Сегодня: 08.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Исследовательский проект "Инверсия готических традиций в XIX-XX веках"

СКАЧАТЬ (79.3 Kb) 21.11.2022, 18:05
Радомская Оксана Витальена
учитель английского языка, МБОУ "Школа №15"
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие готического жанра в истории литературоведения
1.1. От истоков и традиций к развитию готических рассказов…….......4-5
Глава 2. Особенности жанра готики в английском литературоведении
2.1. Основные формы добра и зла в готическом жанре………………6-8
2.2. Организация пространства в готическом романе…………….….9-10
Глава 3. Русская готика
3.1. Золотые годы готики. Век девятнадцатый……………………………11
3.2. От Погорельского до Толстого…………………………………..….12-15
Глава 4. Готика в зеркале пародии. (новелла О. Уайльда «Кентервильское привидение»)………………………………………………………………..16-20
Глава 5. От хоррора к комедии
5.1. Зарождение жанра «хоррор» в кинематографе………….………21-22
5.2. От страшного к смешному …………………………………..………23-25
Заключение………………………………………………………....……….26-27
Список используемой литературы………………………………..………....28

Введение
Изучение на уроках английского языка «Кентервильского привидения» Оскара Уальда поставило нас перед вопросом, к какому жанру относится данный текст. Сам писатель называл свой текст «материо-идеалистическим романтическим рассказом». По сведениям Википедии, это произведение считается «готическо-юмористической волшебной сказкой». По мнению других источников, его относят к жанру новеллы, отличающемуся от рассказа неожиданной развязкой. Попытавшись разобраться в жанровых особенностях «Кентервильского привидения», мы столкнулись с рядом других вопросов, которые побудили нас поставить и решить следующие исследовательские задачи:
  1. Ознакомиться с результатами исследований литературоведов в области готической литературы (истории развития, особенностей жанров готической литературы в европейской и русской литературе);
  2. Проанализировать художественные особенности оригинального и переводного текста «Кентервильского привидения»;
  3. Проиллюстрировать тенденции развития традиций готической литературы в современном искусстве.
Для решения поставленных задач мы опирались на работы специалистов, доступные широкому читателю, а также на тексты «Кентервильского привидения» на английском и русском языках для проведения лингвокультуроведческого анализа.

В ходе работы нами были изучены основные особенности готической литературы, тенденции ее развития на протяжении длительного периода истории литературы, художественное своеобразие готической новеллы О.Уальда, направления развития готических традиций в новейшее время.

Работа состоит из введения, 5 глав, заключения и списка литературы и будет представлена к защите на конкурс по проектной деятельности Гимназии №5.

В первой главе изложены сведения об истоках и традициях готической литературы. Во второй главе описаны особенности английской готической литературы, характерные признаки классического готического текста. Третья глава посвящена бытованию готических традиций в русской литературе 19 века. Четвертая глава отражает инверсию готических традиций в творчестве О.Уальда. В пятой главе прослеживается линия развития традиций готической литературы в современности. Заключение представляет основные выводы, за которыми следует список литературы.

Глава 1. Развитие готического жанра в истории литературоведения
​​​​​​​​​​​​​​1.1 От истоков и традиций к развитию готических рассказов
Рассмотрим происхождения термина «готика». Сам термин можно расценивать как очень ёмкий и противоречивый.

Слово «готика» имеет корень «гот», обозначающий представителя одного из крупнейших германских племён, вторгшихся в Европу в IV в.н.э. и основавших свои королевства на землях, отторгнутых у Римской Империи.

У лингвистов и искусствоведов  «готический» стиль означает одно из направлений живописи и архитектуры средневековой Западной Европы. В готическом стиле были построены многие католические соборы, расписаны алтари и стены знаменитых церквей. Таким образом, готика в своей классической интерпретации – лишь один из господствовавших в раннем средневековье стилей искусства.

Позднелатинское выражение «готика» стало синонимом понятию «варварство» в отрицательном смысле этого слова. Под «готикой» подразумевался конец эпохи господства цивилизации и наступление Тёмного Средневековья, включавшего в себя целые столетия упадка культуры и моральных норм.

Во времена Возрождения интерес к античному миру и его истории возрос. Эстетика эпохи Ренессанса во главу угла ставила красоту, порядок и логику, без особых оснований приписывая эти добродетели античности.

Искусство Ренессанса было богато изображениями преисподней, дьяволами, многие замки украшали изображения химер и хищно скалящихся скелетов. Позже все эти элементы станут неотъемлемой частью готической традиции, а гротеск займёт одно из ведущих мест среди понятий, характеризующих готику.

К концу восемнадцатого века появилось ещё одно явление, которое повлияло на формирование того, что сейчас принято понимать под готикой. Это явление называется CAMP (дословный перевод – лагерь). Camp – очень важное понятие для любого, кто хочет понять суть современной готики. Основа Camp – любовь к нереальному, культ искусственного.

Началом становления  готики как культурного явления новой эпохи начинается в сфере литературы в связи с рождением принципиально нового жанра – готического романа.

Англия - страна, которая дальше других продвинулась по пути становления буржуазной действительности, и это способствовало раннему появлению просветительских  устремлений, обусловило серьезное влияние английской раннепросветительской мысли на европейскую. Отличительной чертой английской культуры XVIII века было то, что англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, хотя в какой-то степени отвечала его идеалам веротерпимости. Из-за характерной для Англии этой эпохи «постоянному перемещению классов», значительная часть англичан воспринимала и разделяла идеи и цели Просвещения.

Первым в истории английского литературоведения подобным произведением считают «Замок Отранто» Гораса Уолпола.

Сюжет развивается вокруг политической интриги, происходящую в эпоху Средневековья в выдуманном итальянском королевстве Отранто, чей трон хочет занять злодей Манфред. Осуществлению его намерений препятствуют сверхъестественные явления, самым красочным из которых стал падающий с неба дождь из огромных рыцарских шлемов и латных перчаток.

Несмотря на то, что многие места «Замка Отранто» покажутся современному читателю довольно смешными, роман хорошо вписался в литературную строку того времени.

Одним из самых знаменитых среди жанра готических романов стал «Монах» Мэттью Грегори Льюиса, опубликованный в 1796 году. Его сюжет описывает испанского аббата XVII века, известного своей добродетелью и правильностью. Главный герой Амброзио не смог устоять перед прелестями молодой красавицы Матильды, оказавшейся дьяволом в человеческом обличии. С этого момента жизнь Амброзио становится порочной, наполненной преступлениями и чёрной магией.

С наступлением эпохи романтизма Европу охватывает мода на готику. С конца XVIII века готические мотивы появляются в архитектуре. В ресторанах и отелях больших городов были готические столовые и готические гостиные, и люди хотели, что бы всё здание было готическим – с подземельями, зубчатыми стенами и подъёмными мостами».

Одним из самых одарённых авторов готических историй стал американский поэт Эдгар Аллан По (1809 – 1849). Такие рассказы Эдгара По, как «Лигейя» и «Падение дома Ашеров», заслуженно отнесены к  шедеврам мировой литературы.

Во второй половине девятнадцатого века литературная готика приобретает еще большую популярность.

Глава 2. Особенности жанра готики в английском литературоведении
2.1 Основные формы добра и зла в готическом жанре
Готический рассказ или роман можно  назвать «черный роман», наполненный таинственными приключениями и мистикой.

Черты готического романа:
1. Сюжет строится вокруг тайны. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные тайны, тоже раскрываемые в финале.
2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.
3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами – соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.
4. В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.
5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета. 

Свое определение жанр получил в связи с особым интересом его авторов к готике Средневековья, то есть к представлению о мире как арене извечного борения Добра и Зла, небесного и инфернального, Бога и дьявола. Жизнь в готическом романе предстает таинственной, полной роковых загадок. В судьбы людей вмешиваются неведомые, зачастую сверхъестественные силы.

Достоверной, разумно постижимой, ориентированной на реальность картине бытия, запечатленной в произведениях Дефо, Филдинга и Ричардсона, готический роман противопоставляет картину мира, сознательно освобожденную от житейского правдоподобия.

Элементы просветительской прозы сочетались в готическом романе с принципами, предвосхитившими романтизм. Так, следует подчеркнуть, от эпохи Просвещения его авторы унаследовали жесткую логику в развитии сюжета, когда следствия вытекают из причин, апелляции к разуму и здравому смыслу и дидактическую тенденцию, в согласии с которой если добродетель и не всегда торжествует, то порок непременно бывает наказан. В то же время, подчеркивая непознаваемость рока и загадочность самой природы человека, готические романисты обращались к фантастике, сверхъестественному, к мистификации обыденного.

В готическом романе основой сюжета становится тайна, как-то: чьего-то исчезновение, неизвестное происхождение, нераскрытое преступление, лишение наследства. Завязка конфликта, как правило, происходит в прошлом. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем.

Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные тайны, тоже раскрываемые в финале. Большинство ранних готических романов имело одну фабулу. Злой тиран совершил ужасное преступление и избежал правосудия, но его грехи делали его существование порочным и пустым. Молодой и юный главный герой прибывает в царство злодея. Ненавидя их чистоту и боясь, что они раскроют его вину, негодяй преследует молодых и невинных. По закону жанра, по повороту судьбы и духов молодой герой узнает о преступлении и о своем отобранном наследстве.

Собственные грязные дела злодея и божественная сила правосудия, а вовсе не жалкие старания героя, приводят к концу злодея. В конце все преступления будут отомщены, зло поглотит само себя, и истинная любовь победит (Уолпол «Замок Отранто», А. Радклифф «Удольфские тайны»).

Хотелось бы подчеркнуть, что готическому роману свойственен и особый хронотоп. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена. В этом замке отложились следы веков и поколений в различных частях его строения, фамильных картинных галереях, семейных архивах, в специфических человеческих отношениях династического преемства, передачи наследственных прав.

Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы. Повествование готического романа окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини. Различные легенды и предания окружают замок и его окрестности. Все это, по мнению М. Бахтина, создает «специфическую сюжетность» замка, развернутую в готических романах.

Существуют магистральные темы готической литературы. Прежде всего, это Смерть. Часто в готических романах развивается тема искушения, невозможности главного героя противостоять инфернальным силам. Готику интересует все таинственное, потустороннее, мистическое, неподчиненное разуму, отсюда плавно вытекают «сверхъестественный оккультизм в виде призраков, зомби, черной магии и истории о вампирах».

2.2 Организация пространства в готическом романе
Одной из ведущих форм готического типа сюжетного развертывания образа человека и мира является особая пространственная организация произведения. Готический тип сюжетного развертывания определяется спецификой основных разрабатываемых в этом жанре аспектов человеческого бытия: ограничение свободы человека рамками фатума, физическое заключение, столкновение с иррациональным и дьявольским, психическое расстройство, физическое и психологическое насилие, преследование.

Наиболее общими аспектами здесь выступают заключение и преследование. Создание готического пространства осуществляется автором в форме старинного замка, монастыря, аббатства, либо просто большого аристократического дома с башнями, темницами, потайными ходами, скрипучими лестницами, ржавыми дверными петлями, спрятанными старинными рукописями, привидениями. Типичные образы готики, зачастую критикуемые, - это самый яркий признак готики.

Сюжетное развертывание готического романа начинается так: герой приближается к одиноко стоящему зданию, с которого начинается повествование. Важную роль в развертывании пространства играет дальнейшее движение героя вовнутрь готической атмосферы.

Традиционное использование полутьмы позволяет автору придать пространству неопределенность и запутанность, т.е. развернуть пространство в характерно готическое.

Герой, попадая внутрь готической архитектурной ловушки, оказывается замкнутым в его стенах. Таким образом, автор разворачивает цепь замкнутых пространств, раскрывая одну из основополагающих особенностей пространственного развертывания в готическом романе - замкнутость, развертывание пространства в глубину.

Разработка мотива замкнутости - одна из основных особенностей пространства в готическом романе, проявление которой идет по следующим направлениям:
1) замкнутость становится эпически наглядным проявлением одного из главных элементов готической поэтики: заключение героя в непреодолимые рамки обстоятельств - и шире - фатума, отсутствие какой бы то ни было свободы воли с его стороны.
2) вместе с тем, объективным обстоятельствам, порождающим несвободу героя, сопутствуют обстоятельства субъективные - замкнутость может быть рассмотрена в аспекте пространственного самозаключения, добровольного пребывания в плену.

Через сюжетное развертывание пространства в готическом романе, автор своеобразно реализует идею, одну из основных для жанра романа в целом - отчуждение человека от мира. Своеобразие здесь заключается именно в том, что через архитектуру пространства, места действия автор разрабатывает как данный посыл, так и основной философский мотив жанра - отсутствие у героя каких бы то ни было возможностей противостоять условной тюрьме (замкнутому пространству), отделяющей его от сообщества - тюрьме его судьбы, его рока.

Таким образом, сюжетно обусловленная физическая замкнутость персонажа оставляет его наедине с собой, своим внутренним миром; расширение сознания помогает реализовать это путешествие, как и рассмотренная выше традиционная погруженность места действия в полумрак либо полное отсутствие освещения. Герой, оставшись наедине с мыслями, познает такое, что не всегда возможно постигнуть даже в результате долгого и далекого путешествия в мире внешнем.

Подобное сюжетное развертывание пространства связано с еще одной специфической особенностью готической психологии - характерным стремлением к запретному знанию, таящему опасность.

Сюжетно разрабатывая готическое пространство в глубину, автор приходит к концентрации внимания на судьбе, мыслях, переживаниях персонажа, изначально выступающего в традиционной готической фабуле.

Страсти  и страхи  персонажа в неодушевленных объектах характерны для готики. И если символизация, раскрытие персонажа через окружающие его предметы характерна и для некоторых других литературных направлений, то в готическом романе подобная символизация является результатом именно двухэтапного сворачивания пространства.
События внешние выступают как параллельные внутренним, а передаточным звеном становятся фантастические явления, в равной степени принадлежащие реальности и нереальности.

Глава 3. Русская готика
3.1. Золотые годы готики. Век девятнадцатый
Т.к. в Западной Европе популярность готического романа очень выросла, то и в России появился спрос на всякого рода страшилки. Написание мистики считалось не очень серьезным занятием, но к ней прибегали все подряд, начиная с малоизвестных писателей.

Первое имя, которое нам приходит на ум, когда мы говорим о «русской готике» - Карамзин Николай Михайлович. Его повесть «Остров Борнгольм» оказала огромное влияние на авторов «русской готики» XIX века. Путешественник возвращается из Англии в Россию, чье судно проходит около мрачного датского острова. Путешественник берёт шлюпку и отправляется к берегу... «Остров Борнгольм» - это сентиментальная повесть. Буйство эмоций, ощущений, преувеличенное значение мысли, любой эмоции - повесть Карамзина принадлежит к литературному течению сентиментализма.

Однако завораживают  описания, мрачные, беспокойные, внушающие смятение. Вот она, готическая атмосфера!! Сюжет повести достаточно прост, но он здесь - далеко не главное. «Остров Борнгольм» - это торжество атмосферы, сгущающейся мрачной тайны, разгадки которой автор так и не откроет. Именно  поэтому данную повесть считают началом того стиля, который  позже получит название «русской готики». И хотя русского в ней практически нет, всё же писателю удалось освоить иностранную готическую традицию.

Менее известную повесть Карамзина «Сиерра-Морена» также относят к предтечам русской готической прозы. Несмотря на то, что по сравнению с «Островом Борнгольм» данная повесть немного проигрывает, она также оказала влияние на русскую готику. В повести говорится о мертвом женихе, что свойственно готическим традициям.

3.2. От Погорельского до Толстого
С приходом романтизма в литературу появляется тема двух миров, что отлично сочеталось с готической тематикой и способствовало появлению мистической и таинственной прозы.
Основоположником в данном направлении можно считать Антония Погорельского. Его самый известный рассказ  «Лафертовская маковница» часто называют первым произведением русской готики. Это мистическая история с колдуньей и чёрным котом. Произведение получило широкую известность и, несмотря на более ранние повести Карамзина с готическим оттенком, считается первым ростком молодой «русской готики».

Не обошлось развитие русской готики и без А.С. Пушкина. Прежде чем браться за свою знаменитую и таинственную повесть «Пиковая дама», он подарил очень странный сюжет своему собрату-писателю - «Уединённый домик на Васильевском», опубликованный начинающим литератором Владимиром Павловичем Титовым в 1828 году. В центре повести - тема «влюблённого беса». Главный герой, молодой петербургский чиновник Павел, неосторожно заводит дружбу с неким Варфоломеем - бесом, принявшим человеческий облик, как выясняется в конце произведения. Циничный и богатый Варфоломей приучает простодушного молодого человека к разгульной жизни и использует его для того, чтобы войти в доверие к его дальней родственнице Вере, в которую чёрт давно влюблён.

В 1834 году Пушкин выпустил свою самую известную «страшную» повесть. «Пиковая дама»- одно из знаковых произведений в творчестве писателя. Всем известна история Германна, мечтавшего сорвать куш в карточной игре, и то, как он пошёл на преступление, пытаясь выведать «тайну трёх карт» у старухи. В 1922 году писатель-эмигрант Иван Лукаш опубликовал рассказ «Карта Германна», который является своеобразным продолжением повести Пушкина: через несколько десятилетий после известных событий «три карты» называет картёжнику Соколовскому призрак Германна.

Конечно, «готика» в творчестве Пушкина не ограничивается только идеей «Уединённого домика...» и «Пиковой дамой». Готические элементы часто встречаются в поэзии Александра Сергеевича, будь то «Медный всадник», «Утопленник» или «Марко Якубович» - история о кровососущем мертвеце из «Песен Западных славян»...

Александр Бестужев, известный под псевдонимом Марлинский, так же оставил след в русской готике. Его «Страшное гадание» занимает одно из лидирующих мест в русской готической прозе XIX века.

Под Новый год рассказчик ехал на бал, на свидание с замужней женщиной. Но не получилось: плутали-плутали, да извозчик вывез к знакомой деревне. И вот там-то, на деревенском гадании рассказчику придётся натерпеться страху. Новелла эта хороша прежде всего атмосферой. Автор умело нагнетает напряжение, чтобы в итоге оно как волной захлестнуло читателя и - схлынуло…

Прикоснулся к мистике и Михаил Юрьевич Лермонтов. Частая гостья в жанровых антологиях, его повесть, начинающаяся со слов: «У граф. В... был музыкальный вечер...», известная также как «Штосс», осталась незаконченной и была впервые опубликована посмертно, в 1845 году. Главный герой Лугин мучается тоской. Никто и ничто его не интересует... Но вот жизнь его меняется: он начинает слышать голос, твердящий о некоем доме в Столярном переулке у Кокушкиного моста. Лугин повинуется и отыскивает нужное место. Это бывшие квартиры титулярного советника Штосса, в них и поселяется герой. Скоро выясняется, что старик Штосс и есть тот самый, кто способен развеять скуку Лугина...
Последнее незаконченное произведение Лермонтова запало в душу многим читателям. А малоизвестному литератору Александру Соколову оно понравилось настолько, что он написал «Призраков» - продолжение повести «Штосс». Этот труд был впервые опубликован сравнительно недавно - в 1993 году.

Романтизм как лидирующее  литературное течение постепенно уступал позиции. Всё меньше и меньше  писателей работали в этом стиле. «Последним романтиком» стал воспитанник «первого романтика». К слову сказать, Антоний Погорельский написал «Чёрную курицу» специально для юного Алёши Толстого, который и сам потом стал поэтом... И писателем, и одним из ликов Козьмы Пруткова. В готическую литературу он вошёл прежде всего как автор знаковых произведений - «Упырь» и «Семья вурдалака».

«Упырь» впервые опубликован в 1841 году под псевдонимом Краснорогский, и это - одно из первых появлений вампиров в русской литературе. Руневский разговорился на балу с молодым, но совершенно седым человеком по фамилии Рыбаренко. Тот хладнокровно рассказывает новому знакомому, что видит на балу упырей и объясняет, как их можно изобличить по характерному прищёлкиванию языком. Одним из присутствующих на балу упырей Рыбаренко называет бригадиршу Сугробину. На этом же балу Руневский знакомится с её внучкой - юной красавицей Дашей...

В повести много черт, присущих готическому стилю, это и родовое проклятие, и таинственный портрет, и призрак. Используется характерный для готики приём рассказа в рассказе. Толстой так и не даёт ответа, реальна ли вся история с упырями, либо она всего лишь следствие безумия Рыбаренко и горячечного бреда Руневского. Автор оставляет решение на откуп читателю.

Некоторые сцены «Семьи вурдалака» буквально заставляют кровь стыть в жилах, и автору удаётся на протяжении всего повествования сохранять густую атмосферу тайны и страха, давящую на читателя. Используя схожие сюжетные ходы, повторение одних и тех же реплик в разных условиях, он добивается удивительного эффекта.

Вот еще несколько примеров работ русских авторов в жанре русской готики, от которых кровь стынет в жилах.

Орест Сомов, «Кикимора», 1829
В доме зажиточного крестьянина Панкрата Пантелеева завелась кикимора. Никакого вреда от нее не было, наоборот - она приглядывала за внучкой Варенькой, пряла по ночам, - но хозяевам это все равно не нравилось, и они решили ее извести. Сначала они обратились к управителю, который сделал только хуже (кикимора поняла, что от нее хотят избавиться, и стала проказничать). Старушка-странница посоветовала верное средство: «подвезите дровни вплоть к сеням; расстелите на дровнях шубу шерстью вверх. Возьмите старую метлу, метите ею в избе, в светлице, в сенях, на потолке под крышей и приговаривайте до трех раз: „Честен дом, святые углы! отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, отныне и до века. Вон, окаянный!” Да трижды перебросьте горсть земли чрез плечо из сеней к дровням, да трижды сплюньте; после того свезите дровни этою ж самою упряжью в лес и оставьте там и дровни, и шубу: увидите, что с этой поры вашего врага и в помине больше не будет». Пока муж с женой всем этим занимались, кикимора окончательно рассвирепела, заманила девочку Варю на крышу и сбросила ее оттуда. Кикимору таки вывезли в лес, а странница помогла вылечить девочку.

Владимир Одоевский, «Деревянный гость, или сказка об очнувшейся кукле и господине Кивакеле», 1833
Кукла лежала на земле - по-видимому, там ее оставил предыдущий владелец. Проходивший мимо «благородный мудрец» пожалел прекрасную куклу и вдохнул в нее жизнь, ведь на самом деле она была околдованной красавицей. Маг сделал ее душу возвышенной: «овеял гармоническими звуками Бетховена… благословил красавицу поэзией Байрона, Державина и Пушкина; вдохнул ей искусство страдать и мыслить». Однако злодеи придумали новый способ погубить красавицу. Они создали урода Кивакеля с «деревянной душой» и беспрестанно кивающей головой: красавица сперва испытывала к нему отвращение, а потом вспомнила, в каком состоянии сама находилась не так давно. Она решила очеловечить деревянный чурбан, но единственные удовольствия, доступные чудовищу, - это курение табака и лошади. Чем дальше, тем больше Кивакель забирал власть над бедной девушкой и смотрел на нее как на собственность: «ревниво следил каждый невинный порыв ее сердца, каждую мысль ее, каждое чувство; всякое слово, непохожее на слова, им произносимые, он называл нарушением законов Божеских и человеческих; и иногда - в свободное от своих занятий время, между трубкою и смиренномудрие лошадью - он читал красавице увещевания, в которых восхвалял свое и осуждал то, что он называл развращением ума ее…». Девушка не вынесла мучений и умерла, а бывший хозяин выкинул ее в окно -  как ненужную вещь.

Оживление неживой материи, куклы - один из характерных романтических сюжетов, достаточно вспомнить Олимпию из «Песочного человека» Гофмана или «Франкенштейна» Мэри Шелли. Часто оно ведет к трагическим последствиям, поскольку кукла - воплощение злой воли. Однако у Одоевского ситуация перевернута: кукла на самом деле живая девушка, а деревянный чурбан ее тиранит.

Михаил Загоскин, «Концерт бесов», 1834
Молодой человек по фамилии Зорин без памяти влюблен в примадонну Неаполитанского оперного театра, с которой познакомился во время путешествия в Италию. После возвращения на родину Зорин только и твердил о ней, так что его приятели уговорили доктора прописать ему «бутылки по две шампанского в день да приемов пять или шесть в неделю балов, театров и маскарадов», чтобы он наконец-то смог развеяться. Однажды рассказчик повстречал его в маскараде и не смог узнать: «Это он, точно он!.. Когда будет лежать на столе, когда станут отпевать его… Но теперь… Нет, нет!.. Живой человек не может иметь такого лица!» Зорин поведал, что его обожаемая Лауретта покинула родную Италию ради него и готовится дать единственный концерт в один из дней на Страстной неделе, что очень удивило рассказчика. Ему также показалось странным то, что влюбленные встречались только в полночь. Спустя некоторое время рассказчик прочитал в газете, что «примадонна Неаполитанского театра, Лауретта Бальдуси, к прискорбию всех любителей музыки, умерла в последних числах февраля месяца в собственной своей вилле близ Портичи» - именно тогда, когда она объявилась в Москве. Через несколько дней повествователь узнал, что Зорин находится при смерти. Он разыскал молодого человека, и тот рассказал об удивительной репетиции концерта Лауретты, который посетили мертвые к тому времени композиторы: Моцарт, Чимароза, Гендель и Глюк. Вместо недостающих музыкальных инструментов там использовали человеческие тела, а певица, сняв маску, оказалась мертвецом…

 
Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: Oksanoch-ka83
Просмотров: 42 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог