ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.
Память детей с ЗПР сильно страдает. В отличие от сверстников, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали. У дошкольников наиболее развитой считается зрительная память, характеризующаяся сохранением ярких зрительных образов. В дошкольном возрасте память развивается особенно интенсивно, и это нужно учитывать, планируя работу с детьми с ЗПР.
Так же у детей с ЗПР наблюдаются нарушения всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Имеются проблемы и в формировании математических представлений. Детям тяжело запомнить временные представления. Очень сложно запомнить цифры. Графический образ цифры для них - это сложное абстрактное понятие. Дети часто путают цифры.
Работая с детьми ЗПР, для облегчения запоминания, увеличения объёма памяти, развития речевой активности у детей я начала использовать методику -«Мнемотехника».
Слово «мнемотехника» - в переводе с греческого это «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Сначала я знакомила детей с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Потом знакомила детей с мнемодорожками.
Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С их помощью дети учатся составлять несложные рассказы из двух-трёх предложений.
Когда дети хорошо усвоили эти приёмы я стала использовать мнемотаблицы.
Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы использовала для составления описательного рассказа, пересказа сказок, небольших рассказов, заучивании стихотворений.
Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными.
Так же использовала мнемодорожки и мнемотаблицы для формирования математических представлений.
Чтобы детям было легче запомнить временные представления использовала в работе мнемотаблицы: «Времена года», «Дни недели», «Части суток».
Для облегчения запоминания цифр заучивала с детьми небольшие стихотворения о цифрах по мнемодорожкам.
Знания, полученные детьми с ЗПР в детском саду должны обязательно закрепляться родителями дома, потому что лишь только совместная работа может принести положительный результат. Стараюсь тесно сотрудничать с родителями. Даю им различные советы, рекомендации. Так же провела консультацию для родителей: «Мнемотехника дома». Многие родители с удовольствием начали использовать эту методику с детьми дома для заучивания стихотворений.
Используемая литература:
Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011
Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г.
Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Москва 2007г.
Консультация для родителей «Мнемотехника дома».
Часто педагоги слышат от родителей - «У нас стихи не запоминаются!!!
Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет местами слова».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Одни дети лучше запоминают слова, а другие - зрительные образы.
Ассоциативная память – память , в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями,
когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах свежего хлеба и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Одним из приёмов, который развивает детскую память в целом является мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов,служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Феноменальная память — это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют мнемотаблицы. Мнемотаблица это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему.
Так же ребёнку можно предложить нарисовать схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.
|