Использование современных образовательных технологий в начальной малокомплектной школе
Шайхетдинова Дамира Мирсагитовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Аккузево Илишевского района Республики Башкортостан
Работаю в малокомплектной сельской школе 26 лет. В своей работе я стараюсь использовать сочетания тех педагогических технологий, реализация которых обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды обеих малокомплектных классов. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому обучающемуся, исходя из своих способностей, возможностей, склонностей, интересов, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении.
Это следующие технологии: проблемное обучение, игровая деятельность, групповое самостоятельное обучение, коллективное самостоятельное обучение, уровневая дифференциация, проектное обучение, модульное обучение, педагогическая диагностика, рейтинговое обучение, мониторинг уровня обученности. На практике использую элементы всех этих технологий, учитывая возраст, основной вид деятельности на уроках, степень сложности усвоения темы, подготовленности учителя .
Технология дифференцированного обучения
Теоретическое обоснование технологии разноуровневого обучения основывается на основе, согласно которой различия большинства обучающихся по способности обучаться зависит от времени, необходимого для усвоения учебного материала. Если каждому ребёнку предоставляется достаточное количество времени для полного усвоения изучаемого материала, в ссоответствии его личным и возможностям, способностям, то можно ожидать 100% усвоение курса предмета.
Условное деление обучающихся на 3 группы: первый уровень – минимальный ( минимумом содержания образования), второй – базовый, третий – вариативный. В ходе обучения обучающиеся могут менять принадлежность к той или иной группе, и надо добиваться, чтоб школьник максимально реализовал свой образовательный потенциал.
В первую группу относятся обучающиеся, легко запоминающие учебный материал,но у них отсутствует умение анализировать , рассуждать. Часто задачи для этих детей оказываются невыполнимыми, так как не функционируют у них навыки анализа, синтеза. Надо научить находить решения , мобилизовав весь познавательный потенциал, свои возможности, запас всех знаний (пусть небольшой), все возможности интеллекта (пусть ограниченные).
Вторая группа –это дети с репродуктивным типом мышления. Они запоминают учебный материал, понимают его и умеют использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод их работы – опора на прошлый опыт; ясно просматривается желание перенести его в качестве шаблона на новую ситуацию. Эту группу отличают организованность и целенаправленность интеллектуальной деятельности, более развитые умения проводить анализ и синтез, но сравнительно слабое владение методами работы .
Третью группу составляют школьники, которые характеризуются творческой стратегией работы, понимают учебный материал, способны этот материал воспроизводить, самостоятельно осуществлять поиск решений, выполнять творчески самостоятельную работу. Это активные школьники , способные многогранно оценивать и предлагать разные виды решения, глубоко анализировать задачу .
Обучающиеся этой группы способны воспринимать материал и шире, и глубже по сравнению с обучающимися первой и второй групп.
Так как в двух смежных классах ученики разного уровня обучаемости, обученности, заинтересованности в учебном материале, и возможности у них разные , для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
Для этого, исходя из познавательной деятельности предлагаю задания:
-для первого уровня - объяснительно-иллюстрированный. В ходе работы школьники воспроизводят предлагаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.
- второй уровень- репродуктивный. Обучающиеся применяют знания и умения по образцу.
- третий уровень- исследовательский и частично-поисковый, в ходе которых дети вовлекаются в творческую работу, в исследование., т.е испытывают себя в новой ситуации.
Подобную дифференциацию и соответствующие им методы применяю на всех этапах урока в обеих классах малокомплектной школы.
Реализация технологии дифференцированного обучения
на уроках начальной школы
Русский язык.
Реализацию дифференцированного подхода на уроках русского языка начинаю с первого класса, предварительную работу веду на уроках письма. Для слабых обучающихся предлагаются задания вида: выбрать нужную букву из предложенных букв и вставить, чтобы получилось слово. Слабые дети на первых этапах списывают слова по образцу, а сильные дети “переводят” печатные слова и тексты в письменный вид. Обучение письму под диктовку тоже дифференцируется : сильные обучающиеся записывают под диктовку предложение или слово. А слабые пишут по буквам слова, затем слог и лишь потом целиком слово и предложение. При изучении правил и его закрепление на практике, выполняя упражнения, детям предлагаю задания различного уровня сложности. Например, при изучении темы “Парные звонкие и глухие согласные ” для слабых обучающихся предлагаю задания вида: “Вставить в слова пропущенные согласные и подчеркнуть их”, а для сильных: “Вставь нужную согласную и запиши проверочное слово, обоснуй свой ответ ”. н уроках повторения и закрепления для слабых детей предлагаю карточки на те правила, на которые они больше всего допускают ошибки. Задания для слабых детей даю такого вида: “ Вставь нужную букву ( гласную, согласную)и объясни свой выбор”. Сильные дети выполняют задания вида: “Прочитай текст, исправь ошибки, объясни орфограммы, которые ты применил.” Можно дополнительно предложить творческое задание « Подбери слова на использованные в задании орфограммы, придумай для одноклассников задание».
При изучении различных видов разбора членов в предложении в 4 классе, слабым детям предлагаются более легкие варианты заданий, чем сильным. Например, разбор по членам предложения.Слабым: в каких предложениях неправильно подчеркнуты члены предложения.
Сильным: запиши предложение, разбери их по членам, обозначьте части речи.
Солнце стояло низко над горизонтом.
На небе появился серп молодого месяца.
Собака медленно приближалась к молодому птенцу.
Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей.
Литературное чтение
На уроках чтения учащимся низкого уровня обучаемости подбираю задания репродуктивного характера, например:
- прочитай текст;
- подчеркни непонятные слова;
-найди непонятные слова в словаре учебника
- просмотри каждое слово до конца и назови его целиком;
- выполни задания, данные после текста;
-расставь паузы в предложении.
Для учащихся среднего уровня можно предположить задания конструктивного характера:
-объясни, почему текст так назван;
- вставь пропущенные слова в тексте;
- распространи предложения прилагательными;
- подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу
-найди опорные слова в тексте
Можно обучающимся предложить задания дополнительные,это ребусы решить или составить, игры различного характера. Они могут быть в виде карточек, перфокарт, в тетрадях на печатной основе. Сильные дети эти работы выполняют самостоятельно, слабым необходим контроль со стороны учителя.
Математика.
Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагается репродуктивное задание, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Пример 1( 3 класс). Даны выражения:
74-36+37 200+420+400-200
400+200+20-100 81:9×4 48:8×2:8
21:3×2:7×9 94-9×8 44+6×3-72:9
1-я группа. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и Выполните вычисления, но сначала вспомните порядок действия, обозначьте карандашом порядок действия над самим действием
2-я группа.сгруппируйте выражения, найдите значения выражений.
3-я группа. Сруппируйте выражения, придумайте 4 подобных выражений. Пример 2.
Работа над задачей: на столе лежало 5 красных яблок и 4 зеленых. 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?
1-я группа. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
2-я группа. Решите задачу двумя способами.
3-я группа. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Игровые технологии
Игра является естественной для ребенка и гуманной формой обучения, в ходе которой доступно излагаем учебный материал. Для раскрытия и усовершенствования творческого потенциала детей на уроках я реализую различные игры. Игра всегда протекает в группе, в коллективе,где ребенок учится формировать коллективное мышление, прислушиваться к мнению окружающих, высказываться, вести себя среди членов коллектива.
Здесь осуществляется уровневая дифференциация знаний и навыков обучающихся, а, следовательно, и на основе образовательных стандартов, реализуется контроль базового уровня знаний. Работа в команде формирует чувство взаимопомощи и поддержки среди ее членов. Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.
Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными источниками знаний.
Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
Применение на практике игровых технологий.
Русский язык.
Игра «Наборщики»
(3 класс – 2 команды.)
Демонстрируется картина с сюжетом времени года. Команда девочек подбирает части речи глаголы, а команда мальчиков – имена прилагательные.части речи записываются в 2 столбика каждой команды. Следующий этап: команда пытается из глагола и прилагательного из каждого столбика составить предложение.
Например. Сюжет «Весна».
1 команда(глаголы) 2 команда (прилагат.)
Зеленеют чистое
Прыают душистое
….. ……
Составить из слов «зеленеют» и «чистое» предложение.
У чистого озера зеленеют ивы.
Дидактическая игра «Найди корень»
Цель: развивать умение выделять в словах корень, обосновывать свое решение.
Обучающиеся должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Примерный материал:
1.Белуга,белка, белить, белый, кабель
2.Вода, завод водяной, водить,
3.Лист, лиса, лисенок.
4. Лось, лоскут, лосенок, лосось
5. горка, городок, горе. горный,
Игра «Конструктор».
В эту игру дети играют с большим интересом.
«Выбрать буквы,
Раз и два,
И собрать в слова их снова».
- Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).
Дидактическая игра «Объяснялки»
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие.
Учащимся предлагается одно слово. Не называя это слово, надо его объяснить, описать, чтоб остальные догадались , о чем(о ком) рассказывают.
Математика.
Игра «Наряжаем елку», «Ежику подарок», «Корзина с яблоками»
Дидактическая цель: Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10, 20, 100 .
Оборудование: картинки ежика, елки, либо корзины и соответственно примеры на изображениях елочных игрушек, яблок, грибов. Дети берут примеры, решают и вывешивают на соответствующее изображение. Можно организовать игру в двух командах.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Ведь забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье, педагог показывает пример своим образом жизни и своим здоровьем.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – научить школьника сохраненять свое здоровье за школьный период обучения, предоставить ему необходимые знания, умения и навыки в повседневной жизни. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников, создавая условия для физического, психического, социального и духовного благополучия обучающихся. Система организации образовательного процесса в современной школе и проведение самих уроков является одним из сильных травмируемых факторов для здоровья обучающихся. Как следствие стремительно ухудшается показатель физического и психологического здоровья учащихся. Что ведет к снижению успеваемости школьников, возрастает состояние тревожности, ухудшается дисциплина.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются разнообразные физкультминутки. Они должны проводиться на начальном этапе утомления на 15-20-й минуте урока(3-4минуты).Физкультминутки на уроках улучшают общее настроение, кровоснабжение внутренних органов, положительно влияют на работоспособность мозга, активизируют сердечно- сосудистую и дыхательную системы школьника.
Виды физкультминуток:
1. упражнения для снятия общего или локального утомления;
2. упражнения для кистей рук;
3. гимнастика для глаз;
4. гимнастика для слуха;
5. упражнения, корректирующие осанку;
6. дыхательная гимнастика.
Применение на практике здоровьесберегающих технологий.
В своей работе использую такую форму работы, как минутки вхождения в урок:
1. Музыкальное вступление.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ведь улыбка несет добро, раскрывает наш внутренний мир , делает нас здоровыми, бодрыми.
Звучит песня «Улыбка» на слова М.Пляцковского. Муз.В.Шаинского.
Либо:
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка – это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря.
(выполняются танцевальные инсценировки песни)
Улыбнитесь, кто сидит рядом, всему классу, ощутите тепло улыбок ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
|