взаимосвязи лингвистических явлений, поясняющих их. Так как именно эти материалы формируют не просто эпизодический интерес к предмету, а способствуют становлению познавательного истинного интереса.
|