Задумываясь над тем, какие образовательные подходы и технологии будут в полной мере отвечать вызовам ХХI века я, как молодой педагог, находящийся в поиске, пыталась найти ответы на вопросы:
- что нужно изменить в моей работе так, чтобы образование было востребованным и современным?
- как сделать преподавание предмета интересным и релевантным цифровой реальности?
- как развивать компетентности каждого ученика?
Персонализированная модель образования - одна из современных технологий, которая позволит мне выстроить траекторию личностно- ориентированного обучения и сформировать новую культуру учения, где каждый влияет на каждого. Персонализация – это осознанное образование, в основе которого лежит умение учиться самостоятельно. Учащийся становится активным участником учебной деятельности, сам принимает решение, сам планирует, отвечает за результат, получает оперативную обратную связь от учителя. Знание становится более осмысленным, ученик понимает, какие практические навыки позволят ему достичь поставленной цели.
Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого учащегося, о чем повествует один из принципов оценивания – личностная направленность. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки, что отражено в следующем принципе оценивания - приоритет самооценки.
Для оценивания предметных результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Особое внимание уделяю самооценке.
Приведу приемы оценивания, которые я применяю на уроках русского языка в среднем звене.
Формы работы с последующей само- и взаимопроверкой:
1. Тест, Блиц-тест (да/нет, +/-), Шифр (набор букв)
2. Лингвистический тренажёр (пятиминутка, круг)
Лингвистический тренажёр выделяет главное, основное в изучаемом правиле, облегчает понимание орфографической закономерности, что очень важно с точки зрения формирования навыков.
Помогает запомнить правописание орфограмм, слов- исключений. Позволяет максимально обыграть каждую орфограмму, охватить гораздо больший круг слов.
3. Работа на образовательной онлайн-платформе «Учи.Ру.».
4. Лингвистический пазл.
5. Кроссворд, викторина (по словарным словам, терминам) – дополнительно к основным видам контроля, не дают возможности проверить глубину понимания изучаемого материала.
6. Ведение дневника достижений.
7. Лист самооценки. Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в соответствии со своими возможностями.
Оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.
В современной школе существует множество приёмов, которые имеют свои особенности оценки учащихся. Хотелось бы, чтоб эта оценка была объективной и справедливой, реально отражала знания и умения учащихся.
|