Заметно усилившийся в обществе в последние годы интерес к народной традиционной культуре, к проблемам национального самоопределения естественно отразился и в практике школьного преподавания. В школе, помимо произведений русской литературы, изучаются и произведения устного творчества: сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки, заклички и т.д.. Эти фольклорные жанры отражают самобытность национальной культуры и образа мыслей и, что особенно ценно для школы, обладают огромным воспитательным потенциалом.
Сказки создают у детей представление об абсолютном добре и зле, красоте и безобразии, их борьбе и неизбежной победе добра над злом, света над тьмой, пусть даже в чудесном мире сказки. Сказка удовлетворяет человеческую жажду справедливости «здесь и сейчас», выстраивает ясную и чистую систему ценностей.
Былины, в первую очередь, учат патриотизму, любви к своему народу и своей стране. Былинные богатыри, жизни не щадя, сражаются уже не с фантастическим, а с реальным историческим врагом, и «смерть им на роду не написана». Героический эпос создаёт «альтернативную историю», в которой «свои» всегда побеждают, а «чужие» - посрамлены. Ведь наши великие предки наблюдают за нами, помогают нам преодолеть трудности, справиться с врагом. И это не метафора, а подлинная для народного сознания реальность.
Малые жанры фольклора – пословицы, поговорки, загадки – в лаконичной и потому особенно ёмкой и выразительной форме воспроизводят народную мудрость, народное отношение к миру, природе, к семье, народные наблюдения над человеческим характером отражают народный уклад жизни.
Мировоззренческая и художественная система фольклора включает в себя не только словесные тексты, но и различные верования, обычаи и традиции. Это культурный «воздух», которым дышит с рождения каждый человек. Фольклору не учатся, его впитывают с молоком матери. Это среда, в которую мы все погружены, хотим мы этого или нет. Поэтому в последнее время возник большой интерес к тем жанрам фольклора, которые в полном виде не найти ни в одном сборнике произведений устного народного творчества. Я имею в виду обрядовую поэзию и народные праздники, к которым она приурочена.
К сожалению, именно эта часть фольклора представляет наибольшую трудность для школьного изучения, так как включает в себя не только словесные произведения, но и обрядовые действия. Весь этот обрядовый комплекс невозможно воспроизвести на одном уроке, зато он может составить сюжетную основу внеклассного мероприятия, например, праздничного рождественского вечера. Настоящая статья призвана помочь учителю совместить методику с теорией.
Обрядовая поэзия – один из древнейших видов народного творчества. Она тесным образом связана с верованиями наших далёких предков и с первобытной магией. Обрядовая поэзия – явление синкретичное, то есть специальные словесные формулы не говорятся, а поются и сопровождаются движениями. Главная функция любого обряда – магическая. Обряды делятся на календарные или сезонные, и семейно-бытовые, или обряды перемены статуса.
Самым ярким, красочным и богатым в смысловом отношении из всех календарных обрядов, без сомнения, являются зимние святки.
Начинается празднование с сочельника. В этот день в домах устраивается обильное застолье. Само слово «сочельник», как утверждает В.И. Даль, восходит к слову «сочиво» - семенной сок или молоко (Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4.-М., «Русский язык2, 1980. С.264). Святочная пища имеет ритуально-магический характер. Главным блюдом является рождественская кутья, которая готовится из зёрен пшеницы, орехов и фруктов. Все компоненты кутьи имеют символический смысл. Они означают бесконечный круговорот жизни, смену смерти и рождения, ибо зерно, брошенное в землю, должно умереть, чтобы дать жизнь новому колосу.
В этот вечер начинаются обряды колядования, которые длятся всё время праздника. Именно тот обряд может организовать сюжет вашего рождественского вечера. Раньше участвовать в колядовании могли только юноши. Теперь, когда священный смысл обряда почти утрачен и обряд превратился в игру, в праздничное гулянье, колядуют и девушки. Вечером в сочельник они ходят по дворам, исполняют специальные песни и получают от хозяев дары. Песни называются «колядки» или «щедровки», имеют устойчивую структуру. В них колядовщики прославляют хозяина и в гиперболизированной форме желают ему достатка и благополучия:
- Пришла коляда
Накануне рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому;
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог!
Наделил бы вас господь
И житьём, и бытьём,
И богатством!
И создай вам, господи,
Ещё лучше того!
После песни хозяин обязательно должен одарить гостей. По древним поверьям, в облике колядовщиков в дом приходили души умерших предков. Именно поэтому колядовщиков никогда не пускали в дом, а принимали их на «пограничной» территории – во дворе, на пороге.
Участники обряда носили на шесте звезду, украшенную лентами и блестящей бумагой, в память о Вифлеемской звезде, взошедшей на небо, когда родился Спаситель. В последний день святок куклу топили или сжигали, заклиная будущий урожай.
Самым красочным и весёлым обрядовым действием на святки было, конечно, ряженье. Маски ряженых выбирали далеко не произвольно. Главным образом рядились в Лесного Деда и Лесную Бабу – предков-прородителей или шкуры тотемных животных. Наиболее почитаемым тотемом для славян был медведь. Ряженые надевали вывернутые наизнанку меховые шубы, горбились, хромали. Часто ряженые одевались козой или водили с собой живую козу. Коза означала женскую производительную силу, плодовитость и изобилие. Как известно, младенца Зевса на Крите, в пещере горы Ида, где его спрятала мать Рея, спасая от своего мужа Кроноса, выкормила молоком коза Амалфея. Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия.
Если ряженные и колядование были весёлыми обрядами, то самыми таинственными, страшными и потому особенно притягательными были обряды гадания, в которых участвовали только молодые незамужние девушки. Гадать на святки можно было каждый вечер, но наиболее удачными для испытания судьбы были вечер сочельника (24 декабря по ст. ст.), вечер на Василия (31 декабря по ст.ст.).
Последовательность событий на святках представляет собой почти готовый сценарий праздничного вечера, где всё зависит от исполнителей, которые должны не «играть спектакль», а непосредственно участвовать в обрядах, импровизируя по ходу действия, как бы они это сделали в жизни.
Погружение в атмосферу народного праздника не только создаёт хорошее настроение, но и рождает чувство причастности своему народу, своей культуре, позволяет лучше понять народный взгляд на мир. Очень хочется, чтобы эту «мысль народную», говоря словами Л.Н. Толстого, никогда не забывали.
|