Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование культурологического подхода на уроках литературного чтения в современной начальной школе

СКАЧАТЬ (749.9 Kb) 18.04.2022, 05:33
Курносова Екатерина Александровна
учитель начальных классов, МАОУ СОШ№11 г.Северобайкальск
Одной из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование у школьника гражданской идентичности. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности: моральные и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба. В жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся психология восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей; каждому этносу присущ особый менталитет – свой образ жизни, биологически и социально обусловленная духовность, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие.

Одним из аспектов толерантности является мультикультурализм, заключающийся в требовании параллельного существования разных культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития.

Республика Алтай, являясь частью России, тоже многонациональна, поэтому у школьников нашего региона важно формировать уважение к культуре алтайцев, русских, казахов и других национальностей.

Анализ изученных источников показывает, что культурологический подход к образованию - это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать. По мнению сторонников этой идеи, такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами.

С другой стороны, культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.

Урок литературного чтения в начальной школе является хорошей платформой для приобщения человека к культурным ценностям. Неоценимым подспорьем в организации работы по осуществлению культурологического подхода является погружение через произведения устного народного творчества в атмосферу таких народных праздников, как Рождество, Ивана Купала, масленица, рождество, кузьминки и др. На уроке чтения младшие школьники могут узнать о связанных с ними поверьях, народных играх, танцах, песнях-колядках и т.д. Во многих произведениях классической литературы тоже во всей полноте, яркости и неповторимости отразились народные обряды, обычаи и поверья через сказки, загадки, небылицы. Например, в УМК «Школа России» дети изучают народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка» и т.д. Дети читают народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, здесь же узнают литературу зарубежных стран: американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина, например, Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» и др.

В русских сказках нет подробного описания обстановки, в которой развивается дей-ствие. Но хотя в них и нет прямых описаний, быт составляет не только фон, но материал, арсенал, которым народная сказка пользуется в художественных целях. Например, в русской народной сказке «Колобок» действие разворачивается в русской избе. Это мы понимаем по песенке главного героя:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
Да в масле пряжён,
На окошке стужен.

Изба была основным жилым помещением русского дома, и учителю необходимо дать представление о её убранстве. Поскольку в тексте нет описания, педагогу необходимо использовать иллюстративный материал: репродукции картин, фотографии, рисунки. Чтобы ученики смогли погрузиться в культурно-бытовое пространство русского дома, рассматривание иллюстраций обязательно должно сопровождаться комментированием, т.к. названия многих предметов – это устаревшие слова, значение которых требует объяснений. Комментарий можно дополнить народной музыкой, желательно инструментальной.

 

Рис. 1 Русская изба В русской избе первое, что попадало на глаза – печь. По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами (красный угол). Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки – полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил – полати. Обязательно в избе стояли прялка и сундук.

Найти информацию о предметах, о которых говорится в песенке Колобка (сусеки, короб), можно дать учащимся в качестве домашнего задания. Можно обсудить и рецепт его приготовления, т.к. в сказке кратко описан традиционный способ изготовления хлебных изделий на Руси.

Похожим образом можно организовать работу над внешним видом персонажей русских народных сказок, которых иллюстраторы детских книг часто «одевают» в традиционные русские наряды: сарафан, кокошник, кафтан, лапти и т.п.

  

Рис. 2 Примеры книжных иллюстраций

При анализе произведений учителю необходимо создавать условия для погружения через текст в культуру разных народов, что будет способствовать становлению духовно-нравственной личности. Такая работа позволит обучающимся оценить богатство культурного наследия разных народов, осознать свою причастность к культурным ценностям соотечественников. Ученики приобретут опыт духовно-творческой личности, способной научиться ориентироваться в современном культурном пространстве – это и станет основой формирования культурологической компетенции, позволяющей осознать традиции национальной культуры, понять взаимосвязь прошлого и настоящего.

В заключение отметим, что, по словам К.Д. Ушинского, литература «есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое».

Библиографический список
1.Крылова, Н.Б. Культурология образования, 2010.
2.Культурология образования: современный урок/ Коллективная монография/ Выпуск № 2, под ред. Л.П. Качаловой, Е.В. Телеевой. – Шадринск, 2004. – 148с.
3.Основы духовной культуры [энциклопедический словарь педагога].— В. Безрукова, - Екатеринбург, 2000-2017.
4.Рабочая программа: "Литературное чтение" УМК "Школа России" (1-4 класс), 2011-2013.
5.Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей под ред. П.И. Пидкасистого, – /Педагогическое общество России. - 2005. – 608с.


Категория: Блоги | Добавил: kata1930
Просмотров: 459 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог