Ключевые слова: смешанное обучение, ротация станций, дистанционное обучение, традиционное обучение, разработка урока
Аннотация: в статье рассматривается практическое применение смешанного обучения, а именно «Ротация станций» на уроках английского языка для учащихся 5 классов. Раскрываются плюсы и минусы данной технологии.
Как известно, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает активную учебно- познавательную деятельность самих обучающихся. Не секрет, что традиционная классно-урочная система образования не реализует в полном объеме ФГОС, так как роль учителя заключается в транслирование знаний и, соответственно, только он будет являться единственным действующим и активным лицом учебного процесса. Для обеспечения системно-деятельностного подхода и вовлечения обучающихся в процесс обучения, требуются новые подходы, технологии, включения таких методов и приемов, которые будут провоцировать самих обучающихся учиться, познавать и открывать для себя мир знаний.
Данное несоответствие - классический урок и реализация системно-деятельностного подхода - привело к тому, что педагог вынужден искать выход из данной ситуации. На наш взгляд, смешанное обучение может являться подходящей альтернативой традиционной системе обучения и минимизировать недостатки классно-урочной системы.
Конец XX в. способствовал массовому распространению персональных компьютеров, появлению сети Интернет, развитию цифровых технологий в образовании в результате чего стали возникать новые модели обучения, а именно, смешанное обучение. Впервые заговорили о данной технологии за рубежом в 90 г. XX в. Одни из авторов, Гаррисон и Канук (2004г.) утверждают, что смешанное обучение — это интеграция личного опыта обучения в классе и опыта онлайн-обучения. Следовательно, ключевыми компонентами смешанного обучения являются очное и онлайн-обучение.
Смешанное обучение (СО) – это образовательная концепция, сочетающая традиционное обучение с дистанционным и онлайн методом. Данная модель не включает в себя обучение учащегося один на один с компьютером и не является дистанционным образованием. При смешанном обучении (Blended Learning) в процесс обучения активно включается сам обучающийся (при работе на компьютерах или в группе с учениками), при этом из традиционного обучения остается взаимодействие учителя и учащегося (при фронтальной работе, например, беседа по теме урока).
Данная технология соединила в себе сильные стороны как традиционного обучения, так и дистанционного. Применение смешанного обучения способствует повышению эффективности на уроках, так как, во-первых, каждый обучающийся включается в образовательный процесс. Во-вторых, меняется стиль взаимодействия учителя с учащимися, учитель направляет помогает обучающимся. В-третьих, в отличие от жестких временных рамок традиционного урока, когда учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей не могут усвоить материал в полном объеме, дистанционное обучение, наоборот, нивелирует данный момент.
Перейдем от теоретического материала к практическому.
В течение года мною велась работа по изучению и применению технологии смешанного обучения на уроках английского языка в 5 классе. Проанализировав теоретический материал, я приступила к разработке уроков с применением данной технологии. Свой выбор остановила на модели «Смена рабочих мест», а именно «Ротация станций».
Данная модель предполагает деление класса на три группы по трем станциям: работа с учителем, совместная работа учащихся и онлайн обучение. По завершении работы на станции обучающиеся переходят к следующей, передвигаясь по часовой стрелке.
При организации модели «Ротации станций» следует тщательно продумать следующие моменты:
1. Деление пространства класса на три (две, четыре зоны — это зависит от цели урока): а) фронтальная работа с учащимися; б) работа в группах; в) онлайн обучение;
2. Распределение учащихся на три группы (по уровню успеваемости, самостоятельное разделение на основе мини-игр, по списку учителя);
3. Подготовка материала для каждой учебной группы;
4. Распределение учебного времени для работы в группах (оптимально – 10–12 минут);
5. Контроль за работой учащихся в группах.
Смешанное обучение способствует формированию у учащихся навыков самоконтроля и самостоятельности при выполнении задания. На первых порах учителю приходится контролировать группу учащихся, чтобы обучающиеся не отвлекались от самого задания. При онлайн обучении может возникнуть технический сбой или учащиеся могут попросить помощи при работе с сервисом;
6. Координирование проведения своего урока с учителем информатики.
Итак, рассмотрим урок с применением модели «Ротации станций». Уроки в компьютерном классе проводились только 1 раз в неделю. Тема урока: «English in use. Ordering food. Заказываем еду». («Spotlight 5», Ваулина Ю.Е. Дули Д., модуль 8). Цель урока: научить учащихся вести диалог этикетного характера (умение заказывать еду в кафе, ресторане).
Этапы применения данной модели на уроке.
1. Организационный момент. В начале урока (после совместного выведения темы и цели урока с помощью вопросов) учащиеся были разделены на группы по списку, предложенным самим учителем. Данное распределение было сделано для того, чтобы каждый обучающийся смог справиться с заданием (составить диалог в паре) при совместной работе. Оговаривалось время работы на каждой станции (10 минут), смена происходит по часовой стрелке. Кратко был дан инструктаж по работе с компьютером и деятельности на станции совместной работы. На данный этап ушло 3–4 минуты.
2. Основная часть. При совместной работе учителя и учащихся я начала с группы, которой вначале требуется объяснения материала учителя.
При фронтальной работе с группой обучающихся необходим дифференцированный подход к каждому ученику. На этом этапе при работе с учителем обучающиеся слушали диктора, повторяли за ним фразы этикетного характера, читали диалог по ролям с соблюдением норм паузации. При смене групп менялись задания: например, вставить пропущенные слова в диалоге (карточка с заданием); прослушав диалог, написать слова по теме «Еда»; прослушав диалог, ответить на вопросы: что заказали посетители кафе? Какую сумму они потратили? В зависимости от уровня группы (или при смене группы) варьировались и сами задания.
При совместной работе обучающиеся составляли диалог в паре по картинке-меню, используя фразы этикетного характера. В конце урока учащиеся демонстрировали свой диалог.
При работе на компьютерах учащиеся слушали и повторяли фразы по теме за диктором (задание составлено на сервисе Voki.com-Listening №1). Планировалось, что учащиеся прослушают диалог (задание составлено на сервисе Podomatic.com. -Listening №2) и ответят на вопросы (GoogleDocs). К сожалению, данный сервис на школьных компьютерах не открылся. Поэтому пришлось данное задание выполнить при работе с учителем и только после этого внести свои ответы в GoogleDocs.
2. Рефлексия. В конце урока учащиеся продемонстрировали свой диалог в паре. Затем обсудили, какая станция вызвала затруднения? Почему? Что получилось на уроке, что нет?
Таким образом, можно сделать выводы о том, что смешанное обучение, а именно модель «Ротация станций», имеет следующие положительные стороны:
1. Каждый обучающийся активно включается в процесс обучения;
2. Происходит дифференцированный подход к каждому ребенку;
3. При совместной работе происходит взаимообучение учащихся (у них одна общая цель, которую они должны совместно достичь);
4. При онлайн обучении «расширяются» рамки и возможности урока;
5. Учащиеся дважды в разных формах знакомятся с новым материалом (при традиционном обучении с учителем, затем на онлайн станции);
6. Повышается мотивация изучения иностранного языка;
7. Увеличивается интенсивность урока.
Однако, несмотря на сильные стороны смешанного обучения, при организации модели «Ротации станций» есть и некоторые минусы, а именно:
1. Подготовить, подобрать соответствующий материал для онлайн обучения, учитывая возраст, время и темп выполнения задания учащимися – затратно по времени для учителя;
2. Не каждый сервис можно использовать в работе на школьных компьютерах;
3. Не все обучающиеся на этапе знакомства с новой технологией проведения уроков добросовестно выполняют домашнее задание;
4. В смешанном обучении, на станции совместной деятельности, учащимся предлагается подготовить проект. Однако, за 10 минут выполнить данное условие пока не представляется возможным. Поэтому, на этапе апробации данной модели, я использую задания (например, картинка-меню для совместного диалога), которые помогают учащимся применить их практические навыки в говорении;
5. Нет достаточного технического оснащения кабинета предметника.
Тем не менее, несмотря на трудности внедрения смешанного обучения в свою практику, я отмечаю больше положительных моментов. Смешанное обучение – это эклектика традиционного и онлайн обучения. Учитель в данной ситуации является фасилитатором, а не только передатчиком знаний.
Практический материал представлен на моем учебном блоге «Британика»
Список литературы
1.Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016. 3. Андреева Н.В. Смешанное обучение для «чайников»: основные принципы и подходы [Электронный ресурс] // Мобильное Электронное Образование.
2. Андреева Н.В. Практика смешанного обучения: история одного эксперимента // Психологическая наука и образование. 2018.
3. Долгова Т.В. 1. Смешанное обучение – инновация XXI века //Информационно-публицистический образовательный журнал, 2017. No 5. С. 2–8
4. Краснова Т.И. Смешанное обучение: опыт, проблемы и перспективы // В мире научных открытий, 2014. No 11. С. 10–26.
5. Кондакова М.Л. Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 29 мая 2013.
6. Федеральный закон No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2015.
7. Bonk C. J., Graham, C. R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs– San Francisco, CA : Pfeiffer Publishing, 2006.
8. Dudeney G., Hockly N. How to... Teach English with Technology. — Harlow: Pearson Education Limited, 2007.
9. Garrison, R., & Kanuka, H. (2004). Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education. Internet and Higher Education, 7(2), 95–104.
10. Сайт «Большая перемена»
|