Речевое развитие дошкольника включает: 
• владение речью как средством общения и культуры; 
• обогащение активного словаря; 
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 
• развитие речевого творчества; 
• развитие звуковой и интонационной культуры фонематического слуха; 
• знакомство с книжной культурой, детской 
• литературой; 
• понимание на слух текстов различных 
• жанров детской литературы; 
• формирование звуковой аналитико- 
• синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 
 
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе. 
 
Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. 
 
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. 
 
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком. 
 
Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста. 
 
Для работы по развитию речи необходимо использовать разнообразные методы и приёмы: 
• Словесный метод: приёмы – чтение произведений с просмотром иллюстраций, вопросы по содержанию произведений, пересказ произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписей. 
 
• Мнемотехника. 
Мнемотехника использует не изображения предметов, а символы. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация. 
 
• Моделирование. 
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования. 
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи. 
 
• Социоигровая технология 
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. 
 
• Наглядный метод: приёмы - показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок одного писателя, использование элементов театрализации. 
 
• Практические методы: игровые приёмы – использование различных персонажей и сказочных сюжетов, элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность. 
 
К немаловажному условию в решении вопроса развития речи средствами художественной литературы является вовлечение в работу родителей: 
• В октябре проведена консультация с родителями на тему: «Приобщение детей к художественной литературе»; 
• Предложен список литературы для 
• домашнего чтения с детьми; 
• Проведено анкетирование на тему: «Книга в жизни вашего ребёнка»; 
 
1.Есть ли у Вашего ребенка своя книжная полка? 
да - 88% нет – 13% 
2.Часто ли Вы читаете ребенку книги? 
Когда просит – 50%; каждый день – 25%; почти каждый день – 25% 
3.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги Вашего ребенка? 
Айболит, Мойдодыр, Колобок, Курочка Ряба, Репка, Три поросёнка, Маша и Медведь. 
4.Назовите, пожалуйста, несколько недавно 
прочитанных Вами ребенку книг? 
Айболит, Мойдодыр, Колобок, Курочка Ряба, Репка, 
Три поросёнка, Маша и Медведь. 
5. Беседуете ли Вы с ребенком о прочитанном произведении? 
да - 63% / нет - 0 / иногда – 37% 
6. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с Вами произведения? 
да – 50% / нет – 13% /не знаю - 37% 
7. Имена каких поэтов и писателей знает Ваш ребенок? 
не знает – 100% 
8. Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок 
из любимого произведения? 
да – 75% / нет – 25% / не знаю – 0% 
 
• По итогам домашнего чтения организована выставка иллюстраций на тему: «Мы прочитали дома». 
• Изготовление книжек – самоделок. 
Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру , делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной. 
 
Спасибо за внимание!
 
  
  
 
 
 
  |