Сегодня: 13.07.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя- логопеда

СКАЧАТЬ (20.7 Kb) 26.03.2025, 14:03
Калинина Светлана Анатольевна
учитель-логопед, МБОУ г.Мценска "Средняя общеобразовательная школа №9"
Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года, как показывает опыт работы. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться.

Однако, согласно данным Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. Были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т. В., с помощью нейропсихологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение.

Из-за парциальной слабости отдельных ВПФ или их компонентов 
у школьников возникают следующие трудности при обучении:
  • Трудность поддержания оптимального уровня активности.
Наблюдается быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок.
  • Отставание функций программирования и контроля деятельности.
Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место.
В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:
- пропуск или вставка букв, слогов, слов;
- персеверация предшествующих букв, слогов, слов;
- контаминация двух слов;
- нарушение границ предложения;
- орфографические ошибки.

Так как все выше указанные проблемы обучения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

В своей коррекционно – развивающей работе я применяю различные нейропсихологические методы и приемы. Среди них выделим три направления:
1. нацеленные на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.
3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
В структуре логопедического занятия мною используются различные нейрокоррекционные упражнения:
  • Дыхательные упражнения.
  • Упражнения на самомассаж.
  • Упражнения для нормализации тонуса.
  • Упражнения на развитие внимания.
  • Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
  • Работа с межполушарными досками.
  • Работа на балансировочной доске.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти.
Большое количество упражнений представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционно – логопедического процесса.

Также нейропсихологический подход применяется мной и при обследовании детей. Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет»

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи. 


 


Категория: Блоги | Добавил: Калинина
Просмотров: 51 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.07.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог