Реформирование современной школы обусловлено стандартизацией образовательной системы нашей страны. Одним из значимых инновационных процессов, отраженных в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов, является организация проектной деятельности школьников. Менее всего в методике начального обучения проработана технология проектной деятельности по математике. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. Младшие школьники не имеют мотивацию к обучению математики, не понимают ее значение и возможности. Предлагая проекты по математике, важно научить детей самостоятельно искать информацию, выдвигать предположения, приводить аргументы и доказательства.
Проекты, используемые на учебных занятиях по математике в начальной школе по программе «Школа XXI век» в 1-4 классах различны. Это зависит от времени исполнения проекта, цели деятельности, количества учащихся, места проведения, темы и т.п.
Цели проектной деятельности в процессе обучения математике:
Освоение систематизированных математических знаний, понимание личной и социальной важности исследовательского процесса в сфере математики, умение и стремление решать проблемные вопросы.
Вырабатывание эмоционально-ценностных отношений к исследуемой проблеме, творческой деятельности школьников, потребности в ней.
Формирование следующих умений:
- определять, исследовать и разрешать проблемные ситуации в области математики, используя знания из различных областей науки;
- рефлекторно и самостоятельно мыслить;
- предсказывать результаты;
- находить причинно-следственные связи;
- практически использовать полученные знания.
Основными вопросами при осуществлении проектной деятельности по математике являются проблемы, обуславливающие направления обучения юного проектировщика:
1. Использование типовых алгоритмов проектирования на разном учебном содержании. При этом алгоритм проектирования нужно отработать сначала на простом учебном материале и только потом на более сложном (например, алгоритм письменного сложения многозначных чисел: 1. Записываем второе слагаемое под первым строго разряд под разрядом. 2. Сложение начинаем с разряда единиц: число единиц второго слагаемого прибавляем к числу единиц первого слагаемого. Если полученный результат <10, записываем его в разряд единиц суммы и переходим к сложению в следующем разряде);
2. умение описывать проектный замысел и продукт проектирования до его появления, прояснять непонятное, не четко представляемое (например, сравнение площади фигур);
4. понимание наличия рисков, из-за которых проект может быть не реализован и устранять их своевременно и самостоятельно, отсутствие умений (например, не владение, какими-либо умениями или информацией, необходимой для реализации проекта);
5. понимание как можно применить результат, полученный посредством проектирования (необходимо показать, как математика связана с реальной жизнью, например, в архитектуре – для расчёта площади зданий, в экономике – для расчета стоимости покупки).
Из опыта работы: в каждом классе, на уроках этого предмета, запланировано по 2 проекта.
1 класс («Как появились цифры», «Хитрая задача»).
2 класс («Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» - данный проект завершает раздел «Сложение и вычитание», «Оригами» - изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата, проект завершает раздел «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100», проводится после изучения темы).
3 класс («Математические игры», «Задачи-расчеты» ).
4 класс («Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город», «Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий».
Например:
1. «Как появились цифры».
Тип проекта: информационный, творческий, межпредметный (математика, история, окружающий мир), индивидуальный или групповой, краткосрочный.
Цель проекта: изучить историю возникновения цифр и создать альбом.
Основные знания и умения, отрабатываемые в ходе работы над проектом: умение работать с литературой, анализировать и отбирать нужную информацию, использовать ранее полученные знания. На первом этапе осуществляется введение учащихся в проект. В процессе беседы учитель выясняет, что ученики знают о цифрах, с какими цифрами знакомы, как они называются и графически изображаются, для чего служат цифры, где их можно увидеть и с какой целью их используют, всегда ли существовали цифры. Далее учитель знакомит школьников с информацией о том, что человек использовал для счета, когда еще не были придуманы цифры, с понятием «цифра» и историей их возникновения. Учитель предлагает собрать информацию о цифрах, узнать об их разновидностях. В ходе обсуждения, ученики понимают, что они немного знают об истории возникновения цифр, о том, что человек использовал для счета до их появления и какие цифры существуют в настоящее время. На данном этапе ученики с помощью учителя формулируют цель проекта и предлагают варианты его названия.
На втором этапе ученики совместно с учителем составляют план работы над проектом: 1) собрать информацию об истории возникновения цифр; 2) определить какие цифр существуют; 3) определить область применения цифр в современном мире; 4) выбрать фотоматериал для оформления альбома; 5) обобщить материал и создать альбом.
На третьем этапе школьники выбирают литературу для получения нужной информации, анализируют материалы, интерпретируют факты и делают выводы. Этот этап наиболее труден для учащихся, поэтому учитель помогает им в случае возникновения затруднений, указывает на ошибки. На четвертом этапе ученики оформляют результаты своей деятельности в виде альбома и готовят презентацию. В связи с тем, что младшие школьники испытывают трудности при подготовке презентации работы учителю необходимо предложить им примерный план.
Использование в своей педагогической практике метода проектов, привело к следующим изменениям:
- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, а также к изучению математики;
- ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
- умеют обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.
Таким образом, применение метода проектов при изучении математики показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач.
|