Наше сложное время требует нового подхода к детям, потому что дети уже другие, скептичные, в чем-то даже циничные и все подвергающие сомнению. Чаще всего некторые из таких учащихся задают вопрос:» А для чего нам это нужно?» Очень важно дать учащимся те знания, которые пригодятся им в жизни и послужат базой при получении новых знаний в высших и средних специальных заведениях. На основании концепции ФГОС общего образования второго поколения основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески. Размышления над этими вопросами побудили меня обратиться к трудам великих педагогов. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выбрана тема моей работы «Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы»
Проблемно-поисковый метод в обучении - такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание проблемной ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования Этот метод сравнительно новый и основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения образовательных проблем. Первоначально идея была высказана зарубежными учеными, в отечественной педагогике она была поддержана и разработана в трудах Л .С. Выготского, М. Н. Скаткина, А. М. Матюшина. В последнее десятилетие является одной из основных технологий обучения, так как развивает самостоятельность, приобщает ученика в процессе обучения творчеству, способности делать «открытия», опираясь на собственный опыт. Знания, полученные подобным образом, хорошо усваиваются и надолго укореняются, особенно если их закрепить.
Новизна работы заключается в создании системного подхода в развитии творческого мышления учащихся на уроках через использование проблемно-поисковых методов. Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда обучаемые могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний.
Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы воспитывает познавательный интерес к изучаемому материалу, активизирует мыслительные способности обучающихся на поиск и нахождение ответов на вопросы ,возникающие в ходе усвоения теоретического материала, важного для овладения устной и письменной речью ,а также для анализа художественного произведения. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Можно выделить четыре главных условия успешности проблемно-поискового обучения:
-обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
-обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
-значимость информации, получаемой при решении проблемы;
-необходимость доброжелательного общения учителя и ученика, диалогическое общение, готовность учителя с вниманием отнестись ко всем мыслям, высказанным учеником.
Этапы проблемного обучения таковы :
Действия учителя
Действия ученика
1. Создает проблемную ситуацию.
2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.
3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения об¬наруженных противоречий.
4. Организует проверку гипотезы.
5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.
1. Осознает противоречия в изучае¬мом явлении.
2. Формулирует проблему.
3. Выдвигает гипотезы, объясняю¬щие явления.
4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
5. Анализирует результаты, делает вы¬воды, применяет полученные знания.
Познавательная мыслительная деятельность обучающихся направлена на приобретение знаний, умений и навыков, в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы . Словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка.
Наблюдения за работой обучающихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Умение определить цель работы приобретается постепенно в процессе выполнения специальных, последовательно усложняющихся заданий. Например, в упражнении поставлены задачи: “Прочтите, подставляя к каждому глаголу вопрос, и укажите вид глагола”, “Укажите вид каждого глагола, задавая к нему вопрос Что делать? или Что сделать? Образуйте от каждого глагола формы времени, которые возможны”. Образование от каждого глагола возможных форм времени является новым и представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие обучающихся. Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.
Задание "Третий ( четвертый) лишний" допустима практически при изучении любой темы.. Например, при изучении темы «Правописание окончаний существительных». В лагер..., в пустын..., на площад...;у бабушк..., у дорог..., в тайн...;нет тен..,в дорог.., край рощ.." «Личные окончания глаголов» , смотр...т, ..дышит, мечта..т, стро..т,;ве..т, убега..т, вид..т.Фонетика": дуб, зуб, пуп; косьба, молотьба, свадьба; елка, поет, поэт; по теме "Словообразование»: стульчик, огурчик, мальчик; по теме "Имя существительное "можно дать такие слова : мозоль, шинель, тюль (род); кукла, юла, кубик (одушевленность); земля, луна, племя (склонение); по теме Предлагаю детям составить правило. Вначале идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников. Учащийся , составивший карту по правилу с наиболее точным, кратким и запоминающимся текстом получает задание изложить информацию так, как объяснил бы правило своим ученикам. Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным.
Поисковые упражнения могут использоваться как для индивидуальной, фронтальной, так и для коллективных (парной, групповой, межгрупповой) форм организации учебного пространства.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Составление схем и таблиц
На уроках русского языка целесообразно и эффективно не только использование уже готовых схем и таблиц, но и составление собственных.
В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему ЧР выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы такого характера помогут не повторить, а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений.
При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей это вполне проблемная задача.
Знания не даю в готовом виде. Широко использую блоки, составление схем, учащиеся составляют слова, предложения по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматических форм (например, запись текста с изменением времени глагола), Итак, при проблемно-поисковом подходе в обучении создается особое пространство у чебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности, осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Проблемно-поисковая деятельность на уроках литературы
«Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, то есть так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», -говорил Е.Н .Ильин.
К урокам литературы необходимо продумывать проблемные вопросы, чтобы нацелить учащихся на поисковую деятельность, возбудить интерес, заставить поразмышлять. Например, при изучении сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» можно задать вопрос: Похож ли Алеша на героев волшебных сказок? Какие слова из текста сказки сейчас незаслуженно забыты? При изучении повести И. С. Тургенева «Муму» такие вопросы: Почему Тургенев называет Герасима великаном, а других дворовых людишками? Как можно сегодня бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем? При изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» перед детьми можно поставить такие вопросы, которые требуют неоднозначного ответа: Нужно ли было Владимиру Дубровскому отказывать Троекурову, когда тот после суда шел мириться? Любила ли Маша Дубровского? Почему же тогда отказала ему, не решилась убежать? Кто Маша: жертва своего жестокого, тщеславного отца, жертва обстоятельств и времени (провести аналогию с сегодняшним временем) или типичная женщина своего века?
При изучении романа–эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»: почему писатель показал значительную часть боя глазами Пьера? Что казалось Пьеру странным? Когда Пьер стал яснее понимать слова солдата: «Всем народом навалиться хотят»?
Как характеризует Наполеона фраза: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»? С какой целью Л. Н. Толстой сравнивает Наполеона с игроком? Почему автор приводит диспозицию Наполеона и ни слова не говорит о расположении армии Кутузова?
При изучении повести Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся составляют индивидуальные задания , придумывают вопросы для одноклассников по тексту, составляют речь от имени Тараса Бульбы. Это одно из самых трудных заданий, так как надо определить тему выступления, выбрать диалектные слова, которыми изобилует речь атамана да и стилистически верно построить текст.
Интерес у обучающихся вызывает инсценирование произведений, так они лучше понимают героев, замысел автора. Учащиеся 5 класса делали инсценировки к русским народным сказкам, к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», к басням И. А. Крылова.
С проблемно-поисковым методом связан метод проектов. Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную коммуникацию, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса, дает возможность смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий на становление и развитие целостной личности растущего школьника.
Применительно к предмету «литература» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.
Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, видео-, диа- или слайд-фильм, комментарий к тексту художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. По поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" предлагаю ученикам такие задания:
1) схематично изобразить путь Руслана, в котором выделить все элементы композиции;
2) нарисовать иллюстрации к каждой главе поэмы;
3) инсценировать 2-3 эпизода ( например, "Встреча с Головой", "Похищение Фарлафом Людмилы");
4) найти признаки сказки в поэме, волшебные элементы, тропы;
5) написать (возможно, и в стихах) свое продолжение поэмы, создать свою концовку.
По рассказу И.С. Тургенева "Муму" распределяю задания таким образом:
1) начертить схему композиции рассказа и доказательно объяснить все элементы композиции;
2) нарисовать иллюстрации к рассказу, включая интерьер каморки Герасима;
3) инсценировать 1-2 эпизода ( "Муму у барыни", "Народ у каморки Герасима")
4) написать свое продолжение рассказа;
5) выписать тропы и определить их роль в описании героев, в ходе повествования.
Проблемно-поисковые технологии могут успешно применяться при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Тренировочные тестирования показывают, что затруднения у учащихся, как правило, вызывает не поиск самой ошибки в задании, а поиски варианта правильного ответа. Для правильного выполнения ряда заданий в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку вполне уместно применение азов проблемно-поискового метода. Это как раз те задания, которые не требуют от ученика четкого знания (как, например, задание №4, предполагающее твердое знание орфоэпических норм и не допускающее никаких эвристических методик). К заданиям, где ученик под руководством учителя можем применить проблемно-поисковые технологии, можно отнести задание №5, связанное с таким лексическим явлением как паронимы. Невозможно потребовать от ученика, чтобы он механически зазубрил все паронимы, хотя пособия предлагают словарики паронимов. В речи происходит смешение паронимов, что приводит к речевым ошибкам: глиняный берег (вместо глинистый), костлявая рыба (вместо костистая) и так далее. Особенно часто учащиеся смешивают паронимы дипломат-дипломант-дипломник. Для предотвращения подобных ошибок в процессе подготовки к экзамену следует предложить ученику следующий алгоритм работы, опирающийся на метод проблемно-поисковых технологий.
Например, ученику предложено следующее задание:
В каком из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Конфликт не перешел в вооруженное столкновение благодаря усилиям ДИПЛОМАТОВ.
Новая книга известного писателя- это сборник АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ рассказов.
Вокруг дома почва была КАМЕНИСТАЯ.
Петр Первый отличался ВЕЛИЧЕСТВЕННОЙ фигурой.
На листьях блестели ДОЖДЛИВЫЕ капли.
Ученикам предлагается проанализировать каждое слово, включая их в различные словосочетания и отвечая на следующие вопросы учителя:
-дипломаты участвуют в урегулировании конфликтов?
-чем отличается слово автобиографичный от автобиографический?
-а если почва была бы каменная?
-а если фигура была великая?
-что может быть дождливым?- день,- осень, -климат… А капля?
Так путем поискового метода ученик приходит к правильному ответу, причем приходит самостоятельно. В следующий раз, выполняя подобное задание, он уже не нуждается в наводящих вопросах учителя, а ищет ответ самостоятельно, используя уже известный ему поисковый метод.
Элементы поискового метода могут быть применены и при выполнении заданий №12, 13 (слитное и раздельное написание слов различных частей речи), где ученики могут анализировать и сопоставлять различные написания, использовать лексико-грамматический анализ (а это тоже поисковая работа).
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и напишите эти два слова.
(И)ТАК, решено взять хулигана на воспитание (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
(И)ТАК продолжалось (НА)РЕДКОСТЬ долго.
ВО ЧТО(БЫ) то ни стало приходите, ЧТО(БЫ) поздравить юбиляра.
При выполнении задания №17 тоже можно применять поисковый метод, так как вводные слова и предложения требуют анализа с точки зрения наличия, отсутствия грамматической связи с предложением.
Такой метод обучения позволяет работать индивидуально с каждым учеником и такая работа приносит свои результаты: среди моих учеников есть призеры и победители конкурсов и научно-практических конференций: Диплом за актерское мастерство в играх, состоявшихся в рамках всероссийского Пушкинского фестиваля, Диплом(2 место) в международной научно-практической конференции ,посвященной 125-летию со дня рождения Б. Пастернак. (ИУЭП), Диплом за лучший стендовый доклад в республиканской научно-практической конференции с международным участием "На крыле науки". (КАИ).4.Дипломы победителей в ежегодном республиканском музейном конкурсе "Цель творчества -самоотдача".
Итак, проблемно-поисковый подход в обучении – это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности, осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Бесспорно, начинать необходимо с развития творческих способностей и продуктивного мышления ребёнка, формирования приемов продуктивной деятельности, привития навыков исследовательской и проектной работы, развития логического мышления, формирования умения работы со справочной и научной литературой, с современными источниками информации. Очень важно научить школьника основам самообразования, показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре.
Список литературы.
1. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
3.. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.
4. Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.
Интернет-ресурсы.
|