Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование произведений русской народной литературы в развитии речевого общения младших дошкольников

СКАЧАТЬ (6.39 Mb) 16.05.2022, 20:21
Зубрилкина Наталья Дмитриевна
воспитатель, МДОУ "Детский сад №69 комбинированного вида" Республики Коми, города Ухты
  

Речевое развитие дошкольника включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской
• литературой;
• понимание на слух текстов различных
• жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-
• синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

Для работы по развитию речи необходимо использовать разнообразные методы и приёмы:
• Словесный метод: приёмы – чтение произведений с просмотром иллюстраций, вопросы по содержанию произведений, пересказ произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписей.

• Мнемотехника.
Мнемотехника использует не изображения предметов, а символы. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация.

• Моделирование.
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования.
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

• Социоигровая технология
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

• Наглядный метод: приёмы - показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок одного писателя, использование элементов театрализации.

• Практические методы: игровые приёмы – использование различных персонажей и сказочных сюжетов, элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность.

К немаловажному условию в решении вопроса развития речи средствами художественной литературы является вовлечение в работу родителей:
• В октябре проведена консультация с родителями на тему: «Приобщение детей к художественной литературе»;
• Предложен список литературы для
• домашнего чтения с детьми;
• Проведено анкетирование на тему: «Книга в жизни вашего ребёнка»;

1.Есть ли у Вашего ребенка своя книжная полка?
да - 88% нет – 13%
2.Часто ли Вы читаете ребенку книги?
Когда просит – 50%; каждый день – 25%; почти каждый день – 25%
3.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги Вашего ребенка?
Айболит, Мойдодыр, Колобок, Курочка Ряба, Репка, Три поросёнка, Маша и Медведь.
4.Назовите, пожалуйста, несколько недавно
прочитанных Вами ребенку книг?
Айболит, Мойдодыр, Колобок, Курочка Ряба, Репка,
Три поросёнка, Маша и Медведь.
5. Беседуете ли Вы с ребенком о прочитанном произведении?
да - 63% / нет - 0 / иногда – 37%
6. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с Вами произведения?
да – 50% / нет – 13% /не знаю - 37%
7. Имена каких поэтов и писателей знает Ваш ребенок?
не знает – 100%
8. Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок
из любимого произведения?
да – 75% / нет – 25% / не знаю – 0%

• По итогам домашнего чтения организована выставка иллюстраций на тему: «Мы прочитали дома».
• Изготовление книжек – самоделок.
Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру , делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной.

Спасибо за внимание!


Категория: Блоги | Добавил: znd
Просмотров: 275 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог