Социально-экономическое развитие России в последние 20 лет и связанные с этим изменения в различных областях жизни общества повлекли за собой реформирование отечественного образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования.
Информационными технологиями называют различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации, как правило, посредством персонального компьютера, а также специального программного обеспечения, возможностью обмена информацией посредством сети Интернет и сопутствующего оборудования.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.
Основной целью обучения иностранным языкам является овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, умение применять свои теоретические знания языка на практике и свободно ориентироваться в среде изучаемого языка. Для этого преподавателю необходимо создать такие ситуации общения на занятиях по иностранному языку, которые максимально приближены к реалиям повседневной жизни и соответствуют индивидуально-психологическим особенностям освоения языка учащимся. Достаточно успешно справиться с этой целью помогает применение инновационных компьютерных технологий.
Важной характеристикой современных компьютерных технологий является их интерактивность. Воздействие направлено от автора (учителя) к получателю информации (обучающемуся), при этом получатель (обучающийся) не пассивен, он, в свою очередь влияет на автора (учителя). Это влияние осуществляется не только возможностью в любой момент переключить кнопку или уйти на другой сайт, это и возможность непосредственного вмешательства, вопроса, комментария со стороны получателя информации (обучающегося).
В 2010 году Институт ЮНЕСКО по Информационным Технологиям в образовании опубликовал аналитическую записку «Мобильное обучение», в которой говорилось о той важной роли, которую играют мобильные средства связи в жизни молодёжи, и о том, что педагоги не могут не обращать внимание на этот факт. И правда. Ни для кого не секрет: реалии нашей жизни таковы, что большинство подростков, обучающихся в старших классах, практически не используют при обучении традиционные источники на бумаге ( учебные пособия, словари). Всю информацию они черпают при помощи компьютера, мобильных телефонов, айфонов и прочих гаджетов с выходом в сеть Интернет. Повсеместное использование вышеуказанных устройств позволяет современным преподавателям сделать их помощниками в организации учебного процесса. Так появилась технология, названная m-Learning (Мобильное обучение)
В сфере образования существует множество определений мобильного обучения.
Так, ADL (Advanced Distributed Learning) определяет m-Learning как использование портативных компьютерных устройств с целью обеспечения доступа к образовательному мобильному контенту и информационным ресурсам. (Под мобильным контентом здесь подразумеваются загружаемые текстовые файлы, аудио и видео, которые могут быть воспроизведены на мобильном устройстве) А согласно MoLeNET[1] технология m-Learning – это использование повсеместных портативных технологий, а также беспроводных и мобильных сетей в целях облегчения, поддержки, улучшения и расширения возможностей обучения и преподавания.
Иными словами, мобильное обучение – это обучение с помощью мобильных устройств, таких, как: мобильные телефоны, КПК, айфоны, планшетные компьютеры, mp3-плееры, айподы, ридеры.
Впервые технология m-Learning появилась в Америке, когда в 1968 году Алан Кей и его коллеги из Learning Research Group создали Dynabook, компьютер, предназначенный для обучения. Алан Кей назвал его «персональным компьютером для детей всех возрастов». С тех пор мобильное обучение развивалось вместе с усовершенствованием информационных технологий.
Сегодня мобильное обучение получило широкое распространение. И не удивительно, ведь эта технология имеет ряд достоинств.
1) Никогда ещё в истории использования информационных технологий в образовании не было технологии, настолько доступной обучающимся
2) Получать информацию можно везде, вне зависимости от того, где находится обучающийся: он может ждать автобуса на остановке, может идти по улице, может завтракать. Компьютерные технологии не дают такой свободы выбора времени и места для обучения.
3) Технология предлагает обучающимся индивидуальный подход к обучению. Лекции, занятия, практические работы ориентированы на индивидуальные особенности каждого обучающегося и его ритм жизни.
4) Преподносит информацию посредством новых медиа-каналов и устанавливает различные формы и виды работы. Приложения, используемые при мобильном обучении, предлагают широкий спектр работы от игр, тестов до мини-сериалов.
5) Информация подаётся в режиме реального времени. С помощью мобильных устройств, которые превратились в универсальные средства обмена информацией, обучающийся может делать заметки, фото, записывать аудио и видео и отправлять по сети Интернет на компьютер. Делать выводы и размышлять обучающийся может позже.
6) Для данной технологии характерно более тесное взаимодействие участников учебного процесса. Обучающиеся и преподаватели могут быть на связи не только во время учебного занятия в аудитории, а также и после него. Обмен SMS и MMS посредством мобильной связи, обсуждения в чатах и блогах, обмен электронными письмами посредством сети Интернет делает учебный процесс непрерывным и разнообразным.
7) Совершенствует навыки работы с мобильными устройствами как таковыми. Использование мобильных устройств является частью современной деловой жизни, так что обучение непосредственно способствует повышению конкурентоспособности, приобретению жизненно важных умений и навыков и улучшению методов работы.
8) Сочетает в себе и обучение, и развлечение - edutainment.(Одно из популярных направлений в обучении в последнее время)
Согласно исследованиям, проведённым в рамках проекта MoLeNET, самыми оптимальными для обучения мобильными устройствами признаны: смартфоны и айфоны, неткниги, КПК, плееры, айподы. Исследователи рассматривали такие критерии, как возможность групповой работы, возможность индивидуальной работы, сбор и хранение материала, доступ к сети Интернет, возможность создания обучающих заданий, возможность записи аудио- и видеофайлов и т.д.
Самым перспективным мобильным устройством, которое может использоваться в практике преподавания иностранных языков, зарубежные педагоги считают планшетный компьютер (IPad) благодаря его универсальности (можно слушать, читать книги, писать, искать информацию через сеть Интернет, играть в игры и тд), размерам, сенсорному экрану, который реагирует на каждое движение пальца и с его помощью можно увеличить или уменьшить текст до нужных размеров, большого количества поддерживаемых приложений (в том числе разработанных для IPhone), которые сейчас активно применяются в преподавании иностранных языков. Также большим преимуществом является то, что данные приложения дают возможность обучающимся перейти от свободного поиска и просмотра веб-страниц к так называемому персонализированному веб-поиску (personalized choice of content), что позволяет, в свою очередь, создать персонализированное профессионально ориентированное обучающее пространство обучающегося, поскольку в смартфоны подростков, которые имели отношение к мобильному обучению, обычно загружены такие полезные приложения, как инструкции по обучению, словари, справочники, планировщики курсов, карты, специализированные поисковики, подкасты лекций или новостей, новостные ленты профессионально ориентированных сайтов или блогов и многое другое. С точки зрения реалий нашей страны следует вспомнить, что планшетные компьютеры у подростков встречаются реже, чем смартфоны, поэтому далее мы будем говорить об использовании именно этих мобильных устройств при обучении иностранному языку.
Сейчас попробуем ответить на вопрос, почему следует обратить внимание именно на данную обучающую технологию при изучении иностранного языка? И сразу получим, ответ, что она:
Повышает мотивацию к изучению иностранного языка через знакомую технологию. Ведь знакомство со смартфоном происходить задолго до того, как ребёнок идёт в школу. Это мобильное устройство ему хорошо знакомо, он использует его ежедневно.
Способствует обращению обучающихся к четырём основным видам иноязычной речевой деятельности – чтению, письму, говорению и аудированию;
Развивает коммуникативную компетенцию обучающихся;
Способствует использованию иностранного языка как средства общения;
Облегчает процесс обучения, т.к. у обучающихся есть возможность исследовать, анализировать, выбирать виды деятельности, которые реальны и значимы.
Как же можно использовать устройство, созданное, как считается, для развлечения, для обучения? Проведённое исследование среди молодёжи 15-18 лет показало, что 100% опрошенных на занятиях иностранного языка используют свои смартфоны для доступа к словарям. Это могут быть как загруженные приложения, так и он-лайн словари. Современные приложения – это не просто копия бумажных носителей в электронной форме, но и часто имеющая аудио-приложение программа. Т.е. при обращении к такому словарю обучающийся не только узнаёт значение слова, но также имеет возможность услышать правильное его произношение, что способствует изначально правильному запоминанию.
На втором по популярности месте следует прослушивание учебных аудио-файлов и иногда видеофильмов. Помимо воспроизведения файлов, современные смартфоны обладают способностью сами их записывать. При изучении иностранного языка эта функция очень полезна, т.к. она даёт возможность записать свою речь, а позже прослушать её, обращая внимание на ошибки, если они были допущены. При помощи сети Интернет и беспроводных средств передачи данных (Wi-Fi, Bluetooth) запись может быть передана на устройство преподавателя для последующего контроля.
Использование такого сервиса мобильной связи, как SMS (short message service) является средством для совершенствования навыков письменной речи. Самым простым заданием будет словарное тестирование в режиме реального времени, при котором преподаватель отправляет обучающимся лексическую единицу или целое предложение, а в ответном сообщении получает перевод. Или включить элементы игры. Обучающиеся с помощью коротких текстовых сообщений отправляют по кругу лексические единицы и таким образом вместе создают небольшие эссе или целые истории. Преподаватель отправляет первое сообщение, которое задаёт тон для продолжения. Затем один обучающийся пишет пару фраз, следующий, и в итоге преподаватель получает на своё устройство законченное произведение. Сервис SMS, который требует финансовых затрат, может быть с успехом заменён на бесплатные приложения Skype, Chat-on или электронную почту .
Возможности современных смартфонов практически безграничны. Главное их достоинство – не просто возможность выхода в сеть Интернет, но просмотр web-страниц полностью. Мобильные телефоны обучающихся подключаются к информационно-обучающей среде учебного заведения для доступа в любое время как альтернативные средства стационарным компьютерам, используются для удобства осуществления совместных проектов и групповой работы, через него обучающиеся получают индивидуальные задания как лексические, так и грамматические. Тестирование теперь доступно и в режиме он-лайн, когда его результаты выводятся в личный кабинет преподавателя.
Мобильные устройства проникают во все сферы нашей жизни и мобильность становится одним из ключевых требований к обучающимся. Нетрадиционные формы обучения с помощью мобильной связи обладают огромным потенциалом в области изучения иностранных языков.
Библиографический список:
Тенева Е.В. Использование современных информационных технологий в процессе обучения английскому языку // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1163
ЮНЕСКО Институт по Информационным Технологиям в образовании Аналитическая записка «Мобильное обучение», стр 4
George M.Chinnery Emerging Technologies// Language Learning and Technology Vol.10, No.1, January 2006, pp 9-16 [Электронный ресурс] URL http://llt.msu.edu/vol10num1/emerging/default.html
Sesh Kumar Why The iPad Is a Learning Tool// Learning Solutions magazine [Электронный ресурс] URL http://www.learningsolutionsmag.com/articles/545/why-the-ipad-is-a-learning-tool
The Mobile Learning Network (MoLeNET)электронный ресурс URL http://www.molenet.org.uk/
|