Сегодня: 23.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование произведений русской народной литературы в развитии речевого общения младших дошкольников

СКАЧАТЬ (6.39 Mb) 16.05.2022, 20:21
Зубрилкина Наталья Дмитриевна
воспитатель, МДОУ "Детский сад №69 комбинированного вида" Республики Коми, города Ухты
  

Речевое развитие дошкольника включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской
• литературой;
• понимание на слух текстов различных
• жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-
• синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

Для работы по развитию речи необходимо использовать разнообразные методы и приёмы:
• Словесный метод: приёмы – чтение произведений с просмотром иллюстраций, вопросы по содержанию произведений, пересказ произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписей.

• Мнемотехника.
Мнемотехника использует не изображения предметов, а символы. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация.

• Моделирование.
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования.
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

• Социоигровая технология
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

• Наглядный метод: приёмы - показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок одного писателя, использование элементов театрализации.

• Практические методы: игровые приёмы – использование различных персонажей и сказочных сюжетов, элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность.

К немаловажному условию в решении вопроса развития речи средствами художественной литературы является вовлечение в работу родителей:
• В октябре проведена консультация с родителями на тему: «Приобщение детей к художественной литературе»;
• Предложен список литературы для
• домашнего чтения с детьми;
• Проведено анкетирование на тему: «Книга в жизни вашего ребёнка»;

1.Есть ли у Вашего ребенка своя книжная полка?
да - 88% нет – 13%
2.Часто ли Вы читаете ребенку книги?
Когда просит – 50%; каждый день – 25%; почти каждый день – 25%
3.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги Вашего ребенка?
Айболит, Мойдодыр, Колобок, Курочка Ряба, Репка, Три поросёнка, Маша и Медведь.
4.Назовите, пожалуйста, несколько недавно
прочитанных Вами ребенку книг?
Айболит, Мойдодыр, Колобок, Курочка Ряба, Репка,
Три поросёнка, Маша и Медведь.
5. Беседуете ли Вы с ребенком о прочитанном произведении?
да - 63% / нет - 0 / иногда – 37%
6. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с Вами произведения?
да – 50% / нет – 13% /не знаю - 37%
7. Имена каких поэтов и писателей знает Ваш ребенок?
не знает – 100%
8. Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок
из любимого произведения?
да – 75% / нет – 25% / не знаю – 0%

• По итогам домашнего чтения организована выставка иллюстраций на тему: «Мы прочитали дома».
• Изготовление книжек – самоделок.
Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру , делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной.

Спасибо за внимание!


Категория: Блоги | Добавил: znd
Просмотров: 282 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог