Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование проектно-исследовательских технологий в обучении младших школьников

СКАЧАТЬ (17.1 Kb) 28.07.2021, 11:30
Жемчужнова Лариса Ивановна
учитель начальных классов, МОУ "Гимназия №15 Советского р-на, г.Волгограда"
Реформирование современной школы обусловлено стандартизацией образовательной системы нашей страны. Одним из значимых инновационных процессов, отраженных в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов, является организация проектной деятельности школьников. Менее всего в методике начального обучения проработана технология проектной деятельности по математике. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. Младшие школьники не имеют мотивацию к обучению математики, не понимают ее значение и возможности. Предлагая проекты по математике, важно научить детей самостоятельно искать информацию, выдвигать предположения, приводить аргументы и доказательства.

Проекты, используемые на учебных занятиях по математике в начальной школе по программе «Школа XXI век» в 1-4 классах различны. Это зависит от времени исполнения проекта, цели деятельности, количества учащихся, места проведения, темы и т.п.

Цели проектной деятельности в процессе обучения математике:
 Освоение систематизированных математических знаний, понимание личной и социальной важности исследовательского процесса в сфере математики, умение и стремление решать проблемные вопросы.
 Вырабатывание эмоционально-ценностных отношений к исследуемой проблеме, творческой деятельности школьников, потребности в ней.
Формирование следующих умений:

- определять, исследовать и разрешать проблемные ситуации в области математики, используя знания из различных областей науки;
- рефлекторно и самостоятельно мыслить;
- предсказывать результаты;
- находить причинно-следственные связи;
- практически использовать полученные знания.

Основными вопросами при осуществлении проектной деятельности по математике являются проблемы, обуславливающие направления обучения юного проектировщика:
1. Использование типовых алгоритмов проектирования на разном учебном содержании. При этом алгоритм проектирования нужно отработать сначала на простом учебном материале и только потом на более сложном (например, алгоритм письменного сложения многозначных чисел: 1. Записываем второе слагаемое под первым строго разряд под разрядом. 2. Сложение начинаем с разряда единиц: число единиц второго слагаемого прибавляем к числу единиц первого слагаемого. Если полученный результат <10, записываем его в разряд единиц суммы и переходим к сложению в следующем разряде);

2. умение описывать проектный замысел и продукт проектирования до его появления, прояснять непонятное, не четко представляемое (например, сравнение площади фигур);

4. понимание наличия рисков, из-за которых проект может быть не реализован и устранять их своевременно и самостоятельно, отсутствие умений (например, не владение, какими-либо умениями или информацией, необходимой для реализации проекта);

5. понимание как можно применить результат, полученный посредством проектирования (необходимо показать, как математика связана с реальной жизнью, например, в архитектуре – для расчёта площади зданий, в экономике – для расчета стоимости покупки).

Из опыта работы: в каждом классе, на уроках этого предмета, запланировано по 2 проекта.
1 класс («Как появились цифры», «Хитрая задача»).
2 класс («Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» - данный проект завершает раздел «Сложение и вычитание», «Оригами» - изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата, проект завершает раздел «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100», проводится после изучения темы).
3 класс («Математические игры», «Задачи-расчеты» ).
4 класс («Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город», «Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий».

Например:
1. «Как появились цифры».

Тип проекта: информационный, творческий, межпредметный (математика, история, окружающий мир), индивидуальный или групповой, краткосрочный.

Цель проекта: изучить историю возникновения цифр и создать альбом.

Основные знания и умения, отрабатываемые в ходе работы над проектом: умение работать с литературой, анализировать и отбирать нужную информацию, использовать ранее полученные знания. На первом этапе осуществляется введение учащихся в проект. В процессе беседы учитель выясняет, что ученики знают о цифрах, с какими цифрами знакомы, как они называются и графически изображаются, для чего служат цифры, где их можно увидеть и с какой целью их используют, всегда ли существовали цифры. Далее учитель знакомит школьников с информацией о том, что человек использовал для счета, когда еще не были придуманы цифры, с понятием «цифра» и историей их возникновения. Учитель предлагает собрать информацию о цифрах, узнать об их разновидностях. В ходе обсуждения, ученики понимают, что они немного знают об истории возникновения цифр, о том, что человек использовал для счета до их появления и какие цифры существуют в настоящее время. На данном этапе ученики с помощью учителя формулируют цель проекта и предлагают варианты его названия.

На втором этапе ученики совместно с учителем составляют план работы над проектом: 1) собрать информацию об истории возникновения цифр; 2) определить какие цифр существуют; 3) определить область применения цифр в современном мире; 4) выбрать фотоматериал для оформления альбома; 5) обобщить материал и создать альбом.

На третьем этапе школьники выбирают литературу для получения нужной информации, анализируют материалы, интерпретируют факты и делают выводы. Этот этап наиболее труден для учащихся, поэтому учитель помогает им в случае возникновения затруднений, указывает на ошибки. На четвертом этапе ученики оформляют результаты своей деятельности в виде альбома и готовят презентацию. В связи с тем, что младшие школьники испытывают трудности при подготовке презентации работы учителю необходимо предложить им примерный план.

Использование в своей педагогической практике метода проектов, привело к следующим изменениям:
- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, а также к изучению математики;
- ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
- умеют обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.

Таким образом, применение метода проектов при изучении математики показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач.


Категория: Блоги | Добавил: maksyutovann
Просмотров: 454 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог