Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Использование игровой деятельности в процессе формирования социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой псих. разв."

СКАЧАТЬ (24.1 Kb) 25.03.2022, 10:22
Дмитриенко Елена Николаевна
студентка, ФГБОУ "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
"Использование игровой деятельности в процессе формирования социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
 
Дмитриенко Елена Николаевна
Студентка
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Волгоград

Всем известна педагогическая гипотеза, чтo все психические процессы, умения и навыки лучше формируются в игре - ведущем виде деятельности ребёнка. Как сказал выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский: «Игра пронизывает всю деятельность ребенка и имеет внутреннее продолжение в труде. Вся детская деятельность в определённой степени слитна воедино и неразделима. Обучение социально-трудовым навыкам в игре тем более эффективно, что игра и труд неразрывно связаны. Задача педагога использовать все возможные средства для оказания педагогического воздействия на детей в игре». [1]

Евгения Альфридовна Шанц и многие другие педагоги «заложили основы отечественной теории трудового воспитания. Суть его сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд является основой самореализации личности, пробуждение в ней творческих способностей. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка» [8]

Огромная роль в развитие исследований в трудовом воспитании принадлежит таким великим ученым, как К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Я. З. Неверович, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, Г.А. Урунтаева, С. А. Козлова, А.М.[6;5]

На сегодняшний день в практике учреждений дошкольного образования наблюдается конфликт: с одной стороны, психологи и дефектологи понимают важность развития социально-трудовых навыков у детей с нарушениями психического развития, с другой стороны, не наблюдается должного внимания к этой проблеме.

Важность рассматриваемой проблемы послужила основой для определения темы исследования «Формирование социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности».
Объектом исследования являются социально-трудовые навыки детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предметом исследования является процесс формирования социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности.
Целью исследования является теоретическое изучение и практическая реализация процесса формирования социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования социально и трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в работах отечественных и зарубежных ученых.
2. Определить воздействие игровой деятельности на формирование социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить степень развития социально-трудовых навыков у детей с задержкой психического развития.
4. Реализовать коррекционную работу по повышению уровня развития социально-трудовых навыков у детей с задержкой психического развития в процессе игры.
Гипотеза исследования: профессионально организованная коррекционная работа с использованием игр и игровых ситуаций, а также увеличение игровой мотивации будут содействовать успешному формированию социально-трудовых навыков у дошкольников с задержкой психического развития.

Логика нашегo исследования была построена в соответствии с последовательным решением задач.

Первой задачей нашего исследования было рассмотреть психолого-педагогические основы формирования социально-трудовых навыков у дошкольников с нарушением психического развития в работах отечественных и зарубежных ученых. Применив способы теоретического анализа, мы обнаружили, что труд является важнейшей причиной развития дошкольника, влияющей не только на формирование таких качеств, как трудолюбие, ответственность, инициативность, носит обучающий и воспитательный характер, но и имеет коррекционную направленность.

Решая вторую задачу исследования, основываясь на данных психолого-педагогической литературы, мы установили, что профессионально подобранные игр охватывают все стороны развития детей, запускают познавательную деятельность ребёнка, развиваются концентрация, внимание, усидчивость, происходит коррекция психических функций, улучшение коммуникативных навыков.

Решая третью задачу исследования, мы организовали экспериментальную работу. Результаты теоретического исследования показали необходимость изучения развития социально-трудовых навыков у детей с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности.

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №279 Красноармейского района Волгограда». В исследовании приняли участие 10 воспитанников в возрасте 5-6 лет с диагнозом задержка психического развития.

Целью констатирующего эксперимента было выявление начального уровня развития социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для достижения этой цели мы выбрали следующие методы диагностики:
1. Методика №1 «Представления o труде взрослых» Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик ;
2. Методика № 2 «Наблюдение за деятельностью детей»;
3. Методика № 3 беседа на тему: «Какой ты пoмощник?».
Мы обследовали выбранную группу детей в соответствии с этими методиками и выявили, что 6 детей имеют низкий уровень развития социально-трудовых навыков, что составляет 60% от общего числа испытуемых. Средний уровень составляют 3 ребёнка, что составляет 30% . 1 ребёнок имеет высокий уровень развития социально-трудовых навыков, что составляет 10% от числа всех испытуемых.

Анализ результатов констатирующего этапа показал, что знания детей о труде довольно скудны. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей выявило недостаточно сформированные трудовые навыки и умения. Из беседы, мы узнали, что большинство детей положительно относятся к работе, но постоянных поручений по дому нет. В обследованной группе преобладает колличество детей с низкой самооценкой. Из чего мы делаем вывод, что дети с задержкой психического развития нуждаются в специальной психолого-педагогической работе, для преодоления трудностей в развитии социально-трудовых навыков.

Это натолкнуло нас на идею составления плана дальнейшей работы по совершенствованию социально-трудовых навыков детей с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности.

Решая четвертую задачу исследования, на формирующем этапе эксперимента мы отобрали 10 занятий, направленных на формирование развития социально-трудовых навыков у дошкольников с отставанием психического развития.

Работа проводилась как в подгруппах детей, состоящих из 3-4 человек, так и в индивидуальной форме. Содержание представленных конспектов занятий содержит достаточное количество информации о профессиях взрослых, инструментах, трудовых процессах, продуктах труда, взаимоотношениях в работе людей разных профессий. Каждое занятие включало: дидактические игры для закрепления знаний детей о профессиях взрослых, избранные стихи современных авторов, песенный репертуар о людях труда, включало задания и упражнения, направленные на развитие социально-трудовых навыков, коррекцию эмоциональной сферы и развитие способности взаимодействовать друг с другом.

Мы также включили различные игровые ситуации в режимные моменты, направленные:
1. На развитие и закрепление навыков по самообслуживанию дошкольников. Задачи, содержание которых, подразумевают: закрепление навыков самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать одежду в шкаф, ставить обувь на место, формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь; учить детей самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.
2. На формирование готовности дошкольников к домашнему труду, который направлен на формирование навыков по уборке помещений и участка; мытье игрушек; ремонту (совместно с воспитателем) книг и игрушек, уборке снега на участке, украшению участка и т.п.
3. Для приобщения дошкольников к труду в природе, в этих игровых ситуациях мы воспитывали любовь к растениям и животным; учили самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, приучали детей самостоятельно заботиться о животных и растениях и т.д.

Чтобы определить эффективность реализации педагогических условий и выявить динамику уровня сформированности социально-трудовых умений в ходе формирующего этапа нами был проведен контрольный этап. Во время контрольного эксперимента использовался тот же набор методик, чтo и при организации констатирующего. Состав детей остался прежним.

Сводный анализ данных, полученных после проведения трёх методик на контрольном этапе позволил нам увидеть улучшения в развитии социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 3 ребёнка (30%) показали высокий уровень, 4 ребёнка (40%) показали средний уровень, 3 ребёнка(30%) остались на низком. В результате экспериментальной работы стали заметны значительные изменения в уровне самостоятельной трудовой деятельности детей. Поведение во время выполнении трудовой деятельности у детей стало более организованным, развилось умение достигать поставленной цели, самостоятельно планировать ход работы и доводить работу до конца, улучшилось качество выполнения работы. Дети, сохранившие низкий уровень, в основном редко посещают дошкольное учреждение, и им требуется больше времени для повышения своего уровня социально-трудовых навыков.

Пoдводя итоги исследования, можно сделать вывод, что социально-трудовые навыки 5-6 летних детей с задержкой психического развития улучшились в положительную сторону. Учитывая, что игры и игровые ситуации были включены в каждое занятие и режимные моменты, можно сказать, что игровая деятельность является средством развития социально-трудовых навыков у детей с задержкой психического развития. Следовательно, можно сделать вывoд, чтo наша гипотеза верна и более успешному формированию социально-трудовых навыков у дошкольников с задержкой психического развития будет способствовать специально организованная коррекционная работа с использованием игровых действий и ситуаций, а также повышение игровой мотивации.

Литература:
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004.
2. Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 2011.
3. Кузьмина Р.Н. Формирование трудолюбия у старших дошкольников на основе взаимосвязи труда, игры и знаний о труде: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Алма - Ата, 2012.
4. Неверович Я. З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольно¬го возраста / Я.З. Неверович // Известия АПН РСФСР. - 2011. - № 64.
5. Нечаева В.Г. Особенности труда дошкольника / В.Г. Нечаева // Вос¬питание дошкольника в труде. - М.: Просвещение, 2011.
6. Шанц Е.А. Формирование социальной активности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук /Е.А.Шанц. – Екатеринбург, 2006.


Категория: Блоги | Добавил: dmitrienco2012
Просмотров: 234 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог