Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование метода проектов

СКАЧАТЬ (41.4 Kb) 18.11.2023, 13:36
Реполенко Людмила Анатольевна
учитель, МБОУ г.Кургана "СОШ№11"
«Расскажи мне – и я забуду, 
Покажи мне – и я запомню,

                                                 Дай мне действовать самому–  и я научусь».
(китайская мудрость)
     
Современные изменения в обществе требуют развития новых методов образования и педагогических подходов, направленных на индивидуальное развитие личности, стимулирование творческой инициативы, формирование навыков самостоятельной навигации в информационных пространствах, а также приобретение у учащихся универсальных умений постановки и решения задач для успешного преодоления профессиональных, самоопределенческих и повседневных ситуаций. Важным является формирование подлинно свободной личности, способной к самостоятельному мышлению, активному приобретению и применению знаний, тщательному обдумыванию решений и четкому планированию действий. Кроме того, значительное внимание уделяется воспитанию у детей умения критически мыслить, оценивать информацию, эффективно взаимодействовать в различных группах и быть открытыми для новых контактов и культурных взаимодействий.


Современная система образования направляет учителей на организацию учебного процесса, основанного на самостоятельной деятельности учащихся, с прицелом на развитие их исследовательских навыков, выходящих за рамки учебных программ. Образовательная среда, созданная на основе исследовательской работы, стимулирует учеников к творческому поиску, а участие в научных конференциях, проектных конкурсах и взаимодействие с научной деятельностью сверстников способствуют формированию широкого круга интересов и мотивируют на эксперименты в различных областях знаний.

Центральной идеей моей педагогической работы является создание условий для успешной проектно-исследовательской деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время, что, в свою очередь, способствует развитию их творческих способностей.

Цель: формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе в процессе сотрудничества, партнерства учителя и ученика.

Задачи;
1.  выявлять одарённых учащихся и помогать им в реализации их творческого потенциала;
2 развивать у учащихся исследовательские навыки, умения, то есть учить самостоятельно приобретать новые знания;
3. развивать интеллектуальные умения: обобщать, анализировать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; формировать аналитическое и критическое мышление, умение формировать и отстаивать свое мнение;
4.развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; воспитание целеустремленности, уверенности в себе;
5.  создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала учащихся.

Метод проектов представляет собой систему образовательных подходов и действий, которые направлены на решение конкретной проблемы через самостоятельные познавательные усилия и презентацию результатов в виде конкретного продукта. Основные принципы и преимущества этого метода включают в себя решение проблемы мотивации, личностно-ориентированное обучение, формирование ключевых компетенций и связь обучения с реальной жизнью.

В первую очередь, метод проектов эффективно решает проблему мотивации в образовании, предлагая задачи, интересные и значимые для каждого учащегося. Такие задания не имеют заранее известных решений, что способствует творческой продуктивности проекта.

Во-вторых, метод реализует принципы личностно-ориентированного обучения, позволяя учащимся выбирать задания согласно своим интересам и способностям.

В-третьих, метод проектов способствует формированию различных ключевых компетенций, таких как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и решение проблем.

В-четвертых, он реализует принцип связи обучения с жизнью, обеспечивая практическую, теоретическую и познавательную значимость результатов проекта.

Проектная деятельность обучающихся представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, нацеленную на достижение общей цели и результата. Проектная технология включает несколько ключевых аспектов:
  • Наличие Проблемы: Проект начинается с определения конкретной проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения. Это стимулирует учащихся к аналитическому мышлению и самостоятельному поиску решений.
  • Практическая, Теоретическая, Познавательная Значимость: Задачи проекта должны иметь практическую, теоретическую и познавательную значимость, чтобы мотивировать учащихся к активной деятельности и продуктивным исследованиям.
  • Самостоятельная Деятельность Ученика: Проектная технология подразумевает активное участие ученика. Он самостоятельно формулирует вопросы, проводит исследование, разрабатывает стратегии и представляет результаты.
  • Структурирование Проекта: Содержательная часть проекта структурируется, включая пошаговые результаты. Это позволяет учащимся понимать последовательность их работы и обеспечивает логичное развитие проекта.
  • Исследовательские Методы: Проект включает использование исследовательских методов, таких как определение проблемы, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление результатов, презентация продукта, а также обсуждение и выводы. Это обучает учащихся системному исследовательскому подходу к решению задач.
Структура метода:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
 6. Разработка методики проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятия, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
В работе над проектом по истории и обществознанию учащиеся проходят пять основных этапов - «пять П»:
- Постановка проблемы;
- Планирование – определение задач и пути их решения;
- Поиск и обработка информации;
- Получение результатов;
- Публичное представление результатов проекта.

Из этого перечня мы видим, что выполнение проекта школьниками – это объемная самостоятельная работа. 

Для организации проектной деятельности используются различные педагогические технологии: информационно – коммуникативные, обучение в сотрудничестве, развивающего и проблемного обучения.

Метод проектов, разработанный во второй половине XIX века в США, имеет своих родоначальников в лицах таких выдающихся педагогов, как Дж. Дьюи, Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и другие. Основной идеей этого метода является "обучение посредством делания", где акцент делается на том, чтобы ребенок видел применение своего труда, что стимулирует интерес к обучению.

В советской педагогике метод проектов получил широкое распространение в 20-е годы XX века. Выдающиеся педагоги того времени, такие как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев, стремились преобразовать школу учебы в школу жизни. Их целью было обеспечить приобретение знаний через труд, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. Была разработана комплексная система обучения, в которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Однако, абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки, и вплоть до 90-х годов XX века проективная методика не использовалась в практике советской школы.

На современном этапе российского образования наблюдается возрождение интереса к проектному методу обучения. Теоретической базой для проектного метода являются идеи таких выдающихся педагогов, как М.И. Махмутов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина. Эти идеи вдохновляют на создание современных образовательных практик, акцентируя внимание на самостоятельной деятельности учащихся, практической значимости обучения и развитии ключевых компетенций.

Начало формы
Примером того, как можно успешно внедрить новаторские подходы в образовательный процесс, служит технология проблемного обучения М.И. Махмутова и И.Я. Ларнер. Эта методика предполагает использование частично-поисковых и поисково-исследовательских методов, что позволяет активно вовлекать учащихся в процесс обучения. В своей практике я осуществляю применение основ теории деятельности А.Н. Леонтьева. Его подход к обучению подчеркивает, что человек – это существо, стремящееся к поиску и созданию смысла в своей деятельности. В образовательном процессе деятельностный подход играет ключевую роль.

Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, «овладение конкретными знаниями требует специально организованного обучения приемам и способам получения знания». В своей педагогической деятельности я уделяю внимание не только содержанию учебного материала, но также методам его усвоения, обращая внимание на приемы умственной деятельности учеников. Это помогает не только эффективно усваивать информацию, но и развивать навыки самостоятельного поиска знаний.

Начало формы
Теория поэтапного формирования умственных действий, предложенная П.Я. Гальпериным и развиваемая Н.Ф. Талызиной и её школой, очень близка и понятна мне. Я успешно применяю эту теорию на этапе систематической разработки с учащимися области, темы и объекта исследования.

Применение этой теории ведет к последовательному развитию умственных процессов у обучаемых. Я использую её на практике, чтобы структурировать знания и умения учащихся, позволяя им пошагово осваивать сложные области знаний.

Проектная деятельность, как уникальный инструмент развития личности школьников, в моей практике приводит к потрясающим результатам. Под руководством учителя происходит не только углубленное усвоение учебного материала, но и процесс самопознания и самовоспитания ребенка. Мы видим, как успешно интегрируются знания из разных областей, таких как литература, история, обществознание, лингвистика, что способствует более глубокому и системному пониманию гуманитарных наук.

В моей педагогической практике я успешно применяю различные виды проектов, обеспечивая разнообразные методы обучения и содействуя разностороннему развитию моих учеников.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвующие  в нём школьники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. При изучении темы «Глобальные проблемы современности» рассматриваем заседание Генеральной Ассамблеи ООН. При изучении темы «Процессуальное право» можно проводить  суды по гражданскому и уголовному делу.   При изучении либеральных реформ 60 – 70 годов 19 века проводим  «Заседание суда» и др.

При рассмотрение вопроса Троя - миф или реальность
Театрализация:
Гера: Афина, твое дело - школа, воинская доблесть, ремесла. Где здесь прекрасное?
Афина: Что есть красота? А мудрая мысль, а подвиг?
Афродита: Красотой лица, великая Гера, и я могу поспорить с тобой. Но в моей власти еще и красота чувств.
Гефест: Прекратите свой спор! Отец идет.
Зевс (входит вместе с Аресом): Что здесь за шум?
Гефест: Богини спорят кто из них самая прекраснейшая. Отец, отдай яб­локо матери-Гере! Мать прекраснейшая, потому что мать.
Арес: Так, здесь пахнет скандалом, боем, войной! Отец, ты в опасности! Тактика требует отдать яблоко смертной. Только вот какой? (смеется).
Гера: Так ты отдашь мне яблоко, Зевс?
Зевс (качает головой, Гера плачет, закрыв лицо руками): Гермес, помоги!
Гермес (неприязненно в сторону Ареса): Кто-то здесь вспомнил о смерт­ных? Обратимся к ним. Я знаю одного пастуха, красив, знает толк в кра­соте.
Зевс: Веди богинь к нему. Если смертный ошибется, мы его поправим. Только боги непогрешимы.
Арес: Вот стратегия! Вот тактика! Но неужели не будет войны?
 Гермес: Привет, Парис! Богини, вот человек, который рассудит вас.
Парис: Гермес, кто они - девы неземной красоты?
Гермес: Великая Гера, воительница Афина и Афродита - богиня любви. Ты должен назвать прекраснейшую, (отдает ему яблоко). (Парис в разду­мье).
Гера: За яблоко я дам тебе сильный характер и власть над всей Грецией. Ты осчастливишь себя и других.
Афина: Отдай мне яблоко, и я прославлю тебя в веках.
Афродита: Выбери меня. И я наполню твое сердце любовью. А тебя полю­бит самая красивая девушка на земле.
Гера: Не слушай Афродиту. И Афина не права! Я - прекраснейшая.
Афина: Гера не права! Я - прекраснейшая.
Афродита: А прекраснейшая - я!
Парис (рассуждает): Богини непогрешимы. Но Гера отрицает правоту Афины, а Афина - Геры. И обе они непогрешимы... а правота Афродиты не отрицается. Значит она права! (отдает яблоко Афродите).
Гера: Парис, ты пожалеешь.
Парис: Богини, я не виноват. Это великая наука математика, умение рас­суждать.
Гера: Пусть будет проклята наука матема....
Афина: Остановись, Гера, проклятие должно быть направленно точнее.
Гера: Я проклинаю твой выбор. Парис. Пусть он принесет горе твоему родному городу. Пусть твою любовь разрушат власть, война, хитроумие.
Афина: Пусть падет великая Троя. Пусть причиной этого послужит Троян­ский конь. Его построит мой любимец - Одиссей.
Афродита: Люди будут помнить твой выбор, Парис. Ты выбрал любовь Елены. Именем самой прекрасной женщины земли будут до скончания веков называть своих дочерей народы разных стран.
Гермес (мягко): Богини, вернемся на олимп. Может быть, ошибку смерт­ного удастся исправить?
Афродита: Как ошибку? Какую ошибку?
- Какие же причины Троянской войны описывает миф?
- Из-за чего поссорились богини Гера, Афина и Афродита?
- Чем этот спор завершился?
- Как вы думаете, в наше время, при каких случаях применяется крылатое выражение «яблоко раздора»?
- Какова действительная причина этой войны?
- В чем разница между двумя причинами войны? …

Задача учителя – способствовать:  приобретению учащимися опыта ведения диалога и дискуссии,  приобщению их к творческой деятельности,  развитию у учащихся коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций.
    
Исследовательские.  Наибольший интерес у учащихся вызывают исследовательские проекты, которые  требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Примером данного вида проектов является работы: «Мир перед угрозами XXI века», «Формирование бюджета среднестатистической семьи» 
  
Участие в школьном конкурсе социальных проектов мы с учащимися 8 «а» реализовали исследовательский проект на тему «Мой микрорайон».
Цель проекта: воспитание  у обучающихся чувств  патриотизма  и любви  к родному городу через  изучение истории возникновения  микрорайона в котором живут или обучаются учащиеся школы

Задачи проекта:
- Организовать инициативную группу по воплощению проекта в жизнь.
- Воспитывать у обучающихся  чувство патриотизма и гражданственности.
- Расширять знания об истории родного  города, о людях, прославивших  наш  город  и страну.
- Изучение  музейных  и архивных материалов
- Оформление и распространение полученных данных.
- Разработать  буклет по теме нашего проекта.
    
Информационные.
  Направлены  на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Примером информационного проекта является «Герой нашего времени».
Пример,  на уроке истории в 6 классе при изучении обществознанияученикам предлагается игра «Верю – не верю». В ходе ответов на вопросы ученики сталкиваются с проблемой ответов на них. Данная ситуация становится основой для разработки проекта «Современная школа» (создание рекламы, составление словарей новых слов, взять интервью у учителя и ученика  школы).     
   
Творческие
.  Такие проекты не имеют детально проработанной структуры она только    намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. С учащимися выполняем следующие проекты:  по теме «Символы государства» нарисуем герб класса, либо вымышленного государства, либо города; «Избирательное права»  видео – ролик; мини проекты на тему «Профилактика употребления ПАВ».
При закреплении темы «Политическая сфера» используем один из видов деятельности  творческий проект. Вначале заслушиваем небольшие отрывки из выступлений видных политических деятелей (Г.Зюганов, В.Жириновский) и выясняем их роль в современном государстве. Затем перед учащимися ставится проблема – разработать проект идеального государства. Учитель и учащиеся обсуждают план выполнения задания: название государства; проект Конституции (форму правления, режим и политические партии); символы государства и т.д. проект выполняется с использованием ИКТ. В итоге данной деятельности закрепим основные понятия. 

Мир перед угрозами XXIвека
Основополагающий вопрос
Каковы возможные пути решения глобальных проблем, какие шаги предпринимает сегодня мировое сообщество по решению глобальных проблем?

Проблемные вопросы
Какие проблемы носят глобальный характер,в чем это проявляется?

Учебные вопросы
1.Что такое глобальная проблема?
2. Почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?
3. Каковы особенности глобальных проблем? Приведите примеры взаимосвязи между различными глобальными проблемами.
4. Можно ли считать, что глобальные проблемы актуальны только для стран с низким уровнем развития.
5. Перечислите основные глобальные проблемы современного мира.
6. Какие проблемы актуальны для современной России?
7. Почему проблема терроризма стала глобальной?
8. Почему проблема разоружения стала глобальной?
9. Почему экологические проблемы стали более актуальны?
10. Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными?

План проведения проекта
1. Актуализация(проверка начальных знаний по теме, выявление уровня заинтерисованности).
2. Введение в проект (определение темы, целей и задач проекта, конечного результата и критериев оценивания проекта)
3. Исследование (сбор группами информации по темам, выработка мер по решению данных глобальных проблем).
4. Защита проекта(выступление групп в ходе ролевой игры "Заседание Генеральной Ассамблеи ООН"
5. Подведение итогов (выработка резолюции Меры по преодолению угроз XXI века".
Создание буклета
Создание презентации
Выступление групп
Заполнение оценочного листа проекта

Данная проектная работа способствует развитию личности конкретного ученика и формирует у него инициативность, самостоятельность,способность мыслить критически и развивает способности работать в группе. В ходе реализации проекта обучающиеся имеют возможность реализовать себя,самостоятельно подбирая информацию ,приобретать опыт публичного выступления. Образовательным продуктом данного проекта является отчет работы групп в ходе проведения ролевой игры.

 Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.  Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. В реализации проектной деятельности есть и свои сложности.  Во - первых, проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы.  Во-вторых, классно-урочная система, присущая отечественной школе, с регламентированной организацией учебного материала и деятельности учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности, характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения проектной методики в учебный процесс

Список используемой литературы
1.      В.Н.Янушевский Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
2.      "Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие".  ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005.
5.      Байбородова Л. В.Проектная  деятельность  школьников  в  разновозрастных группах:  пособие  для  учителей  общеобразовательных организаций  / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. –М.:  Просвещение,  2013.
6.      Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. –М.: Просвещение, 2008
7.      Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.- Каро, 2017 год

Приложение № 1
                                         
                                               Стадии работы над проектом

 
Стадии работы над       проектом Содержание работы на этой стадии         Деятельность        учащихся           Деятельность учителя

Подготовка
Определение темы и целей проекта Обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительной информации Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся
Планирование 1. Определение источников информации
2. Определение способов сбора и анализа информации
3. Определение формы отчёта
4. Установление критериев оценки результатов
5. Распределение обязанностей в группе
   
Исследование Сбор информации, решение промежуточных  задач. Основные инструменты: интервью, опрос, наблюдение, эксперимент. Выполняет исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит  деятельностью.
Результаты или выводы Анализ информации. Формирование выводов. Анализирует информацию Наблюдает, советует.
Защита проектов Формы: устный, письменный отчёт с демонстрацией материалов. Отчитываются, обсуждают. Слушает, задаёт вопросы.
Рефлексия   Участвует в оценке путём коллективного обсуждения и самооценки. Оценивает усилия учащихсяся, креативность, качество использования источников, качество отчёта.


Категория: Блоги | Добавил: rhfcyjtxthyjt
Просмотров: 191 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог