Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование интерактивных форм и методов в образовательном процессе

СКАЧАТЬ (20.1 Kb) 03.08.2021, 10:55
Крамская Любовь Николаевна
старший методист, Краснояружский ММЦ ОГАОУ ДПО "БелИРО"
Е.И. Быкова, старший методист Краснояружского межмуниципального методического центра ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образвания» («БелИРО»), п. Красная Яруга
И.В.Греховодова, методист Краснояружского межмуниципального методического центра ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образвания» («БелИРО»), п. Красная Яруга
Л.Н. Крамская,
старший методист Краснояружского межмуниципального методического центра ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образвания» («БелИРО»), п. Красная Яруга
_____________________________________________________________________________
Образование в России подошло к такому моменту, когда возникла потребность в педагогических технологиях, способных обеспечить во всем образовательном процессе развитие личности обучающегося. Понятно, что возникла необходимость создания условий для обучения, при которых обучающиеся не только могли бы получать новые знания, но и в дальнейшем успешно применять их в практической деятельности и жизни. Начнем с методов, которые давно широко применяются и хорошо всем известны: пассивный и активный. Термины говорят сами за себя. Соответственно, пассивный метод предполагает, что действующее лицо — учитель - «играет первую скрипку», то есть управляет всем ходом занятия, а обучающиеся выступают в пассивной роли слушателей. Такой метод нам хорошо известен со студенчества. Достаточно вспомнить лекции. Каждый метод наполняется своим предметным содержанием, таким образом, создается определенная зона его действенности. Сегодня широкое распространение получил еще один метод – интерактивный. Слово «интерактив» пришло к нам из английского «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивный метод позволяет внести разнообразие в повседневный режим образовательного процесса. Статичные уроки приобретают динамику, что позволяет не только увлечь обучающихся тем или иным предметом, но и дать им отличные, объемные знания о мире. Существует множество методов интерактивного взаимодействия, среди которых наиболее часто встречаются: дискуссии и диспуты; мозговой штурм; исследовательские, информационные и творческие проекты; деловые игры. Использование интерактивного обучения позволяет достичь следующих важных целей: максимально вовлечь обучающихся в процесс обучения; усовершенствовать навыки группового взаимодействия; развить коммуникативные навыки обучающихся и т.д.

Структура урока интерактивного обучения отличается от традиционного. Особое внимание необходимо уделить организации начала занятия. Класс делится (к делению подходить необходимо с учетом психологических особенностей обучающихся, их предметной готовности) на группы, в которых в дальнейшем пройдет вся основная работа на уроке. Следующий этап: мотивация, постановка целей урока. Сегодня существует большое количество способов, позволяющих стимулировать познавательный интерес обучающихся. Например, использование проблемных заданий, видеофрагментов, цитат. Важно помнить, что уже в начале урока обучающиеся должны понимать, какой результат они получат по завершении занятия, поэтому необходимо уделять внимание формированию ожиданий обучающихся, планированию результатов урока. Новый учебный материал можно подавать разными способами, выбор которых будет зависеть от целей предметного занятия. Например, предлагаем проблемное задание. Обучающиеся, работая в группах, обсуждают проблему, выбирают пути ее решения, тем самым самостоятельно овладевают новыми знаниями. Во время интерактивной лекции ( в отличие от просто лекции – предполагается обратная связь) учитель, объясняя материал, предлагает заполнить кластер-схему, задает проблемные вопросы. К числу популярных можно отнести презентации мини-проектов. Презентации обучающимися делаются заранее, а во время урока демонстрируются всему классу. Любой новый материал требует практического усвоения и закрепления. И здесь широкое поле для деятельности всех участников учебного процесса. Можно организовать многостороннее обсуждение. Рефлексия позволит сравнить полученные результаты урока с запланированными. Конечной целью учебного процесса становится раскрытие индивидуальных качеств, самоактуализация личности обучающегося. Интерактивные формы и методы в образовательном процессе позволяют перейти к активной творческой деятельности, которая предполагает использование собственного опытa, знаний, умений для решения проблем.

Для того чтобы интерактивные методы и приемы способствовали развитию личности необходимо: во-первых, владеть методикой преподавания; во-вторых, обязательно учитывать индивидуальные и возрастные качества обучающихся; в-третьих, нацеливать обучающихся на самостоятельную учебную деятельность, поиск выхода из той или иной учебной ситуации, на желание понять и применить полученные знания в жизни. Таким образом, роль учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. На что необходимо обратить внимание при подготовке к урокам на основе интерактивных форм обучения. При выборе, на ваш взгляд, эффективной и подходящей формы для изучения той или иной темы, не забывайте о возможности сочетания различных методов обучения. Не забывайте о принципах работы на интерактивном уроке: 1) учебный процесс урока - это общая работа; 2) все обучающиеся находятся в равном положении, поэтому каждый обучающийся имеет право на собственное мнение по любому вопросу; 3) нельзя допускать прямую критику личности (помните, корректно критиковать можно только идею, мысли, умозаключения, с которыми не согласны, аргументируя свою позицию, точку зрения). Среди возможностей, которые открываются перед учителем, можно назвать: сохранение баланса между игрой и обучением; адаптация метода под особенности характера и поведение обучающихся; проявление организаторских способностей.

Остановимся более подробно на мозговом штурме как новаторском методе решения проблем, благодаря которому за короткий временной отрезок можно получить огромное количество разнообразных идей. Часто обучающиеся начинают комбинировать свои и чужие идеи, приходя к интересным выводам. Учитель ненавязчиво, используя интересные приемы, может активизировать процесс мозгового штурма. Предложил обучающийся идею - попросите сделать наоборот (такой прием называется инверсия), предложите пофантазировать (сделать что-нибудь фантастическое, объяснить чем-то нереальным). Полет фантазии, отсутствие критики позволяют обучающимся чувствовать себя хозяевами положения. Учителя сегодня могут использовать в своей работе целый арсенал интерактивных подходов. Например, видеоконференция; метод «Дерево решений»; творческие задания; интерактивная экскурсия; метод проектов; групповое обсуждение и т.д.. Мозговой штурм способствует созданию новых идей, из которых выбираются лучшие.

На уроках, открытых в коммуникативном плане, обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, так как для них открыта возможность погружаться в предметную область через их собственный опыт. Обучающиеся лучше учатся, если учитель всесторонне поддерживает их способ усвоения знаний. Обучающиеся лучше воспринимают даже сложный материал, если учитель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, а, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые могут и не совпадать с его точкой зрения.

В связи с требованиями ФГОС каждому учителю необходимо знакомиться с интерактивными методами и применять их в своей работе. Для любой темы урока можно подобрать свой метод. Нельзя отказываться и от традиционных методов обучения. Каждый педагог имеет право выбора. Особо подчеркнем, что метод не может быть неправильным или плохим, неправильным и непрофессиональным может быть только его применение.


Категория: Блоги | Добавил: kramckaya_ln
Просмотров: 313 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог