Одной из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование у школьника гражданской идентичности. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности: моральные и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба. В жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся психология восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей; каждому этносу присущ особый менталитет – свой образ жизни, биологически и социально обусловленная духовность, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие.
Одним из аспектов толерантности является мультикультурализм, заключающийся в требовании параллельного существования разных культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития.
Республика Алтай, являясь частью России, тоже многонациональна, поэтому у школьников нашего региона важно формировать уважение к культуре алтайцев, русских, казахов и других национальностей.
Анализ изученных источников показывает, что культурологический подход к образованию - это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать. По мнению сторонников этой идеи, такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами.
С другой стороны, культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.
Урок литературного чтения в начальной школе является хорошей платформой для приобщения человека к культурным ценностям. Неоценимым подспорьем в организации работы по осуществлению культурологического подхода является погружение через произведения устного народного творчества в атмосферу таких народных праздников, как Рождество, Ивана Купала, масленица, рождество, кузьминки и др. На уроке чтения младшие школьники могут узнать о связанных с ними поверьях, народных играх, танцах, песнях-колядках и т.д. Во многих произведениях классической литературы тоже во всей полноте, яркости и неповторимости отразились народные обряды, обычаи и поверья через сказки, загадки, небылицы. Например, в УМК «Школа России» дети изучают народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка» и т.д. Дети читают народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, здесь же узнают литературу зарубежных стран: американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина, например, Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» и др.
В русских сказках нет подробного описания обстановки, в которой развивается дей-ствие. Но хотя в них и нет прямых описаний, быт составляет не только фон, но материал, арсенал, которым народная сказка пользуется в художественных целях. Например, в русской народной сказке «Колобок» действие разворачивается в русской избе. Это мы понимаем по песенке главного героя:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
Да в масле пряжён,
На окошке стужен.
Изба была основным жилым помещением русского дома, и учителю необходимо дать представление о её убранстве. Поскольку в тексте нет описания, педагогу необходимо использовать иллюстративный материал: репродукции картин, фотографии, рисунки. Чтобы ученики смогли погрузиться в культурно-бытовое пространство русского дома, рассматривание иллюстраций обязательно должно сопровождаться комментированием, т.к. названия многих предметов – это устаревшие слова, значение которых требует объяснений. Комментарий можно дополнить народной музыкой, желательно инструментальной.
Рис. 1 Русская изба В русской избе первое, что попадало на глаза – печь. По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами (красный угол). Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки – полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил – полати. Обязательно в избе стояли прялка и сундук.
Найти информацию о предметах, о которых говорится в песенке Колобка (сусеки, короб), можно дать учащимся в качестве домашнего задания. Можно обсудить и рецепт его приготовления, т.к. в сказке кратко описан традиционный способ изготовления хлебных изделий на Руси.
Похожим образом можно организовать работу над внешним видом персонажей русских народных сказок, которых иллюстраторы детских книг часто «одевают» в традиционные русские наряды: сарафан, кокошник, кафтан, лапти и т.п.
Рис. 2 Примеры книжных иллюстраций
При анализе произведений учителю необходимо создавать условия для погружения через текст в культуру разных народов, что будет способствовать становлению духовно-нравственной личности. Такая работа позволит обучающимся оценить богатство культурного наследия разных народов, осознать свою причастность к культурным ценностям соотечественников. Ученики приобретут опыт духовно-творческой личности, способной научиться ориентироваться в современном культурном пространстве – это и станет основой формирования культурологической компетенции, позволяющей осознать традиции национальной культуры, понять взаимосвязь прошлого и настоящего.
В заключение отметим, что, по словам К.Д. Ушинского, литература «есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое».
Библиографический список
1.Крылова, Н.Б. Культурология образования, 2010.
2.Культурология образования: современный урок/ Коллективная монография/ Выпуск № 2, под ред. Л.П. Качаловой, Е.В. Телеевой. – Шадринск, 2004. – 148с.
3.Основы духовной культуры [энциклопедический словарь педагога].— В. Безрукова, - Екатеринбург, 2000-2017.
4.Рабочая программа: "Литературное чтение" УМК "Школа России" (1-4 класс), 2011-2013.
5.Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей под ред. П.И. Пидкасистого, – /Педагогическое общество России. - 2005. – 608с.
|