Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование технологий песочной терапии для отреагирования собственных эмоций детьми 4-5 лет

СКАЧАТЬ (21.9 Kb) 21.03.2021, 15:13
Репкина Светлана Геннадьевна
преподаватель, ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический колледж»
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Владимирский педагогический колледж»

Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования влияния песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. А так же представлен опыт работы по использованию технологии «sandplay» для отреагирования собственных эмоций детьми 4-5 лет.
Ключевые слова: «эмоции», «эмоциональное развитие», «технология «sandplay» .

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей. В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития, многие из них обусловлены неблагополучием эмоциональных откликов дошкольников на окружающее, нарушениями качества эмоционального реагирования. Поэтому очень важно поддерживать и расширять у детей опыт адекватного эмоционального реагирования, яркость и выразительность эмоциональных реакций.

Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович утверждали, что успешное благополучное функционирование эмоциональной сферы в целом зависят от качества сенсорного опыта детей, от уровня развития сферы восприятия. Эмоциональная и сенсорная сферы имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние [4]. Разномодальные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций, служат своего рода ключом, запускающим механизм эмоционального реагирования. Их разнообразие, обилие нюансов может вызывать целую гамму эмоциональных реакций [6].

Эти положения позволяют сделать важный педагогический вывод: воздействуя на сенсорную сферу личности, обогащая сенсорный опыт детей, можно одновременно непроизвольно влиять на аффективную сферу, вызывая эмоциональные реакции, которые при педагогическом управлении, из диффузных, трудноразличимых постепенно будут становиться яркими, выразительными, индивидуализированными. Одной из наиболее подходящей технологий для этого является «sandplay». «Песочная терапия (Sandplay), является практическим методом, который помогает выстроить своеобразный мост между бессознательным и сознательным, между эмоциональным и рациональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным» [5]. Возникает вопрос: могут ли специально организованные занятия с детьми в технологии «sandplay» быть эффективными для отреагирования собственных эмоций дошкольниками?

В процессе проведения экспериментального исследования на базе одного из ДОО города Владимира, были выявлены особенности проявления и развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5 лет. В качестве основных методов исследования были взяты тестовые методики «Метаморфозы» Н. Я. Семаго, «Дом, дерево, человек» Дж. Бука, а так же наблюдение за проявлениями эмоций в течение дня и беседа с воспитателями и родителями детей. Психологический анализ рисунков дошкольников показал, что у большинства детей наблюдаются негативные тенденции: закрытость по отношению к внешнему миру (55%), тревожность, эмоциональное напряжение (60%), наличие страхов (45%), агрессии (45%), импульсивность в поведении (80%).

Поведенческие реакции детей позволили прийти к выводам, что воспитанники проявляют нестабильность собственных чувств и эмоций, которые стремятся компенсировать либо через защитное и агрессивное поведение, либо дополнительное внимание к себе (демонстративность), испытывают потребность в эмоциональной поддержке.

Для занятий с песком были созданы условия: подобрана песочница голубого цвета, олицетворяющая небо, чистоту и прелесть окружающего мира, песок и атрибуты к нему, фигурки разных людей и животных, музыкальное сопровождение, кукольные сказочные герои.

На формирующем этапе эксперимента были составлены и апробированы специальные занятия в технологии «песочная терапия», которые длились в среднем 20- 25 минут, 1 раз в неделю и имели традиционную структуру[2], [3]:

- Вводная часть, благодаря которой осуществлялся ритуал входа в мир песка, возможные сказочные превращения, занимательные игры, творческий поиск. Происходило знакомство детей с игровым пространством песочницы, введение детей в игровую среду.

- Основная часть, которая включала разнообразные игры с песком и маленькими фигурками, олицетворяющими живых существ. Самая первая фигурка, которую выбирал ребенок, подсознательно обозначала его самого. В этой части занятия проводился сам процесс «волшебства», происходило как таковое переживание и отреагирование эмоций дошкольниками на примере разбора разнообразных ситуаций, проективного переживания за героев, которые участвуют в ролевой игре с песком, перенос этих эмоций и чувств на себя.

- Заключительная часть – ритуал выхода из мира песка.
Занятия были разработаны таким образом, чтобы постепенно знакомить дошкольников с возможностями пространства песочницы и, в игровой форме, учить детей решать разные эмоциональные задачи:
- осознавать свои чувства, учиться способам их адекватного проявления;
- преодолевать сложные, негативные эмоциональные состояния (страх, тревога, гнев);
- учиться понимать и уважать чувства других людей;
- соблюдать установленные правила поведения в игровой среде.

Так как особенность песочного материала в том, что сам по себе он способствует снятию эмоционального напряжения и тревожности, расслаблению, работа с эмоциональностью в таких условиях, несомненно, становится более плодотворной.

Контроль за поведением дошкольников показал продуктивные изменения: дети стали внимательней относиться к сверстникам, ярче показывать свои эмоции по отношению к чувствам других людей, не бояться показывать радость при проявлении удовольствия, практически исчезли агрессивные выпады по отношению к взрослым и сверстникам.

Подводя итог, хотелось бы отметить успешность использования песочной терапии для отреагирования собственных эмоций детьми дошкольного возраста. Данная форма работы с дошкольниками может быть рекомендована воспитателю детского сада для использования в работе.

Литература
1 Большебратская, Э.Э. Песочная терапия. [Текст] / Э.Э. Большебратская - Петропавловск, 2010. - 74 с.
2 Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии. [Текст] / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко - СПб.: Речь, 2015.- 208 с..
3 Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии. [Текст] / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко - СПб.: Речь, 2011.- 208 с.
4 Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. [Текст] / В.М. Минаева - М: АРКТИ, 2014.- 48 с.
5 Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. [Текст] / Н.А Сакович - М. СПб.: Речь, 2006.- 176 с.
6 Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. [Текст] / П.Экман - Питер, 2018. - 334 с.


Категория: Блоги | Добавил: Светлана_33
Просмотров: 313 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог