Современное образование всё больше внимания уделяет развитию личности, способной к саморазвитию, самооценке и самоанализу. Именно поэтому, в образовательном процессе, необходимо использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию навыков и умений, позволяющих решать проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности.
В настоящее время наиболее перспективным в этом плане является метод анализа конкретных ситуаций — кейс-стади (case study). Все это делает проблему интеграции кейс-метода в современное профессиональное образование актуальной.
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.
В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. [2]
Case Study – это метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев. Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению. [3]
Применение метод «кейс-стади» способствует развитию следующих навыков: аналитических, творческих, коммуникативных, социальных, самоанализа. Данный метод принесет результат только тогда, если будет провоцировать обучающихся на поиск дополнительной информации для анализа. [4]
Кейсы всегда отображают реальные факты или же ситуацию близкую к реальности. Как правило, кейс включает в себя не только описание, но и некоторую проблему и строится на основе реальных фактов. Среди возможных источников кейсов могут выступать:
а) жизнь общества и человека (источник сюжетов кейса, проблемной ситуации и фактов, используемых в описании);
б) образование (помогает установить цели и задачи учебного процесса, применяемые в методе кейсов);
в) наука (задаёт две главные методики, определяемые анализом и системным подходом при изучении кейса).
Соотношение этих трех источников при создании кейса бывает разным. Действительно, на практике, разрабатывая кейсы, можно заметить преобладание одного источника над другими. Это легло в основу классификации кейсов:
1) практические кейсы: строятся из ситуаций, основанных на реальной жизни людей и общества;
2) обучающие кейсы: ведущей задачей является обучение, рассматриваются характерные, стандартные ситуации, часто встречающиеся в повседневной жизни;
3) научно-исследовательские кейсы: направлены на реализацию исследовательской деятельности. [1]
Применение метода «Кейс-стади» возможно в преподавании любых предметов. Самыми удобными же являются уроки литературы, поскольку при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.
Художественные произведения литературы подходят для изучения их с помощью кейс-стади. С помощью данного метода можно придать новый взгляд, на давно уже, как кажется, избитые проблемные вопросы.
Уроки литературы предполагают использование кейсов различной степени сложности.
Первая степень сложности предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с высказыванием А.С.Пушкина «Любви все возрасты покорны»?
Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например: «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе ХІХ века»?
Третья степень сложности: практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при анализе романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого или романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» предложить решить следующий кейс: Какие проблемы поднимает автор? Какие пути разрешения проблем или проблемы предлагает автор? Встречались ли с подобными проблемами в произведениях русской классической литературы? Кто из классиков поднимал данную проблему и как она решалась?
Особенностью кейсов является то, что решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста или целого. На основе подготовленного учителем кейса строится беседа, дискуссия под руководством преподавателя.
Решение кейсов эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. [1]
Кейс-метод требует от преподавателя большого творческого потенциала. Материалы для кейса должны представлять строго достоверную информацию, не должны отражать субъективизм людей. Применение педагогом кейс–стади, повышает активность обучающихся, самостоятельность мышления, формирует позитивную мотивацию к обучению, уменьшает количество «пассивных» и неуверенных в себе обучающихся, обеспечивает высокую эффективность обучения развития будущих специалистов, формирует определенные личностные качества и компетенции, а также – дает возможность преподавателю самосовершенствоваться, по–другому мыслить и действовать, и обновлять собственный творческий потенциал
Библиографический список:
1. Винеская, А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. — Ростов-на-Дону
2. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс]
4. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс]
|