Речевое развитие дошкольника включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской
• литературой;
• понимание на слух текстов различных
• жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-
• синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.
Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить.
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком.
Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.
Для работы по развитию речи необходимо использовать разнообразные методы и приёмы:
• Словесный метод: приёмы – чтение произведений с просмотром иллюстраций, вопросы по содержанию произведений, пересказ произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписей.
• Мнемотехника.
Мнемотехника использует не изображения предметов, а символы. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация.
• Моделирование.
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования.
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
• Социоигровая технология
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
• Наглядный метод: приёмы - показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок одного писателя, использование элементов театрализации.
• Практические методы: игровые приёмы – использование различных персонажей и сказочных сюжетов, элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность.
К немаловажному условию в решении вопроса развития речи средствами художественной литературы является вовлечение в работу родителей:
• В октябре проведена консультация с родителями на тему: «Приобщение детей к художественной литературе»;
• Предложен список литературы для
• домашнего чтения с детьми;
• Проведено анкетирование на тему: «Книга в жизни вашего ребёнка»;
1.Есть ли у Вашего ребенка своя книжная полка?
да - 88% нет – 13%
2.Часто ли Вы читаете ребенку книги?
Когда просит – 50%; каждый день – 25%; почти каждый день – 25%
3.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги Вашего ребенка?
Айболит, Мойдодыр, Колобок, Курочка Ряба, Репка, Три поросёнка, Маша и Медведь.
4.Назовите, пожалуйста, несколько недавно
прочитанных Вами ребенку книг?
Айболит, Мойдодыр, Колобок, Курочка Ряба, Репка,
Три поросёнка, Маша и Медведь.
5. Беседуете ли Вы с ребенком о прочитанном произведении?
да - 63% / нет - 0 / иногда – 37%
6. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с Вами произведения?
да – 50% / нет – 13% /не знаю - 37%
7. Имена каких поэтов и писателей знает Ваш ребенок?
не знает – 100%
8. Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок
из любимого произведения?
да – 75% / нет – 25% / не знаю – 0%
• По итогам домашнего чтения организована выставка иллюстраций на тему: «Мы прочитали дома».
• Изготовление книжек – самоделок.
Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру , делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной.
Спасибо за внимание!
|