Ребенок лучше усваивает информацию, когда одновременно слышит, видит, осязает и действует.
Пришла идея использовать су-джок не только для массажа, но и в течение всего занятия. Шарики су-джок яркие, привлекают внимание детей, вызывают интерес.
Так придумались следующие игры.
Обязательное условие – дотрагиваться до каждой половинки шарика при произнесении речевого материала.
С безречевыми детьми.
«Слоговые дорожки». Наращивание слогов. Логопед выкладывает перед ребенком половинку шарика. Ребенок произносит слог и дотрагивается пальцами до половинки, слегка нажимая. Выкладывается следующая половинка, снова произносится слог с тактильным контактом с половинкой шарика и т.д. Таким образом произносится и выкладывается дорожка из необходимого количества слогов и половинок. Можно произнести получившуюся «дорожку» еще раз с изменением темпа.
Усложнение: на начальных этапах дорожка выкладывается из разноцветных половинок, а затем можно усложнить, взяв 2 цвета и 2 слога. Например, синий цвет – слог па, красный цвет – слог – пу. Выкладываем «дорожки»: па-пу-па-пу – синий-красный-синий-красный, или па-па-пу-па – синий-синий-красный-синий. Ребенок получает не только зрительный контроль за количеством произнесенных слогов, но и тактильный.
«Дорожки из колец». Это упражнение можно выполнять и с кольцами су-джок. При произнесении слогов на палец надевается и снимается необходимое количество колец. Например, надевая кольца, произносим слог та, снимая – слог ту. Кольца модно надевать как по одному на все пальцы, так и по нескольку на один.
Автоматизация звуков.
На этапе изолированного произнесения. Длительное произнесение звука – катаем шарик межу ладонями (с-с-с-с-с) или прокатываем шарик от сгиба локтя до кончиков пальцев сначала на одной (с-с-с-с-с-с), затем на второй руке. Краткое произнесение звука - шарик держим в пальцах одной руки, пальцами второй руки поочередно нажимаем на шарик и кратко произносим звук (с, с, с, с, с). Выполняем правой и левой рукой.
На этапе автоматизации в слогах. «Слоговые дорожки». Выкладывает слоговые дорожки как без учета цвета, так и с закреплением одного цвета за определенным слогом. Например, слог са – синий цвет, слог со – красный, слог сы – зеленый, су - желтый. Са-са-со – синий-синий-красный, са-со-сы-су – синий-красный-зеленый-желтый. Можно дать подсказку и внутри на половинках прописать слог (или только гласную букву) маркером. Следы маркера затем легко стираются спиртом. А можно под половинки каждого цвета для образца положить символы гласного звука или буквы. Это упражнение очень нравится детям. Потом слоговые ряды они начинают придумывать сами, увеличивая количество слогов и меняя цветовой рисунок дорожки.
Знакомим с понятием «слог». Половинки шариков 2 цветов – синего и красного. В половинку синего шарика «кладем» (произносим) согласный звук, например, ш, в половинку красного шарика – гласный звук, например, а. Держим половинки в двух руках (руки разведены) и произносим звуки изолированно – ш____________а. По мере сближения рук и шариков, пауза между произнесением звуков сокращается ш___а. затем соединяем обе половинки в шар – получился слог ша. Сколько звуков в слоге? – Два. Какие это звуки? – Ш и А. Какой звук первый – Ш. Как звучит второй звук? – А. Это слог. Звуки рядом, они – целое. Произнеси слог – ша. Далее опять разъединяем половинки и произносим звуки изолировано. Показываем синюю половинку. Это какой звук? – Ш. показываем красную половинку Это какой звук? – А. Получается слог? – нет. Правильно, это отдельные звуки. Важно в этой игре, когда половинки соединяем в шар не крутить его, чтобы синяя половина оставалась синей, а правая – красной. Это открытый слог. Перевернем шар, чтобы синяя половина была справа и спросим ребенка, как будет звучать слог, если первым стал гласный звук?
|