Предварительная работа:
Для проведения классного часа была проделана большая предварительная работа. Дети разные по уровню подготовленности и я их разделила на несколько групп.
1 группа: Биографы (Они собирали материал о биографии выдающихся людей)
2 группа: Операторы(Они собирали фотографии выдающихся людей )
3 группа:Репортеры(Эти дети собирали информацию о селе Тобурданово)
4 группа: Иллюстраторы(Собирали фотографии репродукции иллюстраций)
Ученики в ходе подготовки изучали биографию, знакомились с научными трудами, сборниками их публикаций, картинками. Анализировали информацию, извлекали главное.
Была проведена большая словарная работа.
Словарная работа:
Просветитель, доктор наук, кандидат наук, живописец.
Ход образовательной деятельности
Учитель: Здравствуйте ребята, мы сегодня поговорим о выдающихся людях нашей республики. Кто такие выдающиеся люди?
Ответ детей
Учитель: Это талантливые, известные люди, которые своими славными делами прославили родину.
Выдающихся людей очень много в Чувашии. Сегодня я хотела бы вас познакомить с выходцами из села Тобурданово Канашского района.
"Здесь моя Родина, здесь мой дом,
И я люблю Чувашию всё сильнее с каждым днём."
Я не могу не согласиться с высказыванием поэта о родимой чувашской земле. «Тобурданово – старинное и большое чувашское село. Даже до Великой Октябрьской Социалистической революции здесь насчитывалось более 400 крестьянских дворов. Около половины населения села были середняками, а более половины – бедняки и батраки. Кроме них в селе имелось около 30 хозяйств местных богачей, которые пользовались всеми местными природными богатствами. Земля, которую обрабатывали крестьяне, была скудной, давала низкий урожай. Свой хлеб они ели до рождества. Крестьяне облагались тяжелыми налогами. Их дети не могли учиться в школе.
В настоящее время на территории Тобурдановского сельского поселения проживает свыше 1500 человек. Здесь построены новые современные здания. Есть школа, больница, детский сад, большой современный Дом культуры, школа искусств, библиотека.
Знаменитые люди села Тобурданово
(Ход занятия сопровождается демонстрацией презентации.)
Миттов Анатолий Иванович - живописец, график, член союза художников СССР. Это выдающийся чувашский живописец и график, создатель своеобразного новаторского стиля, основанного на глубоких национальных традициях.
Родился 13 декабря в селе Тобурданово (Сиккасси) Канашского района Чувашской Республики. Анатолий Миттов воспитывался в сельской среде, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры. После окончания сельской школы учился в Чебоксарском художественном училище (1947—1952). За его работоспособность друзья называли художника «железный» Миттов. Являлся преподавателем Чувашского государственного педагогического института (ныне университета) им. И. Я. Яковлева (1961—1964), сотрудничал с Чувашским книжным издательством. Его произведения, имевшие новаторскую форму и глубокое философское звучание, неизменно вызывали глубокий интерес общественности и неприятие со стороны консервативной публики. А. И. Миттов безвременно скончался после тяжелой болезни.
Имя А. И. Миттова присвоено Тобурдановской средней школе Канашского района, его именем назван бульвар в г. Чебоксары.
Более 30 произведений художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, 400 работ - в Чувашском художественном музее. Живописец обладал тончайшим чувством цвета, декоративности живописи, музыкальности композиции. А. И. Миттов - один из самых талантливых российских художников XX века.
Артемьев Юрий Михайлович - известный критик, доктор филологических наук, профессор, литературовед, член-корреспондент национальной Академии наук и искусств Чувашской Республики. Родился в селе Тобурданово Канашского района Чувашской Республики. Является специалистом по литературе народов СНГ и Поволжья. Исследовал творчество Е.В. Еллиева, В.Е. Рзая, А.С. Артемьева, А.В. Емельянова и других чувашских писателей. Печатался в журналах «Дружба народов», «Волга», «Филологические науки», в газете «Литературная Россия».
Ухьянкин Сергей Петрович - журналист, исследователь. В 1942 г. Сергей Петрович начал работать учителем начальных классов Старо-Шальтямовской неполной средней школы Канашского района. В феврале следующего года был мобилизован в Советскую Армию. Работал в школах Канашского района Чувашской АССР, был директором школы № 22 города Чебоксары, заведующим кафедрой педагогики, доцентом Чувашского государственного педагогического института.
Кандидат педагогических наук, доцент, член Союза журналистов СССР.
Автор более 120 научных работ, в том числе 17 книг и брошюр, посвящённых истории пионерской организации Чувашии, формам и методам педагогической деятельности.
Талля Ольга Ивановна - Государственный и общественный деятель, кандидат исторических наук. Ольга Талля является одним из организаторов женского движения в Чувашской АССР. По ее инициативе в 1965 г. был образован Чувашский республиканский совет по работе среди женщин, который она возглавляла на общественных началах около 20 лет. Опыт работы женских советов республики она обобщила в книге «Женские советы – большая общественная сила» и «Политическая работа среди женщин».
Баранов Юрий Васильевич - мастер спорта по спортивному ориентированию с 1960 года. Баранов Юрий Васильевич – Почётный член ФСОР, знаменитый спортсмен, шестикратный чемпион СССР, первый из россиян, который с 1972 года отбирал у прибалтов золотые медали на летних Союзах. Ю.В. Баранов единственный в истории отечественного ориентирования, кто был действующим мастером спорта и Судьёй Всесоюзной Категории одновременно.
В конце нашего с вами урока проведем опрос.
Опрос.
- Чьё имя присвоено Тобурдановской средней школе Канашского района, также его именем назван бульвар в г. Чебоксары?
- Кто был мастером спорта по спортивному ориентированию?
- Кто был автором более 120 научных работ, в том числе 17 книг и брошюр, посвящённых истории пионерской организации Чувашии, формам и методам педагогической деятельности?
- Кто является одним из организаторов женского движения в Чувашской АССР?
Заключение
Я горжусь тем, что родилась в селе, которое имеет богатую историю. Рада, что мои односельчане прославляют Чувашию, вносят значимый вклад в будущее нашей малой Родины.
Ребята, понравилось вам наше занятие? Сегодня вы очень много узнали о знаменитых людях. Кто из них вам запомнился и почему? (Ответы детей.)
Есть еще много интересной информации о наших прославленных земляках. Мы еще не раз поговорим об этом на следующих занятиях.
Кем бы вы хотели стать, когда вырастете большими? (Ответы детей.)
Может быть, и вы в будущем прославите нашу республику!
|