Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование эвристических методов в современной начальной школе как средство развития умственной деятельности учащихся

СКАЧАТЬ (56.2 Kb) 27.03.2024, 11:41
Мосолова Виктория Ивановна
учитель начальных классов, МБОЙ "Гимназия №5"
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования происходит пересмотр процесса обучения, при котором обучающийся является не объектом, а субъектом образовательного процесса, самостоятельно ставящим вопросы, диалектически разрешающим противоречия, т.е. осуществляется его подготовка к реальной жизни, готовность к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи. [3]. Современная педагогика становится все более пластичной и позволяющая учителям использовать большое количество разнообразных методик обучения. Одной из популярных инновационных методик обучения является эвристическое обучение. В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики преподавания, используемые в процессе обучения. Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Вовлекая обучающихся в деятельность, которая характеризуется мотивированностью, пониманием личностного смысла, предметной направленностью, мы формируем у учеников внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру, что является механизмом для осуществления младшими школьниками больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать новое об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения. [4].

Формирование исследовательских умений у младших школьников возможно в условиях организации урочной и внеурочной деятельности. Комплексный подход в данном случае позволяет более эффективно осуществлять процесс формирования исследовательских умений, но важно определить методы познания, применяемые в исследовательской деятельности обучающихся начальной школы. [1].

Эвристическое обучение предполагает конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося переходит в компонент его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности ученика [4]. Цель эвристического обучения основывается на том, что не происходит передачи личного прошлого опыта учителя ученикам, он сам создает собственный опыт и продукцию, ученик ориентируется на конструирование будущего. В процессе эвристического обучения важна помощь в формулировке и создании собственного смысла, целей и содержания образования, процесса организации своих знаний, диагностики и осознания проделанной им работы [3]..
Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное – создать качественное открытое задание. Ученику необходимо дать возможность чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пытаются «вложить» знания, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. Основной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация ученика, которая реализуется через получение им материала для конструирования без  готовых знаний о нём. [2].

Эвристическое обучение для ученика – это процесс непрерывного открытия  нового знания. Иными словами, в процессе эвристического обучения ученик изначально конструирует знания в исследуемой области, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию продуктивной деятельности. Полученный им продукт деятельности сопоставляется затем с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается, совершенствуется или драматизируется, вызывая необходимость новой деятельности. Таким образом, ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

Эвристические методы обучения не имеют строгого алгоритмического обоснования, но, как показывает многовековой опыт, дают приемлемый результат в большинстве практически значимых случаев имеющих место в процессе обучения [5].

Вопросами эвристики занимался Андрей Викторович Хуторской - российский педагог, доктор педагогических наук, который рассматривал эвристику как способ организации обучения и подчёркивал основополагающую роль незнания в обучении. Так, если в традиционном подходе цель обучения – превратить незнание ученика в знание, то в эвристическом обучении незнание «не есть пустота, а рефлексивно зафиксированная в ходе обучения проблематика, то есть знание о незнании». Проще говоря, когда человек осознаёт незнание чего-либо, именно оно становится отправной точкой в его поиске знания через вопросы, проблемы и задачи.
 
Ключевыми элементами эвристического обучения Хуторской называет эвристическую образовательную ситуацию (то есть вопрос, проблему или открытую задачу) и образовательный продукт (идею, гипотезу, схему, текст, модель). Ученик создаёт образовательный продукт в ответ на эвристическую ситуацию.

 
К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.


Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности эвристических методов обучения.
      
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные.

 
Оргдеятельностные методы
: методы ученического целеполагания и планирования, методы создания образовательных программ учеников, методы нормотворчества, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод рецензий, методы контроля эвристической деятельности, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии.

 Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами. Данные виды деятельности являются основанием классификации соответствующих продуктивных методов обучения.
 
В процессе формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы.

 
Когнитивные методы
: метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод эвристических вопросов (Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод сравнения близкий ему метод отличения фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод конструирования теорий.

Ниже рассмотрим наиболее распространенные  из них, используемые в практике начального обучения.

Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Вначале это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ребята перестанут относиться к данному методу несерьезно, и примут его в разряд действительно учебных методов. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч). Это богатейший материал для новых сказок. Главное – это воспитание эмпатии, т.е. умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний, например: «Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки …».

В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей, так как им свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».

Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Учащимся предлагается, глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. Или, например, предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы: 1) что хотел выразить композитор, создавая мелодию?; 2) что представил ребенок, когда слушал ее?; 3) какого цвета эта музыка?
Далее предлагается нарисовать образ, который возник в воображении учащихся при прослушивании музыки.

Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся в начальной школе познавательных качеств.

Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет - символ добра, спираль - символ бесконечности, голубь - символ мира) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной единой форме.

Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний, способ их добывания из реальности бытия. Наблюдая, дети, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют знания с помощью наблюдений.

На уроках окружающего мира во время экскурсий ребята наблюдают за живой и неживой природой. Наблюдение – самый доступный и широко применяемый метод исследования. Так, в 1-м классе ученики проводили исследование по теме «Осенние изменения в природе». Началом исследования стала экскурсия в парк, где ребята проводили наблюдения по плану.
План наблюдений:                
  • Какой цвет преобладает?
  • Изменения в неживой природе.
  • Изменения в живой природе.
  • Какие птицы улетели? Какие не улетели?
  • Как ты считаешь, почему они не улетели?
На следующем этапе ребята ищут информацию в энциклопедии или в интернете о птице, которая улетела, подбирают загадки о ней или придумывают сами, оформляют результат работы и представляют его в классе. Наблюдения и анализ действительности помогают видеть проблему.

Метод эвристических вопросов. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Креативные методы: метод придумывания, метод образной картины, метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей), метод синектики, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений).
Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Емеля из сказки «По щучьему веленью» жил в наше время, как бы выглядела его печка? Придумайте новый вид транспорта для Емели. (Практическая работа). Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.

Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».

Метод агглютинации. Учащимся предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающий дом, летающую лису, горячий снег и т.п.

“Мозговой штурм". Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в  группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Работа происходит в группах по определенным правилам.

Метод синектики базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.

Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц. Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение - изготовление полого изделия.
При разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель должен учитывать: а) общий уровень развития ученического коллектива; б) личностные особенности учащихся; в) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей: а) положительные мотивы учения; б) интерес учащихся; в) творческая активность; г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции.
Следовательно, задачами учителя будут выступать: а) постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету; б) развитие общеучебных умений и навыков; в) развитие творческой самостоятельности учеников; д) воспитание творческой личности. [6].
Усвоение новых знаний учениками на уроках в начальной школе происходит намного эффективней, когда дети получают новые знания с помощью различных эвристических методов обучения.
Практика применение эвристических методов обучения показывает, что на уроках, на которых активно применяются данные методы обучения, интерес к обучению на много выше, чем на уроках без их участия. Дети активно участвуют в процессе освоения новых знаний, задают больше вопросов по предмету, рассуждают, обращаются к различным источникам для поиска информации по заданной проблематике, что напрямую влияет на развитие их когнитивных процессов и в целом умственной деятельности.

Список литературы
1. Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении [Текст] /Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. - с.250-261.
2. Каптерев, П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе [Текст] //Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / П. Ф. Каптерев. – М. : Педагогика, 1990. – 307 с.
3. Сандалова, Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников [Текст] /Н.Н. Сандалова // Начальная школа. - №6. – 2015.- с.47-51. 
4. Хуторской, А. В. Эвристические методы как инструмент инновационного обучения [Текст] / А. В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / гл. ред. А. В. Хуторского. – М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. – с.108-118.
5. Хуторской, А. В. Эвристическая модель образования деятельности [Текст] / А. В. Хуторской // Дополнительное профессиональное образование педагога: опыт и тенденции развития: Материалы межрегиональной науч.-практич. конференции : ч.II. - Екатеринбург, 1998. - с.31-43.
6. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся и предпосылка их жизненного успеха [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". 2006. (дата обращения: 18.03.2018).


Категория: Блоги | Добавил: mosolova
Просмотров: 31 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог