Одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является приобщение дошкольников к художественной литературе. Самым плодотворным материалом для реализации цели воспитания интереса и любви к чтению, развития литературной речи, желания слушать и следить за развитием действия являются сказки. Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. Поэтому именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку. Использование сказок необходимо для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей. Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми использование сказок. Например, изменение ситуаций в знакомых сказках. Этот метод предполагает спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях, нахождение выхода для любимых героев, изменение сюжета на усмотрение ребенка. Еще один способ использования сказки - это «Сказка по-новому», которая поможет взглянуть детям на знакомые ситуации в сказке иначе, дополнить, изменить место действия, добавить или заменить сказочных героев. Старшим дошкольникам очень нравится игра «Сказочные задачи» - на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием. Слушая условие, ребёнок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач, закрепляются навыки счёта, а также представления о форме, цвете, величине и так далее. Очень увлекает детей составление коллажа из сказок, что дает возможность ребенку при помощи фантазии перепутать ситуации, предположить сосуществование героев из разных сказок, дополнить коллаж не сказочными героями и предметами. Сказка помогает взаимодействию взрослого и ребёнка. С помощью сказки можно создать любую проблемную ситуацию, и ребёнок с удовольствием попытается её решить. Игры с использованием сказочных сюжетов не только увлекают ребёнка, но и способствуют совершенствованию наблюдательности, внимания, различных видов памяти, мышления, речи. Детям на основе такого материала легче запоминать геометрические фигуры, цвет, форму, закреплять количественный и порядковый счет, ориентировку в пространстве. Использование сказочных героев на занятиях придает общению яркую взрослого и ребенка эмоциональную окраску, и в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала. Таким образом, использование художественной литературы является неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольника, которая позволяет воспитать оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка. Сказочные сюжеты меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.
Список использованной литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
2. http://nenuda.ru/консультация-для-воспитателей-сказка-как-один-из-способов.html Консультация для воспитателей: «Сказка как один из способов развития мышления дошкольников» Воспитатель: Шнитко Н.Р.
|