Аннотация: В статье рассматривается проблема использования учебно-воспитательных технологий, способствующих развитию творческого потенциала школьников. Особое внимание уделяется роли инновационных технологий в области образования и гражданского воспитания.
Ключевые слова: обучение, инновация, интерактивный метод, учитель начальной школы.
Процесс реформирования образования в России - попытка применения новых форм работы в рамках традиционной системы. Результативность в работе достигается путём внедрения инновационных технологий, поисками ответа на вопрос: «Как учить, как создать благоприятные условия усвоения нового материала?».
Поэтому, по моему мнению, любая педагогическая технология будет мертвой, если реальные воплощающие ее люди не будут рассматривать данную проблему как целостную систему в единстве компонентов и взаимосвязей. Описать технологию – это одно, а реализовать ее на уроке – это совсем другое. Ведь играет огромную роль в отражении личности, интеллекта конкретного учителя. Поэтому самой серьезной проблемой реформирования образования является подготовка учителей, которые должны осознать, что следует переходить от передачи знаний к обучению жить. Решение данной задачи напрямую связано с учебно-воспитательным процессом.
Современный урок требует от педагога оптимального сочетания индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм организации учебной деятельности учащихся [3, с. 231–232].
Воспитательный и развивающий характер учебно-познавательной деятельности на уроке углубляется при постоянном включении учащихся в ситуации, где они должны:
- доказывать собственное мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, пользоваться полученными знаниями;
- делиться своими знаниями с другими;
- помогать товарищам, когда они испытывают затруднение, объяснять непонятное;
- побуждать к нахождению не одного решения, а нескольких самостоятельно сделанных;
- свободно выбирать задачи, в большей степени поискового и творческого характера;
- разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры и общения;
- выполнять задачи-максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения [1, с. 32-31].
Значительное количество основных методических инноваций связано с применением интерактивных методов обучения. Поэтому, изменив слова великого китайского педагога Конфуция «То, что я слышу, забываю. То, что я вижу, помню. То, что я делаю, я понимаю», можно сформулировать как кредо интерактивного обучения.
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Как видим, процесс обучения нуждается в напряженной умственной работе ребенка и собственной активности в этом процессе. Мало объяснить, рассказать, продемонстрировать. Настоящий результат можно получить только с помощью инновационного обучения [8, с. 76].
Именно на школу возлагается большая ответственность за подготовку человека к жизни, за формирование его гражданского мнения. Ведь только через деятельность в коллективе человек входит в общество. И такими коллективами для ребенка является семья, школа.
Процесс обучения – это не автоматическое вложение учебного материала в голову ученика, а его напряженная умственная работа в этом процессе. Объяснение и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут подлинных устойчивых знаний.
Учащиеся должны иметь совершенно другие навыки: думать, понимать сущность вещей, осмысливать и уже на основе этого уметь находить нужную информацию, применять её в конкретных условиях, формулировать и отстаивать конкретное мнение. Этого можно добиться с помощью активного, в том числе интерактивного, обучения. Но каждому учителю, прежде всего, следует понимать, что коренные изменения должны произойти в его собственной профессиональной деятельности, в работе его учеников, знать каким образом можно обеспечивать высокое качество обучения и воспитания в современной школе. Учителю прежде всего нужны эрудиция и страстное желание избавиться от всего устаревшего, всего, что тормозит подготовку школьников к жизни. Для реализации этих изменений учитель должен применять активные или интерактивные методы обучения. Благодаря интерактивным технологиям усвоение материала является следствием общения между теми, кто учит и теми, кто учится, то есть между имеющими определенные знания и опыт и теми, кто их приобретает. Впрочем, только разбираться в тех или иных технологиях - маловато. Труднее всего - организовать интерактивное обучение на своих уроках, если ни сам учитель, ни его коллеги не видели, скажем, коллективных учебных занятий, не принимали в них участия.
Умение и желание учиться – это тот фундамент, который должен заложить я, как учитель. Поэтому перед каждым уроком нужно искать ответ на «вечный» вопрос: как построить учебную работу, чтобы она вызвала эмоциональный подъем у школьников, непременно положительно влияла на их чувства и мышление, обогащала их опытом самостоятельных исканий и размышлений.
В практике можно использовать разные инновационные методы обучения. Примером может служить упражнение «Ромашка», задача которого состоит в создании правильного предложения, касающегося данной темы. Например: русская народная сказка «Кривая уточка». Девушка: трудолюбивая, кроткая, добрая, жестокая, молчаливая, злая, гордая. Выбрав правильные признаки данного героя, учащиеся составляют его внутреннюю характеристику. Это упражнение помогает учащимся в воспроизведении содержания текста, предотвращает зазубривание. Ребенок пытается прочесть текст так, чтобы на следующем уроке «сорвать» с ромашки правильные ответы [6, с. 11–13].
Хорошо срабатывает упражнение «Мозговой штурм», позволяющее повторить изученное на предыдущих уроках и обобщить услышанное. Это упражнение – мера скорости мысли и шкала выявления уровня знаний.
У детей исчез страх перед неправильным ответом. Самостоятельный поиск учащимися ответа на вопрос "Почему?" доставляет мне массу удовольствия. Опираясь на собственный опыт, учащиеся сами предлагают задачи, задают вопросы и ищут на них ответы.
Наибольшей проблемой, с которой встречаются учителя в начале своей деятельности, в начале работы — это безразличный детский взгляд. Далеко не все питомцы изъявляют желание выполнять дополнительные задания. Поэтому следует начинать работать с небольшой группой детей. Помощь родителей, результаты работы одноклассников расширят круг единомышленников. Вы добьетесь того, что ваши ученики на уроке будут задавать массу дополнительных вопросов, которые выходят за рамки объема необходимых знаний, указанных в программе. Это упражнение можно использовать при проработке темы «Устное народное творчество». Например, при изучении сказки «Кирилл Кожемяка» на этапе закрепления использую упражнение «Мозговой штурм»:
– Сколько было дочерей у киевского князя?
- Сколько производил кожухов в день Кирилл Кожемяка? – Сколько попросил бочек смолы Кирилл Кожемяка?
– Сколько голубей вскармливала княжна?
На уроке следует учитывать, как ученик участвует в учебной деятельности, его способ общения с одноклассниками, готовность к сотрудничеству и принятию ответственности, соблюдение правил обмена мнениями и других норм поведения на уроках.
Следовательно, поскольку учитель является организатором образовательного процесса, то его основной целью является пробудить и поддержать стремление детей к познанию, что побуждает педагогический коллектив искать пути повышения интереса учащихся к обучению, разнообразя его содержание, формы и приемы через использование инноваций.
Сегодня в начальной школе внедряется множество инновационных технологий, среди которых выделяют следующие группы: технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания; традиционные педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; педагогические технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса; педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала. Охарактеризуем некоторые из тех технологий, при внедрении которых в учебно-воспитательный процесс начальной школы эффективно реализуется личностно-ориентированный подход. Именно их использование, по моему мнению, оптимально для успешного обучения, всестороннего воспитания и гармоничного развития личности младшего школьника [5, с. 231].
Инновационное обучение – это ориентированная на динамические изменения в окружающем мире учебная и образовательная деятельность, основанная на развитии различных форм мышления, творческих способностей, высоких социально-адаптационных возможностей личности.
Известные ныне, прежде всего, наиболее часто используемые на практике, педагогические технологии можно определенным образом классифицировать [8, с. 36].
Структурно-логические технологии: поэтапная организация системы обучения, обеспечивающая логическую последовательность формирования и решения дидактических задач на основе отбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов.
Интеграционные технологии: дидактические системы, обеспечивающие интеграцию межпредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, обучающих тем, уроков, учебных дней.
Игровые технологии: дидактические системы использования различных игр, при выполнении которых формируются умения выполнять задачи на основе компромиссного выбора.
Тренинговые технологии: система деятельности по отработке определенных алгоритмов выполнения типовых практических задач.
Информационно-компьютерные технологии: это технологии, реализуемые в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога "человек-машина" с помощью различных обучающих программ (тренинговых, контролирующих, информационных и т.п.).
Диалоговые технологии: совокупность форм и методов обучения, основанных на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня (ученик-учитель, ученик-автор, учитель-автор и т.п.) [2, с. 45-46].
Разнообразие и множество современных инновационных педагогических технологий требует от учителей пристального внимания и соответствующей подготовки к их выбору и внедрению в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Инновационная деятельность предполагает сформированность у учителя высшей степени педагогического творчества, поскольку суть такой деятельности предполагает обновление педагогического процесса, внесение прогрессивного в традиционную систему обучения и воспитания [1, с.34-35].
Новый подход к характеру и уровню профессиональной деятельности современного учителя связан с желанием отойти от стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности. Он предполагает индивидуально-творческую деятельность педагога, способного создать и внедрить новые технологии, эффективно реализующие требования личностно ориентированного образовательного пространства.
Интерактивные методы в сочетании с классическими методами обучения образуют идеальное основание для изучения материала в начальной школе. Многообразие методов интерактивного обучения позволяет учителю целесообразно подобрать методы именно для конкретной темы, а также выбрать методы в соответствии с уровнем знаний учащихся класса. Достоинства интерактивного способа обучения заключаются в том, что: за один и тот же промежуток времени можно выполнить больший размер работы; достигается высокой результативности в усвоении материала и формировании умений. Развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль); формируются мотивы обучения, гуманные отношения между детьми; формируются умения сотрудничать. Внедрение системы интерактивного обучения приносит пользу: конкретному учащемуся – осознание включения в совместную работу, готовность к работе в группах на других уроках, развитие рефлексии, становление субъективной позиции в обучении; учебной группе – развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе, формирование ценностно ориентированного единства группы, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; класса: оценка процесса и результата совместной деятельности; повышение познавательной активности класса; развитие анализа и самоанализа в процессе групповой работы; в траектории связи ―класс-учитель – нестандартный подход к организации учебного процесса, повышение познавательной активности класса, многомерное овладение учебным материалом, формирование готовности к личностному взаимодействию. Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе помогает достичь триединых целей обучения: учебной, развивающей и воспитательной.
Список использованных источников
1. Белкина О.В. Критическое мышление учителя как предпосылка его развития у учащихся // Формирование гуманистического мировоззрения учителя: Уманский гос. педагог. ун-т. им. П.Тычины. –К.: Наук. мир, 2001. –С.80-84.
2. Беда О. Структура и методика интерактивного урока. // Начальная школа. 2007 - №7. 434 с.
3. Гейко И. Использование интерактивных форм и методов обучения. Из опыта работы // Тема. – 2004. – № 3/4. – С. 229-232;
4. Даниленко Л.И. Теория и практика инновационной деятельности в общей средней школе // Управление образованием. 2001. – № 3. – С. 18-24
5. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – М., 2004. 432 с.
6. Досяк И.М. Нестандартные уроки с использованием инновационных технологий. 1 – 4 класса. – Х.: Изд. группа «Основа», 2007. – 160 с.
7. Ельникова О.В. Интерактивные методы обучения, их место в классификации педагогических инноваций//Имидж современного педагога. – 2001. – № 3-4 (14-15). – С. 71-74; Образовательные технологии: Учеб. -метод, пособ. / О. М. Пехота, А. 3. Киктенко, О. М. Любарская и др. – М.: А.С.К, 2004. – С.149
8. Сиротинко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. – Харьков: Издательская группа «Основа», 2003. 162 с.
|