Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы"

СКАЧАТЬ (429.6 Kb) 20.04.2023, 14:04
Ревзина Оксана Сергеевна
учитель русского языка и литературы, ГБПОУ МО "Раменский колледж"
Опыт в качестве учителя русского языка и литературы у меня  составляет 27 лет. Меня давно заинтересовали вопросы, как сделать урок интересней и активизировать мыслительную деятельность студентов. Как вообще повысить интерес к предмету и подтолкнуть к тому, чтобы появилось желание изучать?

Путей повышения интереса студентов к изучению литературы множество: спектакли, салоны, литературные вечера, походы, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством классиков, но эти расширяющие кругозор и знания так  называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором, собственно, и начинается любой литературный маршрут, открытие  какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы.

Есть разные пути, для того, чтобы привлечь учащихся. Это и литературные салоны, музеи. где можно узнать о жизни классиков, спектакли по теме урока. Но все это внеклассные мероприятия. Как же быть с уроком, на котором и должен появляться интерес и открытие эстетической, философской и нравственной проблемы.

Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Они затрагивают построение самой образовательной системы, содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.

Обучение может быть эффективно, если оно позволяет получить хорошие результаты,при этом не затрагивая физических, моральных и финансовых средств.

Мы привыкли, что ведущая роль всегда у учителя. Студенты практически не приспособлены для свободного обсуждения литературных произведений или языкового материала. Они готовы слушать. Но не общаться. Да и на уроке нет возможности раскрыться каждому ученику. Как же решить эту проблему и поднять у них духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими и совершенствовать их?

И тут на помощь приходит понятие «Нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Деятельность учителя должна быть связана с творческим подходом на уроке. Необходимо помогать студентам пробудить желание экспериментировать. Искать и познавать. Если просто заставить выучить правила или вызубрить статью учебника, то интереса к изучению темы, естественно,не будет.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.

Если попробовать нетрадиционные формы обучения и отойти от строгих рамок урока, то можно значительно разнообразить учебный процесс. Повысится интеллектуальная деятельность студентов, а значит и эффективность урока.

Я использую некоторые нетрадиционные формы проведения на своих уроках. Разрабатываю внепрограммный материал, организую коллективную деятельность и сочетаю ее с индивидуальной работой, оформляю класс так, чтобы вызвать у студентов эмоциональный подъем, даю учащимся творческие задания. Привлекаю инициативную группу для подготовки урока.

Уроки- соревнования, деловые игры, «погружения», КВН, уроки с групповыми формами работы, конкурсы, концерты, уроки- «суды», ролевые игры, викторины. Эти занятия дают возможность ощутить взаимосвязь разных наук, преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый художественный материал более наглядным, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения, усвоения его идейно-нравственного содержания.

Для учащихся - это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков
Помимо принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1.Подготовка
В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы , получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.

2. Само занятие
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения  целей урока.
Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. Анализ
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Ценность методики заключается в том, что эти уроки:
1.делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
2.способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
3.благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
4.развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
5.проявляют интерес к предмету, любознательность;
6.организуют связь с другими видами искусства.

Виды и формы нестандартных уроков по литературе
Остановимся подробнее на основных наиболее распространённых в школьной практике видах нестандартных уроков. Уроков такого характера уже столь много, что требуется определённая систематизация их. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.

Но уже сейчас следует выделить характерные группы:
1.  Урок-расследование.
Так уж мы устроены — нам интересно, что скрывается за покровом тайны. Именно поэтому миллионы людей, которые не очень-то охотно учились в школе, могут до утра читать детективы, чтобы узнать разгадку головоломки. Роман «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского можно обыграть в этой форме. Можно представить ситуацию глазами следователя Порфирия Петровича и пытаться шантажировать Раскольникова.
2.Урок-история
Учителя всё активнее прибегают к приёмам, позволяющим погрузить учеников в определённую атмосферу или контекст. Например, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Главный герой произведения в своем романе описывает события, происходящие в Ершалаиме. Важный образ в этой сюжетной линии – Понтий Пилат, который является своеобразным антиподом Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат «Мастера и Маргариты» – один из самых неоднозначных образов во всей русской литературе.

3. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок-цирк, урок - заседание учебного совета). Самыми интересными примерами урока-суда являются произведения А.П.Чехова «Ионыч» и И.С.Тургенева «Отцы и дети». Можно разделить группу на две части. Одна-будет защищать интересы доктора Старцева и Базарова. Другая-обвинять их.

4. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок - литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое). В классе можно создать атмосферу путешествия в прошлое и познакомить ребят с биографией и творчеством любого поэта или писателя. А можно, например, с помощью разных писателей и поэтов рассмотреть город. Например, Петербург. Глазами Пушкина, Толстого, Достоевского, Ахматовой.

5. Примером урока-диспута может быть роман «Война и мир» Л.Н.Толстого. Каждая группа студентов выступает со своим сообщением, доказывая существование понятий: любовь-добро, любовь-зло. Затем начинается свободное обсуждение, в ходе которого обязательно возникнет проблема любви как таковой. Обычно дети сводят понятие «любовь» к сфере межличностных отношений, а учитель может перевести разговор в иную плоскость: любовь к Родине, любовь к жизни, любовь к родителям и детям. Общение по роману приобретает неожиданное направление.

6. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение, урок-память). К урокам-памяти можно отнести проблемы войны и мира, преданности Родине и патриотизма, проблемы добра и зла, человеческой памяти, это проблемы прошлого и будущего, жизни и смерти. то уроки по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека», Б Васильева «А зори здесь тихие»,В.Л.Кондратьева «Сашка»
Все представленные нетрадиционные формы ведения урока способствуют повышению эффективности преподавания литературы, достижению поставленных целей, высокой результативности в обучении.

Я хочу представить свою методическую разработку использования нетрадиционной формы ведения урока:
Урок –викторина по русскому языку «Живое слово»
Пояснительная записка
Викторина по русскому языку является реализацией игровой технологии для повторения, обобщения и систематизации знаний студентов по русскому языку.
Цели:
Образовательная – систематизировать изученный материал, расширить знания по данным предметам.
Развивающая – научиться работать с информацией, выделять главное, связно выражать свои мысли.
Воспитательная – научится работать в команде, слушать друг друга.
Формы и методы учебной деятельности:
Индивидуальные, групповые; вербальные.

Содержание и структура викторины:
1. В игре принимают участие 4 команды, каждая состоит из 6 человек.
2. Командам задают вопросы, на обсуждение которых дается какое-то время.
3. Вопросы могут быть на скорость мышления или ответы принимаются по очереди у всех команд.
4. Если команды отвечают неправильно, то ведущий оглашает верный ответ.

Критерии оценки результата (КОР):
- каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, но допускаются вопросы, где за правильные ответы можно получить 2 балла и более.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Продолжительность   60 мин.

                                 Ход игры
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Здравствуйте, дорогие студенты. Сегодня мы с вами начинаем квиз по русскому языку. Как Вы понимаете, у любой игры есть правила, и наш квиз не исключение. Здесь правила таковы: Вы разделились на 4 команды. Игра состоит из 4 раундов.

1 раунд. «Разминка»
В этом раунде я задаю вам вопросы. Если команда знает ответ, капитан быстро поднимает руку, и только когда я подойду к вам с микрофоном, участник из команды четко дает ответ. Бывает так, что поднимают руки сразу несколько команд. В этом случае перед вами лежит листок и ручка, и один из участников команд записывает ответ на листочке. Я подхожу и проверяю ответ. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл. Соответственно, команда копит баллы. Итак, приступаем.

1. Как в русском языке мы называем те буквы, в которых мы можем сделать ошибку?

2. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое? Найдите его в реплике Чацкого:
Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.

3.Все мы с детства знаем фразеологические обороты, которые в нашей речи обозначают устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельного слова, а понимается, как единое целое.  Чем отличаются фразеологизмы китайская грамота и филькина грамота?

4. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?

5. Какое животное и какой военный корабль являются омонимами в русском языке, имея одинаковое название?

6. Это фразеологическое выражение возникло следующим образом: раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча, значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И люди, видя огонь в окне, бежали в гости к знакомым. О каком фразеологизме идет здесь речь?

7. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, наш земляк, у нее есть день рождения, в 1997 году ей исполнилось 200 лет, в Ульяновске ей поставили памятник.

8. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

9. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:
И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
ТанцовщИце золотой захлопав крыльями,
Как давно, как давно звучала музыка там..
В каком слове нарушена литературная норма ?

13. Очень часто мы употребляем фразеологизм баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. В нашем языке существует равноценный фразеологизм.

10. В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Сейчас мы этим словом называем ленивых бездельников. Назовите фамилию доктора.

11. Определите по картинке, какой фразеологизм здесь запечатлён?



 12. Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».
 
13. Мудрое изречение. Китайский мудрец Лao-цзы говорил: «Ловушка нужна, чтобы поймать зайца: когда заяц пойман, про ловушку забывают. ОНИ нужны, чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про НИХ забывают». Назовите ИХ.

14. Переведи... На языке коми «син» — глаз; «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс».

15. Из какого дерева раньше в России чаще всего фальшивомонетчики подделывали печати? В наше время существует фразеологический оборот с указанием этого дерева.

16. Мы все знаем, что означает фразеологический оборот «Зарыть талант в землю». Что такое талант?

17. У каждого из данных слов есть слова омонимы: мыло, мороженое, печь, плачь, лечу, мой, дуло, пни, смела, стекло. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? Назовите эти слова(слово). (Пишут все,1 балл за правильный ответ)

18. На вопрос мамы: «Эти тарелки чистые?» - дочь ответила кратким причастием, в котором соединились 3 местоимения. Что именно она сказала?

19. Чем   различаются   слова : невежа   и   невежда,   одень   и   надеть.(Записывают все. За правильное лексическое значение двух слов 1 балл)

20. Как называется раздел науки о языке, который изучает строение(состав) слов?

21.Как называется группа выдающихся людей одной эпохи или одного направления?
 
22.Все мы знаем слово ДНО и привыкли сочетать его только с ед.ч. Назовите слово ДНО во множ.ч родительного падежа.
 
23. Записываем слова за мной:
Валенки, носки, чулки, баклажаны, амперы, макароны, сапоги, гектары, потёмки, окошки.
В каких словах родительного числа множественного числа есть окончание ов?
Полный правильный ответ оценивается в 1 балл.

2 раунд «Театр одного актёра»
Передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов. Выходит один человек из команды(капитан). Из предложенных фразеологизмов выбирает один. Он должен изобразить его жестами, а команда должна дать ответ. Узнать фразеологический оборот и объяснить значение

1 круг
Водить за нос-обманывать
Смотреть сквозь пальцы-сознательно не замечать чего-нибудь плохого
Вбить в голову- внушить кому-н. какое-н. убеждение
Чесать языки-болтать, сплетничать

2 круг
Льёт как из ведра-сильный дождь
Намылить шею-наказать, обругать, накричать
Пальчики оближешь-очень вкусно
Кусать локти-сожалеть о какой-то неудаче

3 круг
Быть не в своей тарелке-стеснение, неуютно, не в своей обстановке
В час по чайной ложке-очень медленно
Вить верёвки из кого-либо-распоряжаться безвольным человеком
Держать руку на пульсе-быть в курсе событий
(ведро, мыло,2 тарелки, чайная ложка, верёвка)

3 раунд «Подбери синоним и разгадай кроссворд»
Разгадай кроссворд за 3 минуты. И скажи слово, которое получилось в вертикальном сером столбце.





Если угадано слово-1 балл. Если весь кроссворд-2 балла
4 раунд «Кто последний».
Придумайте фразеологические обороты со словом ГЛАЗА.
Та команда, которая назовет свой оборот последней-заработает очко
Награждение победителей.

                                                             Литература
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. – c. 143 - 215.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000 - 72 c
Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 – 324c.


Категория: Блоги | Добавил: zabavaaaaa
Просмотров: 314 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог