Сегодня: 01.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование коррекционно-развивающих игр в образовательном процессе, как средство преодоления неуспеваемости у младших школьников

СКАЧАТЬ (21.1 Kb) 10.11.2020, 14:12
Громова Алёна Михайловна
Студент, ГАПОУ СО НТПК №1

Статья «Использование коррекционно-развивающих игр в образовательном процессе, как средство преодоления неуспеваемости у младших школьников»

Информация об авторе:
Громова Алёна Михайловна
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах», 4 курс
ГАПОУ СО НТПК №1

В этой стать вы узнаете о неуспеваемости младших школьников и как с ней бороться. Главная цель этой статьи, донести до людей, из-за чего может возникнуть неуспеваемость и как ее преодолеть. Также вы увидите представленные коррекционно-развивающие игры, которые можно использовать в образовательном процессе.
Ключевые слова: неуспеваемость, причины неуспеваемости, дезадаптация, преодоление неуспеваемости.
Одна из важнейших проблем в психолого-педагогической науке – проблема неуспеваемости детей младшего школьного возраста. Решение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Но кроме решения практических и организационных задач, требуются новые теоретические знания о  самой неуспеваемости, а также о психолого-педагогических причинах ее проявления в современной начальной школе.
Несмотря на пристальное внимание педагогов, психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, которые  испытывают трудности в обучении, непрерывно растет.
Особое внимание специалистов и психологов привлекает проблема школьной неуспеваемости в начальных классах, ведь начальное образование – фундамент, на котором строится всё среднее образование. Так как именно младший школьный возраст имеет значение для последующего становления личности [4, с.48].
По мнению Н.И. Мурачковского, второгодничество и неуспеваемость могут привести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, лживость, неуверенность в себе, необщительность. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, ухудшения  поведения, а иногда даже и криминального поведения.
Неуспеваемость – это, по мнению многих специалистов, неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать появление школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они испытывают трудности при взаимодействии с учителями и сверстниками, а также не усваивают учебную программу.
По данным Н.Н. Заваденко – школьная дезадаптация отмечается у 31,6%; детей. Из них 42% составляют мальчики и 18,6% - девочки. [3, с.19]
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития и с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
Основной причиной неуспеваемости П.П. Блонский считал биологическую неполноценность ребёнка. Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, П.П. Блонский указывал следующее [2, с.77]:
— низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд;
— отсутствие интереса к учению и желания учиться;
— слабое общее развитие.
Е.А. Аркин причиной неуспеваемости считал социальные факторы [1, с.146]:
— неблагоприятная атмосфера в семье;
— плохие жилищные условия;
— отсутствие книг и учебных пособий;
— переполненность классов;
Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, они часто читают ребёнку нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, уничтожают самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под навесом угроз и наказаний. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.
Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере ребенка, личности в целом. Появляется хроническое отставание в усвоении школьных знаний, приводящих к вторичным нарушениям психосоциального развития и различным формам отклоняющегося поведения.
Неблагоприятно влияет на школьника обедненная природными стимулами среда:
— закрытые помещения;
— ограниченные пространства.
Таким образом, к условиям преодоления неуспеваемости у младших школьников можно отнести следующие:
- с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
- применять активные методы и формы обучения, новые педагогические технологии;
- допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
- устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов.
Комплекс развивающих игр и упражнений, направленных на снижение неуспеваемости в процессе обучения младших школьников:
1. «Свет, зажгись!»
Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.
Материал: настольная лампа или торшер.
Ход игры:
Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу. Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.
2.          «Сделай, как я!»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
3. «Бывает - не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию, если такие действия могут происходить в жизни – хлопните, если такого не бывает – замрите.
Данные игры способствуют развитию зрительной, слуховая и осязательной памяти. По средствам игр и упражнений происходит коррекция логической и произвольной памяти.
Мышление представляет собой чрезвычайно важный психический процесс, который непосредственным образом влияет на обучаемость ребенка. Именно промахи в развитии мышления представляют собой наиболее распространенную психическую причину неуспеваемости младших школьников. Неуспевающие ученики не располагают рациональными приемами запоминания, но данные недостатки памяти прямым образом связаны с недостатками в развитии мышления. Именно поэтому во время урока ученики так часто отвлекаются на разговоры со сверстниками, а вопросы со стороны учителя застают их врасплох.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним.

Список литературы:
  1. 1. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости / Е.А. Аркин – Москва: Знание, 2009 – 146 с.
  2. Блонский, П.П. Особенности школьной неуспеваемости: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов. – Москва: Академия, 2013. – 77 с.
  3. Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка. Москва, 2012. - 19 с.
  4. Кукушин, В. С. Коррекционная педагогика [Текст] / В. С. Кукушин. – Москва : МарТ, Феникс. – 2010. – 352 с.


Категория: Блоги | Добавил: AlenaGromova12345
Просмотров: 24 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог