Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


К вопросу об использовании воспитательного потенциала уроков русского языка

СКАЧАТЬ (30.8 Kb) 06.11.2022, 10:20
Шуваева Дарья Сергеевна
студент, ГАПОУ СО НТПК 1
Аннотация: В статье обосновывается необходимость использования воспитательного потенциала уроков русского языка в начальной школе как средство формирования личностных УУД.

Ключевые слова: русский язык, личностные универсальные действия, диагностика, воспитательный потенциал, воспитывающие обучение, деятельность.

Концепция модернизации современного российского образования предъявляет новые социальные требования к системе школьного образования. Главная задача школы сейчас - повышение качества современного образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённых знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания.

ФГОС НОО 3 поколения устанавливает требования не только к метапредметным и предметным, но и к личностным результатам, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» [3].

Личностные УУД помогают сделать учение осмысленным, связывая их с целями и ситуациями, реально существующими в жизни. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Они позволяют ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Однако наблюдения за младшими школьниками показывают, что уровень развития личностных УУД не слишком высок. Так, диагностика уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой [2], проведенная в 3 классе, показала следующие результаты:

уровень «Максимально высокий» был зафиксирован у 4 учащихся из 26 человек, т.е. у 15% от общего количества всех обучающихся;
уровень «Хорошая школьная мотивация» был зафиксирован у 7 учащихся, что составило 27% от общего количества всех обучающихся;
уровень «Положительное отношение к школе» был зафиксирован у 5 человек, что составляет 19% от общего количества всех обучающихся;
уровень «Низкая школьная мотивация» был зафиксирован у 8 обучающихся, т.е. 31% от общего количества всех обучающихся;
уровень «Негативное отношение к школе» зафиксирован у 2 обучающихся, что составляет 8% от всех обучающихся.
Результаты диагностики представлены в диаграмме:

 

Проанализировав ответы учащихся 3 класса, можно сделать вывод: уровень школьной мотивации у учащихся средний: 61% обучающихся находятся на первых трех уровнях (максимально высокий, хорошая мотивация, положительное отношение к школе). Тем не менее настораживает тот факт, что у 39% учащихся класса низкая школьная мотивация или негативное отношение к школе. У данных учащихся, а их в классе 10 человек, присутствует интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу, так же отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности, несформированность учебной деятельности.

На наш взгляд, именно уроки русского языка способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Важно на этом уроке не только содержание учебного материала, но и структура урока, характер деятельности учащихся, методы и умения обучения, учебные материалы, оценочные суждения учителя, его характер, педагогический такт, развивающие отношения между учителем и учеником.

Воспитательный потенциал урока – это специально организованное, развивающееся в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребенком своих потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания [1].

Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.

При подготовке к урокам русского языка необходимо подумать продумывать пути наилучшего раскрытия темы, чтобы найти наилучшую форму для максимального использования образовательных возможностей. Одна из важнейших воспитательных задач на уроках русского языка – воспитание любви к родному языку, к Родине. В качестве материала для работы можно использовать пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, предложения, слова, связанные общей темой, иллюстрации. Словарная работа тоже имеет воспитательное значение.

В учебниках русского языка представлена «картинная галерея» – репродукции картин, которые вызывают эстетическое наслаждение и способствуют развитию прекрасного в душе учащихся. Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле, в России. Тексты учебника дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное отношение к нему.

Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенной качеств обучающихся. На уроке должны использоваться групповая работа. Каждая группа получает свое задание, при этом должны создаваться условия для формирования учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это способствует сплочению коллектива учащихся, потому что они объединены общей задачей. Учащиеся работают вместе, выслушивают мнение каждого, у них формируется самооценка и взаимооценка.

Проектная деятельность предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека. В учебнике УМК «Школа России» авторов В. П. Канакиной и В.Г. Горецкого представлена, например, рубрика «Наши проекты».

Нельзя забывать про использование дидактических игр, которые положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Большинство дидактических игр требует не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, корректности, терпеливости, умения соблюдать правила игры.

Для формирования личностных УУД можно использовать следующие методические приёмы: ведение портфолио, дневник индивидуальных достижений, привлечение краеведческого материала в урок.

Современный урок нацелен на преодоление противоречий, трудностей, возникающих у учащихся. Посильные трудности, преграды в процессе обучения являются движущими силами, направляющими учащегося на достижение успешного результата. Преодоление противоречий должно сопровождаться соблюдением нравственных норм поведения личности, опираться на ее положительные качества.

Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самоорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Список литературы:
1. Использование воспитательного потенциала на уроках русского языка
2. Лусканова Н. Г. Анкета изучения школьной мотивации 
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31. 05. 2021 г., № 287.


Категория: Блоги | Добавил: дашашуваева
Просмотров: 308 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог