Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года, как показывает опыт работы. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться.
Однако, согласно данным Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. Были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т. В., с помощью нейропсихологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение.
Из-за парциальной слабости отдельных ВПФ или их компонентов
у школьников возникают следующие трудности при обучении:
- Трудность поддержания оптимального уровня активности.
Наблюдается быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок.
- Отставание функций программирования и контроля деятельности.
Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место.
В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:
- пропуск или вставка букв, слогов, слов;
- персеверация предшествующих букв, слогов, слов;
- контаминация двух слов;
- нарушение границ предложения;
- орфографические ошибки.
Так как все выше указанные проблемы обучения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
В своей коррекционно – развивающей работе я применяю различные нейропсихологические методы и приемы. Среди них выделим три направления:
1. нацеленные на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.
3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
В структуре логопедического занятия мною используются различные нейрокоррекционные упражнения:
- Дыхательные упражнения.
- Упражнения на самомассаж.
- Упражнения для нормализации тонуса.
- Упражнения на развитие внимания.
- Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
- Работа с межполушарными досками.
- Работа на балансировочной доске.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти.
Большое количество упражнений представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционно – логопедического процесса.
Также нейропсихологический подход применяется мной и при обследовании детей. Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет»
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
|