Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование мнемотехники в работе с детьми зпр.

СКАЧАТЬ (28.4 Kb) 26.02.2022, 18:45
Ржевская Татьяна Вячеславовна
воспитатель, МАОУСШ п.Парфино
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.

Память детей с ЗПР сильно страдает. В отличие от сверстников, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали. У дошкольников наиболее развитой считается зрительная память, характеризующаяся сохранением ярких зрительных образов. В дошкольном возрасте память развивается особенно интенсивно, и это нужно учитывать, планируя работу с детьми с ЗПР.

Так же у детей с ЗПР наблюдаются нарушения всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Имеются проблемы и в формировании математических представлений. Детям тяжело запомнить временные представления. Очень сложно запомнить цифры. Графический образ цифры для них - это сложное абстрактное понятие. Дети часто путают цифры.

Работая с детьми ЗПР, для облегчения запоминания, увеличения объёма памяти, развития речевой активности у детей я начала использовать методику -«Мнемотехника».
Слово «мнемотехника» - в переводе с греческого это «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Сначала я знакомила детей с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Потом знакомила детей с мнемодорожками.

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С их помощью дети учатся составлять несложные рассказы из двух-трёх предложений.
Когда дети хорошо усвоили эти приёмы я стала использовать мнемотаблицы.

Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотаблицы использовала для составления описательного рассказа, пересказа сказок, небольших рассказов, заучивании стихотворений.

Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными.

Так же использовала мнемодорожки и мнемотаблицы для формирования математических представлений.

Чтобы детям было легче запомнить временные представления использовала в работе мнемотаблицы: «Времена года», «Дни недели», «Части суток».

Для облегчения запоминания цифр заучивала с детьми небольшие стихотворения о цифрах по мнемодорожкам.

Знания, полученные детьми с ЗПР в детском саду должны обязательно закрепляться родителями дома, потому что лишь только совместная работа может принести положительный результат. Стараюсь тесно сотрудничать с родителями. Даю им различные советы, рекомендации. Так же провела консультацию для родителей: «Мнемотехника дома». Многие родители с удовольствием начали использовать эту методику с детьми дома для заучивания стихотворений.

Используемая литература:
Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011
Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г.

Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Москва 2007г.

Консультация для родителей «Мнемотехника дома».
Часто педагоги слышат от родителей - «У нас стихи не запоминаются!!!
Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет местами слова».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Одни дети лучше запоминают слова, а другие - зрительные образы.

Ассоциативная память – память , в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями,
когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах свежего хлеба и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Одним из приёмов, который развивает детскую память в целом является мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов,служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Феноменальная память — это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют мнемотаблицы. Мнемотаблица это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему.

Так же ребёнку можно предложить нарисовать схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.

Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.

Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.


Категория: Блоги | Добавил: tanij
Просмотров: 577 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог