Сегодня: 10.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование приемов активизации речевой деятельности для развития коммуникативной культуры младших школьников

СКАЧАТЬ (436.3 Kb) 01.11.2022, 11:35
Беспамятных Ксения Анатольевна
студент, НТПК1
Аннотация: Традиционная для российского образования методика преподавания русского языка в начальной школе, обеспечивающая на достаточно высоком уровне владение навыками чтения, а также глубокое знание грамматики и орфографии, в настоящее время не сориентирована на требования, которые выражаются в необходимости владения младшими школьниками коммуникативной культурой.

Ключевые слова: коммуникативная культура, речевая деятельность

В настоящее время перед современной методикой преподавания русского языка в начальной школе возникает проблема формирования коммуникативной культуры школьников.

Исходя из этого, возникает проблема: использование каких приемов активизации речевой деятельности будет эффективным для развития коммуникативной культуры младших школьников.

На протяжении младшего школьного возраста коммуникативная культура школьников в общении друг с другом существенно изменяется по всем параметрам. Одна из главных сфер работы школы по развитию речи – доведение речевых умений детей до минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В период школьного возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Расширение культурного и социального опыта младших школьников, совместная работа с учителями и учениками, связь с внеурочной воспитательной работой – все это относится к формам, которые способствуют развитию коммуникативной культуры младших школьников.
Основой для постановки и решения коммуникативных задач могут быть различные творческие задания необычного для младших школьников содержания. Такие задания позволяют проявить фантазию, индивидуальность в личностном подходе к теме, основной мысли, композиции, подборе изобразительно-выразительных средств и передаче эмоционального отношения к материалу. На занятиях в начальной школе (уроки русского языка, литературного чтения, внеурочные занятия) можно предложить использовать следующие творческие задания: буриме, создание малых фольклорных жанров и т.д.

Буриме – это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов на заданные рифмы. Для создания буриме учащимся предлагаются последние слова каждой строки, им необходимо самостоятельно наполнить строки содержанием. Данный приём можно использовать на уроке литературного чтения. Например, тема урока – «Летние поэтические странички». Учитель может разнообразить урок, используя приём буриме, тем самым развивая коммуникативную культуру младших школьников. Учитель сообщает обучающимся, что сейчас они будут играть в игру «Буриме». Буриме (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Допустим, учитель задаёт рифму "лето - конфета". Учащимся необходимо составить ассоциативный куст, чтобы подобрать рифму и дополнить строки. Возможные ответы обучающихся: «Вот и растаяло звонкое лето, как будто сладкая конфета!»; «Где ты, где ты, наше лето? Вкус твой мятный, как конфета…»; «Ты – праздник, ты – песня, ты – сказка, о, лето! Ты – самая вкусная в мире конфета!».

Особый интерес вызывают задания на сочинение историй от имени неживого предмета или животного. Например, учитель даёт обучающимся задание написать историю от имени любого неживого предмета. После того, как учащиеся напишут свою историю, они должны будут её представить другим учащимся. После чего, остальные должны определить, о чем идёт речь. Учащиеся должны пофантазировать на эту тему, продумать, как можно её преподнести, чтобы остальные учащиеся смогли понять, о чём идёт речь. Возможные ответы обучающихся: рассказ от лица телефона. «Я самый популярный и любимый предмет каждого человека. Многие люди не выпускают меня из рук 24 часа в сутки. Со мной никогда не будет скучно, с моей помощью можно найти любую информацию, посмотреть фильм или поиграть в интересную игру. Школьникам я помогаю развлечься в интернете, а их мамам найти там же интересный рецепт, чтобы они не ломали голову, что приготовить на ужин». Слушающие определяют, что речь идёт о телефоне. Данный приём направлен на развитие умения выстраивать устные речевые высказывания, слушать и понимать речь других.

Процесс развития коммуникативной личности невозможен без использования метода моделирования речевого высказывания, т.е. создание речевых ситуаций, позволяющих ввести ребенка в конкретную ситуацию общения и научить ориентироваться в ней. Данный прием эффективно используется современными методистами и учителями. Ситуация урока принуждает ребенка к искусственному говорению: он говорит так, как «надо», по шаблону, заданному учителем.

Нами были выделены основные принципы развития коммуникативной культуры. Считается необходимым создавать условия для самостоятельной коммуникативной деятельности младших школьников, как на занятиях, так и дома, управлять овладением и использованием усваиваемого языкового и речевого материала. Также были проанализированы различные приёмы и упражнения для развития коммуникативной культуры и даны рекомендации по их применению.


Категория: Блоги | Добавил: ksenia14
Просмотров: 83 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 10.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог