Сегодня: 10.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


"Использование специального игрового пространства в процессе формирования социальных умений детей дошкольного возраста с интеллектуальными н

СКАЧАТЬ (29.3 Kb) 24.05.2022, 21:40
Шулахаева Екатерина Юрьевна
воспитатель, МОУ ДЕТСКИЙ САД № 66 "Лебедушка"
Шулахаева Екатерина Юрьевна
Студентка
ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград

«Использование специального игрового пространства в процессе формирования социальных умений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

 
Развитие социальных умений играет особую роль в развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Для маленького ребенка его общение с другими людьми — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития [21;117].

Особую актуальность проблема формирования социальных навыков приобретает в развитии проблемного ребенка. По мнению Л.С. Выготского, интеллектуальное, личностное недоразвитие ребенка является препятствием для его общения в коллективе сверстников, для развития правильных взаимоотношений с окружающими. Это создает неблагоприятные условия для развития ребенка, «усиливает, питает его дефект» [5;73].

Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации. Такому ребенку сложно установить контакты с людьми как в сфере делового, так и личностного общения, они не уверены в себе, ощущают беспокойство, неудовлетворенность собой и окружающим миром. Такое состояние может стать причиной различных конфликтов и существенно осложнить деятельность человека, его отношения с окружающими людьми.

Актуальность проблемы вхождения детей с интеллектуальными нарушениями в современное общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками. Ребенок с интеллектуальными нарушениями, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков общения выходит на первый план при воспитании таких детей.

Результаты всех исследований в области олигофренопедагогики говорят о том, что без специально организованного игрового пространства у детей с различной степенью интеллектуальных нарушений невозможно сформировать адекватные навыки общения.

Проблема исследования заключается в недостаточности теоретико-методологических и методических основ развития социальных умений детьми с интеллектуальными нарушениями на научно обоснованных психологических началах.

Тема исследования: «Развитие социальных умений дошкольников с интеллектуальными нарушениями в специальном игровом пространстве».

Объект исследования — социальные умения детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Предмет исследования — процесс развития социальных умений у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в специальном игровом пространстве.

Цель исследования: разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной системы развития социальных умений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями в специальном игровом пространстве.

Гипотеза исследования состоит в утверждении: процесс развития социальных умений у детей с интеллектуальными нарушениями будет эффективным, если педагогом—дефектологом будет:
- осуществляться мониторинг развития социальных умений;
-будет подобран комплекс специальных упражнений;
- организовано специальное игровое пространство.

Задачи исследования:
1. Описать социальные умения детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, их сущность и характеристики.
2. Определить возможности специального игрового пространства в развитии социальных умений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
3. Выявить уровень развития социальных умений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
4. Реализовать коррекционную работу по развитию социальных умений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в специальном игровом пространстве.

Решению первой и второй задачи нами была посвящена первая глава нашего эксперимента. Рассмотрели социальные умения детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, их сущность и характеристики.  Анализ приведенных точек зрения относительно понятия «социальные умения» позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на различные определения, все ученые едины во мнении: социальные умения представляют собой умение эффективно управлять отношениями с другими людьми. Цель использования социальных умений – достижение взаимопонимания и согласия с другим человеком либо группой людей.

Для того, чтобы у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями сформировались социальные умения необходимо развивать у них:
1.умение ориентироваться и включаться в социальные отношения,
2.концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих,
3.умение соблюдать очередность в разговоре и умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Все эти навыки должны формироваться как в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях.       

Решая вторую задачу исследования, основываясь на данных психолого-педагогической литературы, установили, что   возможности специального игрового пространства в развитии социальных умений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями очень велики. Успешное развитие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями в значительной степени зависит от правильной организации коррекционно-развивающего обучения игре. Очень важно в этой связи, чтобы педагогический коллектив дошкольного учреждения осознал, что игровая деятельность и специальное игровое пространство является важнейшим звеном всего коррекционно-воспитательного процесса.

Возможности специального игрового пространства в развитии соц. умений состоят в том, что:
1) ребенок приобретает опыт общения благодаря выполнению разных ролей в сюжетно-ролевых играх;
2) дошкольник осваивает опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в спортивных играх;
3) дошкольник приобретает коммуникативные умения (слушать и слышать друг друга) в процессе занятий настольными играми.

Решая третью задачу исследования, мы организовали экспериментальную работу. Результаты теоретического исследования показали необходимость изучения развития социальных умений у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в специальном игровом пространстве.

Исследование проводилось на территории Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 Ворошиловского района Волгограда». В исследовании приняли участие 10 воспитанников дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Для определения уровня развития социально-трудовых навыков у детей дошкольного возраста различными отклонениями в психическом развитии проводилось с помощью следующих методов:
1. Методика №1 «Определение ведущей формы общения» М.И. Лисиной;
2. Методика №2 «Умение соблюдать очерёдность» М.М. Семаго;
3. Методика №3 «Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни» Л.М. Шипицыной.

Мы обследовали выбранную группу детей в соответствии с этими методиками и выявили, что 6 детей имеют низкий уровень развития социальных умений, что составляет 60% от общего числа испытуемых. Средний уровень составляют 4 ребёнка, что составляет 40% . Высокого уровня развития социальных умений не выявлено.

Практически все дети не умеют требовать, здороваться и прощаться, давать (делиться с окружающими). Все дошкольники с интеллектуальными нарушениями не умеют просить о помощи, а так же завязывать и поддерживать разговор. Дети не владеют элементарными навыками общения и соответственно не умеют применять их в повседневной жизни.

В различные режимные моменты в течение дня дети не слушают речь окружающих, перебивают друг друга, не договаривают до логического конца свои мысли и предложения, часто отвлекаются даже на специально организованном занятии. В свободной игре действуют хаотично, не прислушиваются к направляющей речи педагога. Все дети данной группы не умеют соблюдать очередность в разговоре.

На основе анализа данных всех трёх методик нами видна необходимость организации специальных занятий по развитию навыков общения у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Решая четвертую задачу исследования, на формирующем этапе эксперимента возникла необходимость организации программы занятий, состоящей из 10 занятий, направленных на формирование развития социальных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в специальном игровом пространстве.

Нами была изучена программа обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в дошкольном учреждении Екжановой Е.А. и Стребелевой Е.А., а также программа Шипицыной Л.М. по развитию навыков общения у детей с тяжелыми и умеренными нарушениями интеллекта, направленная:
на развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
на развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
на развитие умения соблюдать очередность в разговоре;
на развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.

Нами были подобраны комплекс упражнений, направленный на развитие навыков общения. Эти упражнения помогут овладеть дошкольникам способностью ориентироваться в социальных отношениях и включаться в них; умениями соблюдать очередность в разговоре и применять навыки общения в повседневной жизни.

Основной формой работы являются занятия, проводимые в игровой форме, на которых ведущая роль принадлежит педагогу, но работа по развитию навыков общения продолжается и в режимных моментах, и дома родителями по рекомендациям, предложенным педагогами.

Постоянным фрагментом образовательного процесса является следующее: ежедневно при утренней встрече нами обращалось внимание на приветствие друг друга и взрослых, при выполнении режимных моментов за 20-30 минут до завтрака привлекались воспитанники к играм индивидуального характера, способствующим развитию навыков общения. После окончания фронтальных занятий, а также на прогулке организовывались разнообразные наблюдения, труд в природе, однако, главное место было отведено играм.

Во вторую половину дня в соответствии с расписанием воспитатель проводил с детьми занятия по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм. В этот период так же очень важно уделять внимание развитию навыков общения. Учить детей слушать внимательно правила игры, взаимодействовать, не перебивать друг друга, соблюдать очерёдность в разговоре.

Игры и игровые образовательные ситуации включались в непосредственно-образовательную и свободную деятельности. Большое значение в своей работе придавали использованию развивающих, сюжетно – ролевых игр в свободной деятельности детей. Использование развивающих игр подразумевает смену способа организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, но совместная(партнёрская)деятельность взрослого и ребёнка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольномдетстве. Проводимые игры, ситуации игрового взаимодействия, создание специальной игровой предметно – развивающей среды, способствовали построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения. Игра помогала развивать навыки сотрудничества со сверстниками. Во время НОД развивались такие формы общения как, внеситуативно – познавательное и внеситуативно – личностное. Игровые ситуации способствовали формированию коммуникативной культуры общения.

Для того, чтобы выяснить была ли проведённая программа занятий эффективна и выявить динамику уровня развитости социальных навыков в процессе формирующего этапа нами был проведён контрольный этап. На контрольном эксперименте мы использовали тот же набор методик, что и при организации констатирующего. Прежним остался и состав детей.

После того, как дети прошли обучение с использованием предложенного нами комплекса упражнений с использованием специального игрового пространства, была заметна положительная динамика у всех участников эксперимента. Изменился характер активности по отношению к объекту внимания у 100% детей; уровень комфортности при чтении книг и беседе повысился, практически все дети не проявляли интереса к данным видам занятий: не смотрели, либо бросали беглый взгляд. На этапе контрольного эксперимента дети приближались и даже допускали речевые высказывания, что свидетельствует о повышении интереса к этим видам деятельности. Все речевые высказывания составляли ситуативные высказывания (100%). Дети не обсуждали познавательные вопросы, не делились мнением о своих друзьях, сверстниках по группе. После формирующего эксперимента так же высказывания остались ситуативными, но при этом появились элементы высказываний о принадлежности (80%), а так же вопросы (60%). Увеличилась продолжительность деятельности в ситуации игры (60%), чтения книг (60%).

Таким образом, всем, обследованным нами детям с проблемами в интеллектуальном развитии в возрасте 5-7 лет свойственна ситуативно-деловая форма общения, но после проведения занятий появилась положительная тенденция к развитию внеситуативно-познавательного общения.

В различных ситуациях наблюдения в режимных моментах дети стали прислушиваться к тому, что говорит собеседник, меньше перебивают друг друга, чаще соблюдают очередность в разговоре. Для того чтобы этот навык закрепился необходимо продолжать занятия в данном направлении.

Это говорит о том, что предложенный комплекс упражнений в специальном игровом пространстве положительно сказался на развитии социальных умений у детей с интеллектуальными нарушениями. Дети в режимных моментах стали прислушиваться к тому, что говорит собеседник, меньше перебивают друг друга, чаще соблюдают очередность в разговоре.

количество детей, умеющих применять навыки общения в повседневной жизни, увеличилось. Повысился уровень социального развития детей. Дети стали более внимательно слушать инструкции педагога, принимать обучающую помощь. Наиболее простые задания могут выполнять самостоятельно. Многие дети научились соблюдать очередность в разговоре, прислушиваться к собеседнику; научились применять навыки общения в повседневной жизни (здороваются и прощаются, просят, умеют давать и отказывать). Большие трудности у детей вызывает обучение умению завязывать и поддерживать разговор. Это связано с низким уровнем развития речи детей с интеллектуальными нарушениями. Словарный запас скудный, пополняется с трудом, очень медленно происходит перевод слов из пассивного словаря в активный. Необходимо и дальше работать со всеми дошкольниками по развитию и коррекции речевых расстройств.
Все данные контрольного эксперимента показали нам, что повысился уровень социальных умений детей, так как по всем направлениям исследования наблюдается положительная динамика:
у всех детей повысился уровень комфортности при чтении книг и общении со взрослым;
возросло количество речевых высказываний при выполнении определенного вида деятельности и они стали более связными;
появилась положительная тенденция к развитию внеситуативно-личностного общения.
Обобщая все вышесказанное, мы пришли к выводу о том, что приведённый нами комплекс упражнений по развитию навыков общения у дошкольников с интеллектуальными нарушениями эффективен, помогает развивать такие качества у детей, как:
умение ориентироваться в социальных отношениях и включаться в них;
концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих; соблюдать очерёдность в разговоре;
применять навыки общения в повседневной жизни.

При подведении итогов проведённого нами эксперимента, мы можем утверждать, что работа по развитию навыков общения у детей с легкой умственной отсталостью более эффективна, если в неё будет включён специально разработанный комплекс упражнений.

Коррекционная работа и анализ результатов свидетельствуют о том, что организованная работа (с помощью предложенного нами комплекса упражнений) по развитию у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями навыков общения, позволит им, по нашему мнению, овладеть навыками общения и повлияет на успешность дальнейшего обучения не только в дошкольном учреждении, но и в школе, а так, же на успешную социализацию в жизни.

Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.

ЛИТЕРАТУРА
1.Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации /Дефектология. 2017. №4
2.Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития». 2018 .- 132 с.
3.Бодалев А.А. Личность и общение. М.2017.- 47 с.
4.Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: «Просвещение» 2017.
5.Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционного развития, обучения детей с нарушением интеллекта. /Дефектология. №6 2018. - 25-29 с.
6.Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. Под ред. Лисиной М.И. М.: 2019. - 17 с.
7.Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста. Вопросы психологии №3. 2019. – 117 с.
8.Лисина М.И. Потребность в общении М.: 2017.
9.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: «Педагогика», 2019. - 31-51с.
10.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд центр «Академия», 2018 . – 160 с.
11.Смирнова А.Е. статья. Проблемы общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной., Вопросы психологии: Афтореф.дис..канд.пед.наук.М.,2017.-С123-Текст непосредственный.
12.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико - консультативная деятельность психолога образования. – М.: 2017. – 90с.
13.Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Дефектология. – 2018. - №1 –66-75 с.
14.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М. 2019.
15.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2018. - 336 с.
16.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. СПб.: Институт соц. педагогики и психологии, 2017. - 32 с.
17.Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 64 с.
18.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей. – СПб.: Изд. «Союз», 2017. – 77 с.


Категория: Блоги | Добавил: ЕкатеринаШулахаева
Просмотров: 95 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 10.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог