Сегодня: 28.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование малых фольклорных форм в речевых играх младших дошкольников при проведении режимных моментов

СКАЧАТЬ (1.51 Mb) 10.04.2024, 23:05
Перегудова Марина Валентиновна
воспитатель, МАДОУ Детский сад №193
Ранний и младший возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего и младшего возраста является важным условием их полноценного развития. Уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития является фольклор.

Каждый жанр детского фольклора развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, развивает фантазию, учит определённым нравственным нормам, показывает ребёнку нормы поведения в обществе.

В организации режимных моментов я использую разные виды фольклора. Я занимаюсь с детьми самыми простыми делами: одеваю, кормлю, умываю, причёсываю, укладываю спать, успокаиваю. Во время всех этих действий стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напеваю потешку, прибаутку, считалку, дразнилку, использую игры с предметами.

Маленький ребёнок скучает по дому, по своей маме, с трудом вступает в общение с взрослыми и детьми, поэтому находится в угнетённом состоянии. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к взрослому человеку.

Принимая утром ребёнка в группу, протягиваю ему руки, говоря ему ласково, спокойно:
1.Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Никитушка хороший,
Никитушка пригожий…
Услышав своё имя, ребёнок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается…. Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю подбрасывать его, имитируя езду:

2.Поехали – поехали,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенёчкам,
В ямку! Бух…. Провалился петух!
Дети любят слушать потешки про себя. Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем!

1. Наша Маша маленька, 2. Чики – чики – чикалочки,
Машенька удаленька, Едет Ваня на палочке,
Пройди, Маша по дорожке, А Петя на тележке,
Топни, Маша, ножкой. Щёлкает орешки!
Положительные эмоции нужны каждому. Психологи и педагоги ставят знак равенства между весельем, улыбкой и физическим здоровьем человека. Получив положительный эмоциональный заряд, организм ребёнка открывается добру и красоте. Целебная сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми поглаживаниями хорошо успокаивает малыша.

1. Чики – чики, чики–чок,
Где ты дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим.
Слышишь, добрый старичок?
Ти - ши - на…пришёл Молчок,
Не спугни его смотри,
Ничего не говори, тсс… (сопровождая слова действиями).
Пальчиковая гимнастика в сочетании со стихотворным текстом потешек способствует развитию у ребёнка речи, расширению словарного запаса, улучшению памяти, воображения. А самое главное – ребёнок от таких игр получает удовольствие и испытывает радость. Надеваю перчатку с цветными пальчиками на руку, загибаю пальчики один за другим, приговаривая:

1.Этот пальчик – дедка, 2. Здравствуй солнце золотое!
Этот пальчик – бабка, Здравствуй небо голубое!
Этот пальчик – папенька, Здравствуй вольный ветерок,
Этот пальчик – маменька, Здравствуй, маленький дубок!
А вот этот наш малыш, а зовут его Денис! Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(сопровождая слова действиями).

Некоторые режимные моменты вызывают у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы малыши с удовольствием делали зарядку, умывались, принимали пищу, одевались, раздевались и готовились ко сну, я использую разнообразные потешки, уговорушки, игры с предметами.

Утренняя зарядка. Одеваю маску или шапочку курочки приглашаю детей играть в игру "Курочка и цыплята".
1. Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки жёлтые цыплятки,
Ко - ко - ко – ко - ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите зёрнышки ищите,
Съели толстого жука, дождевого червячка,
Выпили водицы полное корытце (сопровождая слова действиями).
Игровая зарядка с игрушечным зайчиком.

2. Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал! (сопровождать слова с действиями).

Для того чтобы малыши с удовольствием умывались, использую разнообразные потешки и уговорушки:
1. Ай, лады, лады, лады, 2. Чистая водичка
Не боимся мы воды, Умоет Даше личико,
Чисто умываемся, Анечке - ладошки
Маме улыбаемся. А пальчики Антошке.
Во время завтрака (обеда, ужина) показывая, разнообразные игрушки детям использую потешки:
(показываю ложку - уговорушку, бананчик - здоровичок, бабушку – забавушку в красивых нарядах и приговариваю).

1. Умница, Катенька, 2. Пришёл сегодня в гости не доктор Айболит,
Ешь кашку сладеньку, Пришёл сегодня в гости бананчик аппетит,
Вкусную, пушистую, Взял он ложку - уговорушку,
Мягкую, душистую. И ну, стучать по дну:
«Скорее дайте каши хоть ложечку одну».

3. А у нас есть ложка
Волшебная немножко,
Вот - тарелка, вот - еда,
Не останется следа.
Для наглядного образа перед обедом провожу с детьми игры – ситуации «Накормим куклу обедом», «Сервируем стол», «Укладываем куклу спать».
Перед сном дети слушают любимые колыбельные. Спокойный, разме-ренный ритм речи успокаивает малышей, снимает напряжение. Беру куклу «Бабушку - забавушку» и пою колыбельные.

1.На кроватку забирайся, 2. А баю, баю, баю,
Одеялом укрывайся. Тебе песенку спою
Ты уже послушал сказки? Я про серого кота.
Закрывай скорее глазки. Как у серого кота
Колыбелька золота,
Позолоченная.
Под звуки ласковых, напевных слов малыши легче просыпаются. Звоню в колокольчик и проговариваю слова.

1. Колокольчик ледяной, 2. Вот проснулся петушок,
Он всегда везде со мной, Встала курочка,
«Просыпайтесь!» - говорит, Подымайся, мой дружок,
«Закаляйтесь!» - всем велит. Встань, мой Юрочка.
Одевание и раздевание, сложные режимные моменты. Малыши ещё не достаточно хорошо умеют раздеваться сами. Чтобы дети быстрее освоили навыки, также использую потешки.

1.Мама песню напевала
Одевала дочку, Одевала - напевала
Белую сорочку, Белая сорочка – Тоненькая строчка.
Мама песенку допела, Мама девочку одела:
Платье красное в горошках, Туфли новые на ножках…
Каковы же результаты работы с малыми фольклорными формами? Малыши с удовольствием идут в группу, они жизнерадостны, улыбчивы. С удовольствием играют. На занятиях и в играх дети более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и другие режимные моменты стали для них приятным делом.


Категория: Блоги | Добавил: ТатьянаЛих
Просмотров: 41 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог