Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование коммуникационного устройства Go Talk в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

СКАЧАТЬ (5.06 Mb) 16.08.2021, 17:51
Александрова Надежда Валерьевна
воспитатель, СПбГБСУСО ДДИ №1 г.Петергоф
Н.В.Александрова и Н.В. Рыбак,
воспитатели СПбГБСУСО ДДИ №1, г.Петергоф

 


 
Актуальность выбранной темы обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) нуждается в обновлении содержания, и методов обучения, а также в достижении нового качества его результатов. Тенденцией специального обучения является интеграция детей с отклонениями в развитии в нормально развивающуюся среду, что требует создания условий для подготовки этих детей к жизни в обществе. Взаимодействие ребёнка с окружающими людьми - важный фактор его социального и личностного становления. Жизнь в часто изменяющихся условиях заставляет решать новые, нестандартные проблемы и предъявляет достаточно высокие требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству.

Характеристика контингента.
Для детей с ТМНР характерны следующие особенности, которые учитывались при разработке выстраивания логики занятий:
- снижение общего уровня активности, повышенная истощаемость;
- снижение темпа переработки информации;
- сужение сферы интересов (исследовательская активность в основном направлена на поиск значимых ощущений), недостаток сенсорного опыта;
- отставание в формировании высших психических функций, носящее тотальный характер;
- грубые нарушения речевого развития (собственная речь – на уровне звукокомплексов и отдельных вокализаций, понимание речи у большинства детей ограничено привычными, узко-бытовыми ситуациями);
- трудности освоения деятельности, обусловленные как органическими поражениями (нарушения зрения, слуха, детский церебральный паралич, особенности чувствительности и т.д.), так и искажением в эмоционально-волевой сфере, в формировании различных высших психических функций.

Основные задачи
Цель: создание условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
- формирование положительного отношения к коммуникативным играми упражнениям;
- формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состояниях с помощью неречевых средств;
- стимулирование коммуникативной активности детей;
- развитие коммуникативной функции речи;
- воспитание активности, обеспечивать успешность детей в деятельности;
- подкрепление позитивного опыта детей в эмоциональном развитии.

Характеристики средства обучения
Одним из специальных средств обучения коммуникации является коммуникационное устройство Go Talk, которое создано для людей с нарушениями функции речи, с ДЦП и аутизмом. Коммуникатор интуитивно понятен в использовании. Каждая клавиша коммуникатора предусматривает запись собственного сообщения. Каждая модель устройства осуществляет запись и воспроизведение достаточного количества сообщений (соответственно потребностям ребенка). В работе с детьми можно использовать разные модели коммуникационного устройства.

Коммуникатор имеет несколько уровней записи, каждый из которых содержит определенное количество областей сообщений. Благодаря этому, сообщения удобно сортировать. Перед началом работы педагог определяет, какие сообщения будут нужны ребенку и изготавливает вкладыши-карточки. Это могут быть наборы, различающиеся по тематике: «Дети нашей группы», «Моя семья», «Игрушки», «Фрукты», «Продукты питания», «Мебель». Создание вкладышей не отнимет много времени и сил, так как комплектация включает в себя специальное программное обеспечение, с помощью которого каждый сможет это сделать.

Перед использованием специальных средств обучения необходимо проводить предварительную работу — это разнообразные игры и упражнения на развитие:
зрительного восприятия;
внимания;
зрительной памяти;
понимания обращённой речи;
выполнения простых инструкций;
умения подбирать парные предметы и картинки;
умения соотносить предмет и его изображение.

На начальном этапе обучения пользованию коммуникатором педагоги придерживаются следующей схемы:
Знакомство с содержанием картинки: действия, предмета
Показ жестом (указательным или обозначающим действие) содержания каждой картинки.
Прослушивание звучания каждой картинки, (самостоятельное нажатие кнопок)
Наводящий вопрос: «Что ты хочешь?» (ребенок выбирает)
Проговаривание содержания каждой картинки: действия, предмета
Нажатие звуковой кнопки, показ жестом (указательным иди обозначающим действие) содержание каждой картинки
Ребенок получает выбранный предмет.

На следующем этапе ребенок осуществляет выбор предмета из двух предложенных с помощью коммуникатора с предметными символами. Сначала педагог дает натуральный предмет, потом соотносит его с предметным символом (уменьшенный предмет-символ), затем предлагает выбрать предмет, который обозначается словом, с уточнением. Ребенок выбирает предмет, при этом педагог интерпретирует выбор («Ты хочешь…?»), ребенок получает выбранный предмет.

Положительная динамика в коммуникативном развитии детей: демонстрация соотнесения слова, жеста, символа. Это значит, что ребенок уже может воспринимать и понимать картинку, на которой обозначены предметы, понятные ему действия, уверенно пользуется указательным жестом и жестами, обозначающими действия, и показывает жестом содержание каждой картинки на коммуникаторе.

Вывод: работа с коммуникатором требует ежедневной кропотливой работы. Однако, в результате работы можно увидеть, что дети с ограниченными возможностями здоровья вступают в общение, выражают свои желания, потребности, предпочтения, учатся делать выбор. Взрослые тоже обучаются их понимать и способствуют улучшению качества их жизни.


Категория: Блоги | Добавил: Naleksandro
Просмотров: 553 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог