Использование различных видов искусств для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
(4.26 Mb)
| 14.06.2025, 22:04 |
Суконникова Татьяна Анатольевна |
учитель информатики, ГБОУ СОШ "ОЦ"Южный город" пос. Придорожный |
Информатика, как предмет, зачастую воспринимается учащимися как набор сухих фактов и алгоритмов. Однако, интеграция элементов искусства способна вдохнуть жизнь в учебный процесс, активизируя познавательную деятельность и пробуждая интерес к новым знаниям.
Ниже приведены идеи и методы, которые помогут активизировать познавательную деятельность учащихся через интеграцию искусства и информационных технологий.
1. Музыка и звуковое сопровождение
Использование музыки и звуков может улучшить восприятие информации и создать благоприятную атмосферу на уроке.
Например, на уроке информатики в 7 и 10 классах по теме «Кодирование звука» говоря про амплитуду звука можно включить ребятам громкую песню с высокими нотами и тихую песню. Можно попросить учащихся спеть любимую песню и записать её с помощью устройства ввода (микрофона), тем самым объяснив, как происходит дискретизация и чем отличается аналоговый звук от дискретного.

Рис. 1. Звук Рис. 2. Способ представления звука
2. Изобразительное искусство и графический дизайн
Работа с изображениями и графическим дизайном позволяет развивать визуальное мышление и художественный вкус.
Например, на уроке информатики в 7 и 10 классах по теме «Компьютерная графика» разбираем способы создания графических изображений на примере картин известных художников, тем самым знакомим ребят с изобразительным искусством.

Рис. 3. Айвазовский Рис. 4. Винсент Ван Гог,
«Панорама Константинополя» «Звездная ночь»

Рис. 5. Фрактальная графика
С помощью таких программ, как Paint, Inkscape, GIMP и Photopea ребята создают собственные цифровые картины.
А вот создание анимированных роликов с помощью программ, таких как Blender или Adobe Animate требует понимания принципов движения и композиции, в этом нам тоже помогает знакомство с творчеством и техникой различных художников.
3. Театральное искусство и сценарное мастерство
Театр и драматургия могут использоваться для разработки сценариев и сюжетов для компьютерных игр, приложений, а также для создания видеофильмов.
Ученики разрабатывают сценарии для компьютерных игр, включая персонажей, диалоги и сюжетные линии, а также сценарии для видеофильмов. Разрабатывая сценарий ребята, лучше понимают, что такое алгоритм, то есть выстраивают для персонажей логическую последовательность действий. Если не следовать алгоритму, то сюжет может получится не связанным.
Таким образом театральные постановки могут помочь учащимся лучше понять логику алгоритмов и структуру программного кода. Инсценировка процесса отладки программы или объяснение работы компьютерных сетей через ролевые игры превращают абстрактные понятия в интерактивный и увлекательный опыт.
4. Литературное творчество
На уроках информатики в 7 и 10 классах по теме «Информационные процессы», ребятами читаются стихи, произведения и согласно схеме, в тексте выделяются: источник информации, кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство и приёмник информации.

Рис. 6. Схема передачи информации

Рис. 7. Пример разбираемого текста
В данном тексте учащиеся определили, что источник информации – царица, кодирующее устройство – письмо, канал связи – гонец, помеха (искажение информации) - ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, декодирующее устройство – онец, который прочитал(отдал) письмо, приёмник информации – царь-отец.
В 11 классе при изучении темы «Проблема подлинности полученной информации», ребятам даётся задание найти подлинную информацию в сети Интернет из жизни писателей, поэтов, найти определённое произведение и написать о чём оно и т.д.

Рис. 8. Пример задания по теме «Проблема подлинности полученной информации»
Литературное творчество также может быть интегрированы в создание текстов для программ, приложений, веб-сайтов. Ученики создают описания функций, инструкции и сообщения об ошибках.
А также ребята пробуют создавать свои произведения с помощью искусственного интеллекта.
Как мы видим, внедрение элементов искусства в информатику может осуществляться через различные формы деятельности: от анализа структуры литературных произведений с точки зрения информационных моделей до создания виртуальных музеев и галерей. Важно, чтобы эти занятия были не только познавательными, но и увлекательными, способными вызвать эмоциональный отклик у учащихся.
Интеграция искусств способствует развитию межпредметных связей, демонстрируя, что информатика не существует в вакууме, а тесно связана с гуманитарными дисциплинами.
Таким образом, интеграция различных видов искусства в уроки информатики способствует комплексному развитию личности учащихся, стимулируя их творческую активность и повышая интерес к предмету.
|
Категория: Блоги | Добавил: TatianAnat
|
Просмотров: 46 | Загрузок: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|