Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. На своих уроках учитель отслеживает здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха). Главный упор, который учитель делает на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала.[3]
Существует несколько групп здоровьесберегающих технологий: здоровьесберегающие образовательные технологии обучения, основанные на: возрастных особенностях познавательной деятельности детей; обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.[4]
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.: • “Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя; • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса; • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке; • Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном; •
Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся; • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей; • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки; • Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления; • Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. [5]
Большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этим важно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.[4]
Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применение таких методов и приемов обучения делает урок учителя насыщенным и занимательным, вызывает интерес у школьников к учебному предмету, способствует созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся. [5]
Проблема совершенствования преподавания предмета решается на основе деятельностного подхода, принципов целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, а также наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, воспитывающего и развивающего обучения. Реализация данных принципов позволяет научить школьников анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, систематизировать и делать самостоятельные выводы, применять полученные знания по биологии в ситуациях повседневной жизни.[4]
Для решения поставленных задач автором опыта применялись методы: - по степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский; - по источнику получения знаний: индивидуальные, групповые, фронтальные; - по приоритету средств: визуальные, вербальные, информационные; - по характеру учебной деятельности: традиционные, игровые, поисковые, проблемные.[2]
На уроках учитель создает условия для полноценного проявления и развития личностных особенностей ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику; б) самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач. Условно здоровьесберегающие предметные уроки автор опыта делит на следующие виды: I вид - Это запланированный «Урок здоровья» по предмету.
Например, «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Осанка. Плоскостопие», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие. II вид - Урок, в который включены элементы здоровьесбережения: - ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя над распространением вредных привычек; по обучению учащихся новым упражнениям для снятия стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т. д.; - это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала. III вид - Стандартный, типичный, хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т. к. это урок, на котором учитель: - полноценно выполняет учебную программу, формируя у обучающихся интерес к своему предмету; - устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения. [5]
К таким урокам применяются здоровьесберегающие технологии. На таких уроках учитель использует разнообразные проблемные и игровые задания для пробуждения творческих способностей. Так, при изучении темы «Класс птицы» учитель вместе с обучающимися строят гипотезу – предложение требующую подтверждения. В теме «Класс птицы» необходимо выяснить: «Что более страшно для птицы зимой – холод или голод?» Задача создает проблемную ситуацию для дискуссии.
Возникает несколько мнений. (См. приложение 2) В ходе дискуссии высказываются две гипотезы: 1) Птицам страшен холод. 2) Птицам страшен голод. Затем записываем и обсуждаем те научные данные, которые необходимы сторонникам той или иной гипотезы для ее обоснования: - птица – источник энергии; - освобождается энергия при окислении питательных веществ клетки под действием кислорода; - кровеносная система должна быть достаточно совершенна, чтобы обеспечить количество кислорода, необходимое для поддержания постоянной температуры тела; - дыхательная система должна обеспечивать поступление необходимого количества кислорода; - покровы тела (оперение) должны иметь строение, уменьшающие потерю тепла. Такой ход обсуждаемых проблем позволяет на уроке использовать формы работы на основе широкого спектра индивидуальных особенностей и творческих процессов обучающихся: работу с текстом учебника, зарисовку схем кровообращения, определение ведущих понятий (обмен веществ, газообмен, клеточное дыхание и др.), обмен мнениями.
Подведение итогов начинается с ответов авторов первой гипотезы (ошибочной): птицам страшен холод. В результате должен найти ошибку в доводе «Страшен холод, а не голод», что будет способствовать развитию его мышления. Не менее важным итогом проделанной работы станет воспитание уважения к чужому мнению. В процессе такого урок почти каждый ученик высказывает свою гипотезу, являясь активным участником дискуссии, а это ведет к повышению интереса к предмету. При решении проблемных задач учащиеся постепенно овладевают приемами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности. Важное внимание в процессе использования здоровьесберегающих технологий учитель уделяет выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, рисунками, схемами, текстовыми таблицами, литературными источниками и т.д.
Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленение главного, обобщения. Следовательно, развитие школьников, получение прочных и осмысленных знаний, а также умений деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда.[1] В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует. Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне.
Например, такую форму можно организовать на уроке в 7 классе по теме «Внешнее строение рыб в связи с водным образом жизни».(См.Приложение 2) Класс делится на экипажи. В каждом выбирается командир, который будет организовывать работу группы, и штурман – помощник командира. Экипажи получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени. 1группа. 1.Из каких отделов состоит тело рыбы? Подпишите рисунок. 2.Как обозначены границы между частями тела? 3.Есть ли резкие переходы между частями тела? 4.Какова форма тела рыб? 5.Какое значение имеет такая форма тела? 2группа. 1. С помощью, каких органов передвигается рыба? 2. Как называются плавники? 3. Какую функцию выполняет каждый вид плавников? 4. Какие плавники парные, какие непарные? 5. раскрасьте красным цветом парные, а синим непарные плавники. 3группа. 1. Чем покрыто тело рыбы? 2. Каково значение покровов тела? 3. Как располагается чешуя на теле рыбы? 4. Что можно узнать по чешуе? 5. Где образуется слизь? 4группа. 1. Какова окраска рыб? 2. Приведите примеры окраски рыб разных мест обитания? 3. От чего она зависит? 4. Может ли меняться окраска? 5. Покажите иллюстрации классу демонстрирующие разнообразные окраски? 5группа. 1. При помощи, каких органов чувств рыбы ориентируются в водном пространстве? 2. Какую роль выполняет каждый из органов чувств? 3. Где располагаются и каково их строение? 4. Почему рыба даже в мутной воде не натыкается на препятствия? 5. Подпиши рисунок, пользуясь, рис.170 учебника.
После подготовки ответов на вопросы, работы с иллюстрациями, рисунками проводится беседа. Штурман зачитывает вопросы, а пилоты отвечают на них. Для проверки усвоения материала командир задает контрольный вопрос другим командам. Подведение итогов (рефлексия): Каждая команда обсуждает, что узнали нового, командиры заполняют путевые листы, учитель называет оценки за урок. Преимущество этого вида работы в том, что к обсуждению привлекаются даже слабые ученики, им дается посильное задание и складывается ситуация успеха, что благотворно влияет на самооценку. Учитель в своей работе использует такую форму организации обучения, как самостоятельная работа.
Например, 11 класс. Тема “Основы генетики” Задание: «3» Запиши признаки модификационной и мутационной изменчивости. «4», «5» Сравни и сделай вывод об их отличии и сходстве. Вопросы для сравнения Модификационная изменчивость Мутационная изменчивость 1. Под влиянием каких факторов происходит? 2. Какое влияние оказывает на фенотип? 3. Какое влияние оказывает на генотип? 4.Наследуется или нет? 5. Какое значение имеет для организма? 6. Какое значение имеет для эволюции? Задания для такой работы подбираются адресно (с учетом индивидуальных наклонностей и способностей детей) или предлагается свободный выбор. Оцениваются такие задания по степени сложности или степени самостоятельности выполнения.
Таким образом, удачное сочетание разных самостоятельных работ, учет индивидуальных особенностей детей способствует лучшему усвоению учебного материала, особенно у ребят с низким уровнем мышления. Кроме того, самостоятельные работы способствуют развитию таких умений и навыков, как систематизация, обобщение, самообучение, самоанализ деятельности.[7] На уроках в системе учитель использует задания, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения. Например, самостоятельная работа с понятиями. • Она может быть организована в форме игры “Лото”, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д.
Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти. • Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ. • В 5-7-х классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально. Самостоятельная работа по развитию логического мышления. Например: 7 класс. Тема: “Грибы” Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни. масленок пенициллин головня мукор сыроежка шампиньон трутовик черная ножка серая плесень Уроки-игры, например импровизированная ролевая игра.
Так может проводиться проверка знаний. На уроке предлагается распределить роли и с помощью сценки рассказать о происхождении, строении и роли в организме лейкоцитов, лимфоцитов, фагоцитов, антител и т.д. Ребята с большим интересом включаются в игру, роли достаются как сильным, так и слабым учащимся. Сильные организуют работу, а слабые еще раз проговорив домашние задание (пусть даже маленький фрагмент), ощущают свою успешность, что стимулирует их к дальнейшему познанию. Примитивный труд формирует и примитивную личность. Необходимо постоянно освобождать память учащихся, чтобы задействовать их мышление. Не следует загромождать память тем, что есть в справочниках. Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности. Для этого учитель использует на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы.
При этом оказывается, что часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска, сопровождающего процесс «штурмования» проблемы. Примеры творческих задач: Общая биология 11 класс тема «Основы цитологии»: • Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему? • Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют? Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней».
Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло? Анатомия 9 класс тема «Строение костей». Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность? Все, что школьник узнает, учится делать в школе, должно обобщаться и систематизироваться. Кроме этого, подразумевается контроль и оценка. Очень важна самооценка своей деятельности учеником. Реальная самооценка – это стимул к самосовершенствованию.
На уроках учитель формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Особенно уместно это при работе в парах и группах. На последнем этапе урока учащиеся приобретают эти навыки, заполняя ведомость: № Фамилия, имя. Оценка в паре Оценка в группе Самооценка Итоговая оценка Учитель считает, что в урок необходимо включать виды деятельности: способствующие развитию памяти; логического и критического мышления; в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки.[9,10] Одна из проблем, остро стоящих не только в школе - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. В связи с этим в структуру урока биологии необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки учеников. (см.Приложение 1) Так, знакомя обучающихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для её развития. Например, на уроке, тема которого «Мышцы. Работа мышц», предлагается сделать упражнение для расслабления мышц шеи предполагающее повороты головы вправо и влево и наклоны головы вперед и назад. С целью снятия психо-эмоционального напряжения учащихся, профилактики гиподинамии на уроке по теме «Скелет конечностей можно выполнить следующие упражнения: 1. Pacтираниe и разминание возвышения большого пальца и ребра ладони, фаланги пальцев межфаланговых суставов, лучепястного сустава.
Массировать пальцы, нужно начиная с большого, покручивая каждый палец и сустав, как будто снимая тугую перчатку. Массаж осуществляется 2–3кончиками пальцев. 2. Упражнение на увеличение амплитуды движения большого пальца руки. Захватить в кулак одной руки большой палец другой, сделать вдох; оттягивая и крутя палец, делать вытягивающие движения большого пальца. При этом может появиться характерный хруст. 3. Отгибание пальцев рук. Упражнение делается поочередно. Пальцами одной руки производить пружинящие движения в сторону тыла руки. 4. Прогибание всех пальцев одновременно. Скрестить пальцы рук, вытянуть их перед грудью ладонями вперед, прогибая суставы пальцев. Увеличение подвижности в суставах пальцев не приносит человеку никакого вреда. Так, в китайской гимнастике “ушу” считается, что пальцы рук должны быть очень гибкими и сильными.
Например, при изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. Обязательно необходимо говорить о вреде курения. При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.
Возрастные особенности учащихся 10-11 классов подталкивают их к осмыслению личной позиции во взаимоотношениях с миром и самим собой, старшеклассники самоопределяются. Со стороны педагога важно в этот момент содействовать формированию валеологических ценностных ориентаций и компетенций. Большой интерес у учащихся вызывает вопрос о влиянии курения и употребления алкоголя на все органы (сердце, сосуды, органы дыхания, пищеварения, нервную систему). Уместно разъяснить влияние вредных привычек матери на развитие зародыша на уроке по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье». Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. В программе 9-11 классов также есть темы, на которых можно активно использовать здоровьесберегающие технологии: «Биологические катализаторы», «Метаболизм», «Онтогенез», «Генетика человека», «Селекция», «Основы экологии». Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Формированию творческой мыслительной деятельности учащихся могут способствовать проведение таких уроков как лекции и семинары.
Применение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к олимпиадам, конкурсам, различным внеклассным мероприятиям. Внеклассная работа по предмету заключается в проведении викторин, классных часов, игр, конкурсов по тематике здоровьесбережения. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Итак, из опыта своей работы учитель делает вывод, что, применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности обучающихся, чередуя их согласно требованиям здровьесберегающих технологий, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.
В заключении учитель отмечает, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии даёт ряд преимуществ: - учащиеся лучше понимают тему урока, затрачивают меньше усилий, больше успевают выполнить заданий; - меньше устают, больше запоминают; - испытывают психологический комфорт на уроке и стремятся к лучшему результату - что позволило повысить успеваемость по предмету.
Библиографический список
1. Беркинблит М.Б. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие.-М.: МИРОС, 2000.-176 с. 2. Бурнашев, С.И. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся / С.И. Бурнашев. - Биология, 2002. 3. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181 с. 4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.− М. «Аркти», 2005.− 320 с. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.− М.: «Народное образование», 1998. – 255 с. 6. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология.− Волгоград: «Перемена», 1998. – 150 с. 7. http://mioo.edu.ru/kaf-pv/about-us/our-staff/worker/157-natalia-anatol-frolova 8. http://festival.1september.ru/articles/551200/ (статья учителя химии и биологии Чумаковой Е.А.) 9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер - М: ВАКО, 2007 10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий, С-П 2002
|