Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое и контрольное оценивание.
- оценивание может быть только по критериям. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Самооценка младших школьников с разной успеваемостью
У успешных учеников формируется высокая, часто завышенная самооценка, а у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
Этапы формирования самоконтроля:
1. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
2. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
3. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
В результате этой работы обучающиеся, во-первых, организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы; во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
В личной практике мы используем следующие приемы контроля:
1) Самопроверка по образцу после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на мелованной доске заранее. Ученики рассматривают решение и устно комментируют его, тетради у учеников закрыты. Далее ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая свои ошибки. Данный способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.
2) Взаимопроверка с помощью образца. В данном случае обучающиеся проверяют домашнюю работу своего соседа по образцу, который находится на доске. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.
3) Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 5-10 минут. Он представляет систему вопросов, связанных между собой.
4) Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.
Хочется сказать, что если данную работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то обучающиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах деятельности.
Подведем основные выводы по рассматриваемой теме.
Многочисленные наблюдения педагогов и психологов, которые напрямую связаны с уроками математики, говорят, что в педагогической практике у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля мало, нередко оно просто отсутствует. В то же время, как и при отличном знании теории и умении ее применять, нельзя полностью гарантировать себя от ошибок, и младшие школьники, даже зная, как нужно контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому, они нуждаются в специальном стимуле, чтобы самоконтроль имел место быть, чтобы они обращались к способам действия и к образцу действия. Необходимо учить детей самоконтролю, без него невозможна любая другая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у обучающихся имеет большое значение, особенно в изучении математики. Значение самоконтроля значительно возрастает потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений.
Студента Нижнетагильского педагогического колледжа №1. Студента 3 курса, специальности «Преподавание в начальных классах» Катаевой Виктории Андреевны.
Библиографический список
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В.С. Аванесов. – Москва : Академия, 1994. – 203 с.
2. Гуцанович С.А. Тестирование в обучении математике: диагностико - дидактические основы / С. А. Гуцанович, А. М. Радьков. – Могилёв, 1995. – 55с.
3. Майоров. А.Н. Тесты и их виды. Тесты достижений. Школьные технологии// Завуч. – 1998. - №4. - С. 176-189
4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. - Москва: Народное образование, 2000. – 44 с.
5. Алешина Г. Н. Тесты как форма контроля. //Начальная школа.- 1993. -№ 1. - С.42-45.
|