"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы"
(429.6 Kb)
| 20.04.2023, 14:04 |
Ревзина Оксана Сергеевна |
учитель русского языка и литературы, ГБПОУ МО "Раменский колледж" |
Опыт в качестве учителя русского языка и литературы у меня составляет 27 лет. Меня давно заинтересовали вопросы, как сделать урок интересней и активизировать мыслительную деятельность студентов. Как вообще повысить интерес к предмету и подтолкнуть к тому, чтобы появилось желание изучать?
Путей повышения интереса студентов к изучению литературы множество: спектакли, салоны, литературные вечера, походы, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством классиков, но эти расширяющие кругозор и знания так называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором, собственно, и начинается любой литературный маршрут, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы.
Есть разные пути, для того, чтобы привлечь учащихся. Это и литературные салоны, музеи. где можно узнать о жизни классиков, спектакли по теме урока. Но все это внеклассные мероприятия. Как же быть с уроком, на котором и должен появляться интерес и открытие эстетической, философской и нравственной проблемы.
Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Они затрагивают построение самой образовательной системы, содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.
Обучение может быть эффективно, если оно позволяет получить хорошие результаты,при этом не затрагивая физических, моральных и финансовых средств.
Мы привыкли, что ведущая роль всегда у учителя. Студенты практически не приспособлены для свободного обсуждения литературных произведений или языкового материала. Они готовы слушать. Но не общаться. Да и на уроке нет возможности раскрыться каждому ученику. Как же решить эту проблему и поднять у них духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими и совершенствовать их?
И тут на помощь приходит понятие «Нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.
Деятельность учителя должна быть связана с творческим подходом на уроке. Необходимо помогать студентам пробудить желание экспериментировать. Искать и познавать. Если просто заставить выучить правила или вызубрить статью учебника, то интереса к изучению темы, естественно,не будет.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.
Нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.
Если попробовать нетрадиционные формы обучения и отойти от строгих рамок урока, то можно значительно разнообразить учебный процесс. Повысится интеллектуальная деятельность студентов, а значит и эффективность урока.
Я использую некоторые нетрадиционные формы проведения на своих уроках. Разрабатываю внепрограммный материал, организую коллективную деятельность и сочетаю ее с индивидуальной работой, оформляю класс так, чтобы вызвать у студентов эмоциональный подъем, даю учащимся творческие задания. Привлекаю инициативную группу для подготовки урока.
Уроки- соревнования, деловые игры, «погружения», КВН, уроки с групповыми формами работы, конкурсы, концерты, уроки- «суды», ролевые игры, викторины. Эти занятия дают возможность ощутить взаимосвязь разных наук, преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый художественный материал более наглядным, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения, усвоения его идейно-нравственного содержания.
Для учащихся - это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.
Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков
Помимо принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.
1.Подготовка
В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы , получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.
2. Само занятие
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
3. Анализ
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Ценность методики заключается в том, что эти уроки:
1.делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
2.способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
3.благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
4.развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
5.проявляют интерес к предмету, любознательность;
6.организуют связь с другими видами искусства.
Виды и формы нестандартных уроков по литературе
Остановимся подробнее на основных наиболее распространённых в школьной практике видах нестандартных уроков. Уроков такого характера уже столь много, что требуется определённая систематизация их. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.
Но уже сейчас следует выделить характерные группы:
1. Урок-расследование.
Так уж мы устроены — нам интересно, что скрывается за покровом тайны. Именно поэтому миллионы людей, которые не очень-то охотно учились в школе, могут до утра читать детективы, чтобы узнать разгадку головоломки. Роман «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского можно обыграть в этой форме. Можно представить ситуацию глазами следователя Порфирия Петровича и пытаться шантажировать Раскольникова.
2.Урок-история
Учителя всё активнее прибегают к приёмам, позволяющим погрузить учеников в определённую атмосферу или контекст. Например, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Главный герой произведения в своем романе описывает события, происходящие в Ершалаиме. Важный образ в этой сюжетной линии – Понтий Пилат, который является своеобразным антиподом Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат «Мастера и Маргариты» – один из самых неоднозначных образов во всей русской литературе.
3. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок-цирк, урок - заседание учебного совета). Самыми интересными примерами урока-суда являются произведения А.П.Чехова «Ионыч» и И.С.Тургенева «Отцы и дети». Можно разделить группу на две части. Одна-будет защищать интересы доктора Старцева и Базарова. Другая-обвинять их.
4. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок - литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое). В классе можно создать атмосферу путешествия в прошлое и познакомить ребят с биографией и творчеством любого поэта или писателя. А можно, например, с помощью разных писателей и поэтов рассмотреть город. Например, Петербург. Глазами Пушкина, Толстого, Достоевского, Ахматовой.
5. Примером урока-диспута может быть роман «Война и мир» Л.Н.Толстого. Каждая группа студентов выступает со своим сообщением, доказывая существование понятий: любовь-добро, любовь-зло. Затем начинается свободное обсуждение, в ходе которого обязательно возникнет проблема любви как таковой. Обычно дети сводят понятие «любовь» к сфере межличностных отношений, а учитель может перевести разговор в иную плоскость: любовь к Родине, любовь к жизни, любовь к родителям и детям. Общение по роману приобретает неожиданное направление.
6. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение, урок-память). К урокам-памяти можно отнести проблемы войны и мира, преданности Родине и патриотизма, проблемы добра и зла, человеческой памяти, это проблемы прошлого и будущего, жизни и смерти. то уроки по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека», Б Васильева «А зори здесь тихие»,В.Л.Кондратьева «Сашка»
Все представленные нетрадиционные формы ведения урока способствуют повышению эффективности преподавания литературы, достижению поставленных целей, высокой результативности в обучении.
Я хочу представить свою методическую разработку использования нетрадиционной формы ведения урока:
Урок –викторина по русскому языку «Живое слово»
Пояснительная записка
Викторина по русскому языку является реализацией игровой технологии для повторения, обобщения и систематизации знаний студентов по русскому языку.
Цели:
Образовательная – систематизировать изученный материал, расширить знания по данным предметам.
Развивающая – научиться работать с информацией, выделять главное, связно выражать свои мысли.
Воспитательная – научится работать в команде, слушать друг друга.
Формы и методы учебной деятельности:
Индивидуальные, групповые; вербальные.
Содержание и структура викторины:
1. В игре принимают участие 4 команды, каждая состоит из 6 человек.
2. Командам задают вопросы, на обсуждение которых дается какое-то время.
3. Вопросы могут быть на скорость мышления или ответы принимаются по очереди у всех команд.
4. Если команды отвечают неправильно, то ведущий оглашает верный ответ.
Критерии оценки результата (КОР):
- каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, но допускаются вопросы, где за правильные ответы можно получить 2 балла и более.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Продолжительность 60 мин.
Ход игры
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!
Здравствуйте, дорогие студенты. Сегодня мы с вами начинаем квиз по русскому языку. Как Вы понимаете, у любой игры есть правила, и наш квиз не исключение. Здесь правила таковы: Вы разделились на 4 команды. Игра состоит из 4 раундов.
1 раунд. «Разминка»
В этом раунде я задаю вам вопросы. Если команда знает ответ, капитан быстро поднимает руку, и только когда я подойду к вам с микрофоном, участник из команды четко дает ответ. Бывает так, что поднимают руки сразу несколько команд. В этом случае перед вами лежит листок и ручка, и один из участников команд записывает ответ на листочке. Я подхожу и проверяю ответ. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл. Соответственно, команда копит баллы. Итак, приступаем.
1. Как в русском языке мы называем те буквы, в которых мы можем сделать ошибку?
2. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое? Найдите его в реплике Чацкого:
Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
3.Все мы с детства знаем фразеологические обороты, которые в нашей речи обозначают устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельного слова, а понимается, как единое целое. Чем отличаются фразеологизмы китайская грамота и филькина грамота?
4. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
5. Какое животное и какой военный корабль являются омонимами в русском языке, имея одинаковое название?
6. Это фразеологическое выражение возникло следующим образом: раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча, значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И люди, видя огонь в окне, бежали в гости к знакомым. О каком фразеологизме идет здесь речь?
7. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, наш земляк, у нее есть день рождения, в 1997 году ей исполнилось 200 лет, в Ульяновске ей поставили памятник.
8. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?
9. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:
И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
ТанцовщИце золотой захлопав крыльями,
Как давно, как давно звучала музыка там..
В каком слове нарушена литературная норма ?
13. Очень часто мы употребляем фразеологизм баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. В нашем языке существует равноценный фразеологизм.
10. В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Сейчас мы этим словом называем ленивых бездельников. Назовите фамилию доктора.
11. Определите по картинке, какой фразеологизм здесь запечатлён?
12. Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».
13. Мудрое изречение. Китайский мудрец Лao-цзы говорил: «Ловушка нужна, чтобы поймать зайца: когда заяц пойман, про ловушку забывают. ОНИ нужны, чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про НИХ забывают». Назовите ИХ.
14. Переведи... На языке коми «син» — глаз; «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс».
15. Из какого дерева раньше в России чаще всего фальшивомонетчики подделывали печати? В наше время существует фразеологический оборот с указанием этого дерева.
16. Мы все знаем, что означает фразеологический оборот «Зарыть талант в землю». Что такое талант?
17. У каждого из данных слов есть слова омонимы: мыло, мороженое, печь, плачь, лечу, мой, дуло, пни, смела, стекло. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? Назовите эти слова(слово). (Пишут все,1 балл за правильный ответ)
18. На вопрос мамы: «Эти тарелки чистые?» - дочь ответила кратким причастием, в котором соединились 3 местоимения. Что именно она сказала?
19. Чем различаются слова : невежа и невежда, одень и надеть.(Записывают все. За правильное лексическое значение двух слов 1 балл)
20. Как называется раздел науки о языке, который изучает строение(состав) слов?
21.Как называется группа выдающихся людей одной эпохи или одного направления?
22.Все мы знаем слово ДНО и привыкли сочетать его только с ед.ч. Назовите слово ДНО во множ.ч родительного падежа.
23. Записываем слова за мной:
Валенки, носки, чулки, баклажаны, амперы, макароны, сапоги, гектары, потёмки, окошки.
В каких словах родительного числа множественного числа есть окончание ов?
Полный правильный ответ оценивается в 1 балл.
2 раунд «Театр одного актёра»
Передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов. Выходит один человек из команды(капитан). Из предложенных фразеологизмов выбирает один. Он должен изобразить его жестами, а команда должна дать ответ. Узнать фразеологический оборот и объяснить значение
1 круг
Водить за нос-обманывать
Смотреть сквозь пальцы-сознательно не замечать чего-нибудь плохого
Вбить в голову- внушить кому-н. какое-н. убеждение
Чесать языки-болтать, сплетничать
2 круг
Льёт как из ведра-сильный дождь
Намылить шею-наказать, обругать, накричать
Пальчики оближешь-очень вкусно
Кусать локти-сожалеть о какой-то неудаче
3 круг
Быть не в своей тарелке-стеснение, неуютно, не в своей обстановке
В час по чайной ложке-очень медленно
Вить верёвки из кого-либо-распоряжаться безвольным человеком
Держать руку на пульсе-быть в курсе событий
(ведро, мыло,2 тарелки, чайная ложка, верёвка)
3 раунд «Подбери синоним и разгадай кроссворд»
Разгадай кроссворд за 3 минуты. И скажи слово, которое получилось в вертикальном сером столбце.
Если угадано слово-1 балл. Если весь кроссворд-2 балла
4 раунд «Кто последний».
Придумайте фразеологические обороты со словом ГЛАЗА.
Та команда, которая назовет свой оборот последней-заработает очко
Награждение победителей.
Литература
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. – c. 143 - 215.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000 - 72 c
Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 – 324c.
|
Категория: Блоги | Добавил: zabavaaaaa
|
Просмотров: 314 | Загрузок: 7
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|