Процесс усовершенствования современного начального образования ориентирован, прежде всего, на его развивающую функцию, то есть становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у младших школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний и самообразованию – одна из стратегических задач современной системы образования. Ее решение невозможно без формирования у каждого младшего школьника стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и при получении высшего или среднего специального образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по развитию познавательного интереса как важного средства активизации начального математического обучения младших школьников выявляет определённые факторы и условия, влияющие на формирование и развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Изучая научную литературу можно выделить определённые промежутки времени наиболее интенсивного развития этого качества личности учащегося, раскрывает предметную направленность познавательного интереса младшего школьника. Несмотря на то, что проблему развития интереса к учению у младших школьников изучают уже не одного десятилетие и затрагивалось в педагогических трудах и научных исследованиях, эта тема и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. Система начального образования в нашей стране вступила в период глобальных перемен. В этот период, когда на первый план выходит необходимость использования в обучении новых технологий обучения, в том числе и информационно коммуникационных технологий, вопросы информатизации образовательного процесса, в том числе и на уроках математики в начальных классах, становятся все более актуальными.
Приоритетом современного начального образования, обеспечивающий высокое качество и результативность обучения младших школьников, должно стать обучение, направленное на самореализацию личности детей младшего школьного возраста, направленное на развитие у учащихся способностей, инициативы, самостоятельности. Это одна из основных задач современной начальной школы, успешная реализация которой во многом зависит от уровня сформированности у младших школьников познавательных интересов.
Использование информационных технологий а именно мультимедийных презентаций на уроке математики способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является основой целью уроков в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие. Педагог может добиваться качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием возможностей новых информационных технологий на уроке математики и во внеклассной деятельности, что дает более высокие и качественные результаты.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка от игровой к учебной. Урок-игра, урок-путешествие в сказку особо любимы детьми.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», именно так звучит народная пословица. Известно, что основную часть информации мы получаем визуально. Реализовать на принцип наглядности – значит, обеспечить высокий уровень понимания и усвоения материала.
Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осозного усвоения: форма, величина и многое другое. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедийные презентации со всеми ее возможностями: цвет, пропорции, направление движения, совокупности множеств и многие другие понятия которы сложного понять при изучении учебника можно увидеть в учебнике. Таким образом, мультимедийные презентации обеспечивают высокий уровень наглядности по сравнению со схемами, таблицами, моделями.
Особенно удачным фактором для создания уроков математики с применением мультимедийных презентации служит геометрическое содержание курса. Мультимедийное сопровождение не заменяет, а сопровождает и дополняет материал, давая образец использования геометрических инструментов.
Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те действия, которые невозможно продемонстрировать в реальности. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них одного, наглядного движения объектов. А грамотно используя возможности информационных технологий а именно мультимедийных презентации, эта задача решается.
Применение мультимедийных презентации на уроках математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля: проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро.
Информационные технологии а именно мультимедийные презентации предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.
Детям с особенностями в развитии мультимедийные презентации могут оказаться помощником: наглядность происходящих явлении способствует дальнейшим успехам.
Таким образом, нами отмечается, что систематическое использование мультимедийных презентации в процессе обучения математике младших школьников способствует эффективному повышению уровня развития познавательного интереса учащихся, а это, на наш взгляд, способствует повышению эффективности процесса обучения младших школьников математике.
Все это позволяет подтвердить правильность и высокую эффективность использования информационных технологий, а именно мультимедийных презентации на уроках математики в начальной школе как способ развития познавательного интереса младших школьников к математике.
Список литературы:
1. Молокова А. В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе.– Новосибирск: НГУ, 2006.
2. Бент Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс.– М.: Дрофа, 2007.
3. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. 2008. № 1.
4. Никитина Н. Н. Роль ИКТ в образовательном процессе. Мурманск, 2007.
5. Сухаревская Е. Ю. Проблемы и перспективы использования ИТК. Ростов н/Д.: ИТОРостов, 2006.
6. Кувалдина Е. А. Проблемы развития познавательных интересов школьников // Сознание мировоззрение мышление: сборник научных статей. 2002.
7. Педагогика начальной школы: Учеб. для студ. пед. училищ и колледжей / И. П. Подласый, 2004.
|