Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование проектно-исследовательских технологий в обучении младших школьников

СКАЧАТЬ (17.1 Kb) 28.07.2021, 11:30
Жемчужнова Лариса Ивановна
учитель начальных классов, МОУ "Гимназия №15 Советского р-на, г.Волгограда"
Реформирование современной школы обусловлено стандартизацией образовательной системы нашей страны. Одним из значимых инновационных процессов, отраженных в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов, является организация проектной деятельности школьников. Менее всего в методике начального обучения проработана технология проектной деятельности по математике. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. Младшие школьники не имеют мотивацию к обучению математики, не понимают ее значение и возможности. Предлагая проекты по математике, важно научить детей самостоятельно искать информацию, выдвигать предположения, приводить аргументы и доказательства.

Проекты, используемые на учебных занятиях по математике в начальной школе по программе «Школа XXI век» в 1-4 классах различны. Это зависит от времени исполнения проекта, цели деятельности, количества учащихся, места проведения, темы и т.п.

Цели проектной деятельности в процессе обучения математике:
 Освоение систематизированных математических знаний, понимание личной и социальной важности исследовательского процесса в сфере математики, умение и стремление решать проблемные вопросы.
 Вырабатывание эмоционально-ценностных отношений к исследуемой проблеме, творческой деятельности школьников, потребности в ней.
Формирование следующих умений:

- определять, исследовать и разрешать проблемные ситуации в области математики, используя знания из различных областей науки;
- рефлекторно и самостоятельно мыслить;
- предсказывать результаты;
- находить причинно-следственные связи;
- практически использовать полученные знания.

Основными вопросами при осуществлении проектной деятельности по математике являются проблемы, обуславливающие направления обучения юного проектировщика:
1. Использование типовых алгоритмов проектирования на разном учебном содержании. При этом алгоритм проектирования нужно отработать сначала на простом учебном материале и только потом на более сложном (например, алгоритм письменного сложения многозначных чисел: 1. Записываем второе слагаемое под первым строго разряд под разрядом. 2. Сложение начинаем с разряда единиц: число единиц второго слагаемого прибавляем к числу единиц первого слагаемого. Если полученный результат <10, записываем его в разряд единиц суммы и переходим к сложению в следующем разряде);

2. умение описывать проектный замысел и продукт проектирования до его появления, прояснять непонятное, не четко представляемое (например, сравнение площади фигур);

4. понимание наличия рисков, из-за которых проект может быть не реализован и устранять их своевременно и самостоятельно, отсутствие умений (например, не владение, какими-либо умениями или информацией, необходимой для реализации проекта);

5. понимание как можно применить результат, полученный посредством проектирования (необходимо показать, как математика связана с реальной жизнью, например, в архитектуре – для расчёта площади зданий, в экономике – для расчета стоимости покупки).

Из опыта работы: в каждом классе, на уроках этого предмета, запланировано по 2 проекта.
1 класс («Как появились цифры», «Хитрая задача»).
2 класс («Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» - данный проект завершает раздел «Сложение и вычитание», «Оригами» - изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата, проект завершает раздел «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100», проводится после изучения темы).
3 класс («Математические игры», «Задачи-расчеты» ).
4 класс («Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город», «Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий».

Например:
1. «Как появились цифры».

Тип проекта: информационный, творческий, межпредметный (математика, история, окружающий мир), индивидуальный или групповой, краткосрочный.

Цель проекта: изучить историю возникновения цифр и создать альбом.

Основные знания и умения, отрабатываемые в ходе работы над проектом: умение работать с литературой, анализировать и отбирать нужную информацию, использовать ранее полученные знания. На первом этапе осуществляется введение учащихся в проект. В процессе беседы учитель выясняет, что ученики знают о цифрах, с какими цифрами знакомы, как они называются и графически изображаются, для чего служат цифры, где их можно увидеть и с какой целью их используют, всегда ли существовали цифры. Далее учитель знакомит школьников с информацией о том, что человек использовал для счета, когда еще не были придуманы цифры, с понятием «цифра» и историей их возникновения. Учитель предлагает собрать информацию о цифрах, узнать об их разновидностях. В ходе обсуждения, ученики понимают, что они немного знают об истории возникновения цифр, о том, что человек использовал для счета до их появления и какие цифры существуют в настоящее время. На данном этапе ученики с помощью учителя формулируют цель проекта и предлагают варианты его названия.

На втором этапе ученики совместно с учителем составляют план работы над проектом: 1) собрать информацию об истории возникновения цифр; 2) определить какие цифр существуют; 3) определить область применения цифр в современном мире; 4) выбрать фотоматериал для оформления альбома; 5) обобщить материал и создать альбом.

На третьем этапе школьники выбирают литературу для получения нужной информации, анализируют материалы, интерпретируют факты и делают выводы. Этот этап наиболее труден для учащихся, поэтому учитель помогает им в случае возникновения затруднений, указывает на ошибки. На четвертом этапе ученики оформляют результаты своей деятельности в виде альбома и готовят презентацию. В связи с тем, что младшие школьники испытывают трудности при подготовке презентации работы учителю необходимо предложить им примерный план.

Использование в своей педагогической практике метода проектов, привело к следующим изменениям:
- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, а также к изучению математики;
- ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
- умеют обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.

Таким образом, применение метода проектов при изучении математики показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач.


Категория: Блоги | Добавил: maksyutovann
Просмотров: 446 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог