Использование коррекционно-развивающих игр в образовательном процессе, как средство преодоления неуспеваемости у младших школьников
(21.1 Kb)
| 10.11.2020, 14:12 |
Громова Алёна Михайловна |
Студент, ГАПОУ СО НТПК №1 |
Статья «Использование коррекционно-развивающих игр в образовательном процессе, как средство преодоления неуспеваемости у младших школьников»
Информация об авторе:
Громова Алёна Михайловна
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах», 4 курс
ГАПОУ СО НТПК №1
В этой стать вы узнаете о неуспеваемости младших школьников и как с ней бороться. Главная цель этой статьи, донести до людей, из-за чего может возникнуть неуспеваемость и как ее преодолеть. Также вы увидите представленные коррекционно-развивающие игры, которые можно использовать в образовательном процессе.
Ключевые слова: неуспеваемость, причины неуспеваемости, дезадаптация, преодоление неуспеваемости.
Одна из важнейших проблем в психолого-педагогической науке – проблема неуспеваемости детей младшего школьного возраста. Решение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Но кроме решения практических и организационных задач, требуются новые теоретические знания о самой неуспеваемости, а также о психолого-педагогических причинах ее проявления в современной начальной школе.
Несмотря на пристальное внимание педагогов, психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, которые испытывают трудности в обучении, непрерывно растет.
Особое внимание специалистов и психологов привлекает проблема школьной неуспеваемости в начальных классах, ведь начальное образование – фундамент, на котором строится всё среднее образование. Так как именно младший школьный возраст имеет значение для последующего становления личности [4, с.48].
По мнению Н.И. Мурачковского, второгодничество и неуспеваемость могут привести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, лживость, неуверенность в себе, необщительность. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, ухудшения поведения, а иногда даже и криминального поведения.
Неуспеваемость – это, по мнению многих специалистов, неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать появление школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они испытывают трудности при взаимодействии с учителями и сверстниками, а также не усваивают учебную программу.
По данным Н.Н. Заваденко – школьная дезадаптация отмечается у 31,6%; детей. Из них 42% составляют мальчики и 18,6% - девочки. [3, с.19]
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития и с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
Основной причиной неуспеваемости П.П. Блонский считал биологическую неполноценность ребёнка. Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, П.П. Блонский указывал следующее [2, с.77]:
— низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд;
— отсутствие интереса к учению и желания учиться;
— слабое общее развитие.
Е.А. Аркин причиной неуспеваемости считал социальные факторы [1, с.146]:
— неблагоприятная атмосфера в семье;
— плохие жилищные условия;
— отсутствие книг и учебных пособий;
— переполненность классов;
Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, они часто читают ребёнку нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, уничтожают самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под навесом угроз и наказаний. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.
Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере ребенка, личности в целом. Появляется хроническое отставание в усвоении школьных знаний, приводящих к вторичным нарушениям психосоциального развития и различным формам отклоняющегося поведения.
Неблагоприятно влияет на школьника обедненная природными стимулами среда:
— закрытые помещения;
— ограниченные пространства.
Таким образом, к условиям преодоления неуспеваемости у младших школьников можно отнести следующие:
- с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
- применять активные методы и формы обучения, новые педагогические технологии;
- допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
- устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов.
Комплекс развивающих игр и упражнений, направленных на снижение неуспеваемости в процессе обучения младших школьников:
1. «Свет, зажгись!»
Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.
Материал: настольная лампа или торшер.
Ход игры:
Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу. Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.
2. «Сделай, как я!»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
3. «Бывает - не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию, если такие действия могут происходить в жизни – хлопните, если такого не бывает – замрите.
Данные игры способствуют развитию зрительной, слуховая и осязательной памяти. По средствам игр и упражнений происходит коррекция логической и произвольной памяти.
Мышление представляет собой чрезвычайно важный психический процесс, который непосредственным образом влияет на обучаемость ребенка. Именно промахи в развитии мышления представляют собой наиболее распространенную психическую причину неуспеваемости младших школьников. Неуспевающие ученики не располагают рациональными приемами запоминания, но данные недостатки памяти прямым образом связаны с недостатками в развитии мышления. Именно поэтому во время урока ученики так часто отвлекаются на разговоры со сверстниками, а вопросы со стороны учителя застают их врасплох.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним.
Список литературы:
- 1. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости / Е.А. Аркин – Москва: Знание, 2009 – 146 с.
- Блонский, П.П. Особенности школьной неуспеваемости: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов. – Москва: Академия, 2013. – 77 с.
- Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка. Москва, 2012. - 19 с.
- Кукушин, В. С. Коррекционная педагогика [Текст] / В. С. Кукушин. – Москва : МарТ, Феникс. – 2010. – 352 с.
|
Категория: Блоги | Добавил: AlenaGromova12345
|
Просмотров: 661 | Загрузок: 6
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|