Цели и задачи урока:
• познакомиться с основными этапами жизни великого писателя;
• закрепить умение работать с художественной и справочной литературой;
• развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;
• поразмышлять о великом чувстве любви в рассказе “Кавказ”;
• развивать филологическое мышление;
• совершенствовать навыки монологического высказывания,
• работать над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте для раскрытия внутреннего состояния героев
Ход урока
1. Слово учителя о писателе.
2. Обсуждение рассказа. Вывод.
3. Художественно-выразительные средства в рассказе.
4. Итоговый вывод.
5. Объявление оценок. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
1. Активизация учащихся. – Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке. Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. А какой – вы скажете сами после прослушивания следующих строк: (Звучит мелодия «Не отрекаются любя».)
Под звуки музыки учитель читает стихи. В душе померк бы день, и тьма настала б вновь, Когда бы на земле изгнали бы любовь. Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любовь, тот все равно, Что не жил... Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всем старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать?
1. Какой темой объединены эти строчки? (Темой любви)
2. Действительно, тема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина.
Итак, тема урока звучит так: « Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ».
Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. – Откройте тетради по литературе и запишите: «Пятнадцатое марта. Классная работа». А далее – тему урока.
3. “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – писал И.А. Бунин. Эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.
Запишите эпиграф урока в тетрадь. – Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить) – Как я вас поняла, любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье. – Используя только эти 2 слова и знак препинания тире, составьте свою формулу любви. (Любовь – счастье, счастье – любовь). Запишите её в тетради.
4. Какова же цель нашего урока? Посмотрите записи в тетради. (В рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви.
5. – Ребята, представьте себе такую картину….. (выступает ученица с докладом) Ясная Поляна…Дождливый осенний денёк. В роще гуляют двое. Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Но несмотря на возраст и тяжёлую одежду, он легко прыгает через лужи. Подходит к берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я где-то стихи: Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной…” И восклицает: “Очень хорошо, очень верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим Горький. А стихи, которые понравились Толстому, написал Иван Алексеевич Бунин. Совсем ещё молодой. Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие). Детство Вани Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одиссее” Гомера. В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, он оставляет её. Дальнейшее образование Ване даёт старший брат – Юлий Алексеевич. Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета. Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов. Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”. Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь: – первая мучительная любовь к Варваре Владимировне Пащенко, длившаяся 5 лет, но не закончившаяся браком, потому что родители невесты не хотели этого союза, –женитьба на гречанке Анне Николаевне Цакне, рождение сына. Но брак распался, а любимый сын Коленька умер от скарлатины в 5 лет. Больше детей у Бунина никогда не было. Осталась только фотография сына, с которой он не расставался до конца своих дней, – встреча с будущей женой Верой Николаевной Муромцевой, которая до конца будет для него верным и преданным другом. Иван Алексеевич Бунин категорично не принял Октябрьскую революцию и 1920 году Бунин вместе с женой он навсегда покинул Россию, но долго мучился от разлуки с родиной. 33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической. Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”. Обсуждение рассказа. Вы читали рассказ дома.
Ответьте на вопрос:
1) Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). Рассказ написан 12 ноября 1937 года. Обратите внимание на слайды – это Москва, Арбат начала 20 века.
2) Прочитаем первые два абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)
3) Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)
4) Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.
5) Перескажите сжато сюжет рассказа.
6)В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини….) Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.
7) В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)
8) Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)
9) Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа». Вспомните рассказ Бунина «Лапти». Какой звук там оказался самым главным? (Звук метели, предвещавший беду). К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».
10) Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям.
Предлагаю такие эпизоды :
• Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда» (стр.61-62)
• Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света» (стр.62-63)
• Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» (стр.63) до слов « …смотрела поздняя луна» (стр. 65)
А также задания: Найдите и выпишите слова, которые выражают: • цвет • свет • говорят о пространстве • настроении героев, их ощущениях, • какие звуки присутствуют в эпизоде? –
Итак, на общую работу вам отводится 5 минут (Звучит музыка)
Дискуссия (зачитывание ответов с примерами) – Слово 1 группе. А 2 и 3 группы внимательно слушают. Вам нужно будет ответить на вопрос: – Как в связи с изменениями внутреннего психологического состояния героев рассказа Бунина «Кавказ» меняется окружающая их обстановка? – Вот что у нас получилось( на доску вывешивается таблица) ВЫВОД: краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение от тревожного меняется до радостного, счастливого, а звуки от глухих до сильных, выразительных. Художественно-выразительные средства в рассказе. Работа по заданию. Заполнение карточек. Задание: определить вид и роль ИВС языка. – Какие ИВС языка использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Ответы по группам) – Верно, эпитеты, метафоры, сравнения, синтаксис – всё помогает автору «просто, точно», как писал К.Г. Паустовский выразить свои ощущения. ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших подробностей деталей и оттенков. После дискуссии: - Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки. - Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос) - Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф) (Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет) - Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал) - Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы). - Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза) - Что противопоставлено у Бунина? (жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…) Вывод урока. - Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль). – Спасибо за работу, ребята. Всем с большой радостью ставлю оценку «5».
Рефлексия.
Оцените свою работу и работу класса на уроке символическим сердцем: красный цвет: очень понравилось, более светлый: могло быть лучше, розовый: не понравилось. Поднимите сердечки. Спасибо. Выходя, наклейте своё сердечко на ватман-сердце: пусть у нас будет огромное счастье.
7. Домашнее задание. • Бунин и я. Что нового открыл для себя? • Музыка и Бунин. • Размышления по поводу эпиграфа. Изобразительно-выразительные средства: Эпитет – Сравнение – Олицетворение – Метафора – Синтаксические средства выразительности: Тире – Многоточие – КАРТОЧКИ 1 группа Изобразительно-выразительные средства: Эпитеты – Синтаксические средства выразительности: Тире – Многоточие – Восклицательный знак – 2 группа Изобразительно-выразительные средства: Эпитеты – Синтаксические средства выразительности: Многоточие – 3 группа Изобразительно-выразительные средства: Эпитеты – Сравнения (творительный сравнения) – Олицетворения
|