Использование информационных технологий- является неотъемлемой частью работы современного педагога, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Сеть Интернет позволяет осуществлять быстрый поиск нужной информации, подборку наглядного и дополнительного познавательного материала, оформить стенды группы( поиск консультаций для родителей), познакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, опытом и наработками других педагогов и мн.др.
Особое место в использовании информационных технологий занимает работа с родителями. В системе дошкольного образования в настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты.
Изменения, которые происходят сейчас в дошкольном образовании, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которое в свою очередь зависит от тесного взаимодействия родителей (законных представителей) и детского сада. В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию с родителями.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
• Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
• Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Требования к педагогам.
• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Выбор тех или иных форм работы с родителями объясняется, прежде всего, уверенностью в их эффективности. Традиционные формы при всех своих положительных характеристиках, имеют объективные трудности это: ограниченное количество времени у родителей (как для посещения родительских собраний, так и для чтения консультаций в детском саду), также отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям. Поэтому уделяем свое внимание на нетрадиционные формы работы, в частности - использование ИКТ в работе с родителями. На сегодняшний день применение ИКТ в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования.
Использование ИКТ во взаимодействии педагога ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:
1.Активизация участия родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
2.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3.Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;
4.Повышение уровня доверия к педагогам группы;
5.Повышение качества работы с родителями воспитанников;
6.Реализация личностно-профессионального роста педагога;
7.Популяризация деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:
1.Подбор иллюстративного материала для оформления родительских уголков, группы; информационного материала для стендов, папок-передвижек, буклетов , шпаргалок, памяток, анкет, фото и стенгазет для ознакомления родителей с насыщенной и интересной садовской жизнью детей (сканирование, интернет, принтер, презентация)
2.Оформление групповой документации(сведения о родителях, протоколы собраний, журнал утреннего приёма и т.д).Компьютер облегчает работу, тем самым позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
3.Создания презентации в программе PowerPoint для повышения педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, консультаций, совместно детско-родительских мероприятиях .Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, зачастую используется на родительском собрании, например «Чему мы научились за год» и т.д.
4.Сайт ДОУ. На сайте ДОУ у родителей есть возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий, ознакомиться с поставленными задачами ДОУ при работе с детьми на текущий год.
5.Электронная почта. Преимущества её использования в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
6.Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в определённое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
7.Группа в Viber. Многие родители находятся в сети постоянно. Так почему бы с помощью сети Интернет не организовать общение с родителями. Ведь очень часто перед родителями встают трудные вопросы, которые разрешить в одиночку очень сложно, а с помощью современных сетевых сервисов они могут получить помощь от воспитателей по интересующим вопросам. Была создана группа в приложении Viber, она несет в себе информационно-познавательную функцию, и используется как фото и видеообменник между родителями. В группе выкладываются фото отчеты мероприятий.
Например:
• получение информации группы,
• расписание занятий,
• о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
и многое другое полезное и интересное.
Таким образом, родитель может как можно больше узнать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
Плюсы такого взаимодействия:
• Родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
• Экономия времени.
• Создание пространства для обмена информации и дискуссий.
• Высокая мотивация родителей
8.Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)
Применяя TV + DVD плеер + компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.
9.Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме.Рекомендуем родителям совместно с детьми прослушивание сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия), записей «Звуки природы» для релаксации дома.
10.Страница Инстаграмм. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
Документы, видеозаписи. На странице размещается информация о наиболее значимых мероприятиях, которые прошли в группах ДОУ.
Вывод: успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения. Без использования ИКТ в современном образовательном процессе невозможно достичь высоких показателей и ключевой взаимосвязи с семьей.
|