Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


К вопросу повышения качества обучения посредством новых педагогических технологий

СКАЧАТЬ (21.9 Kb) 02.04.2024, 07:41
Шурова Олеся Николаевна
учитель истории, МБОУ СОШ №12 гор. Кемерово
Качество обучения – это один из важнейших показателей эффективности процесса обучения учащихся. Высокий процент качества всегда требует от педагога администрация любого учебного заведения – среднего общего, среднего специального или высшего.

Что же мы подразумеваем под качеством обучения? Качество обучения в широком смысле означает успешное усвоение основ предмета, умения применять полученные знания на практике и умение добывать знания по мере возникновения потребности в них.

Результативность качества обучения – это многофакторный процесс. Зачастую целиком и полностью ответственность за качество образования ложится на педагога. Однако на качество обучения учащихся влияет множество разнообразных факторов:
• Значимость образования для семьи учащегося;
• Наличие или отсутствие профилизации обучения;
• Эмоциональный фон процесса обучения;
• Состояние здоровья учащихся;
• Уровень сформированности классного коллектива;
• Этнический состав классного коллектива;
• Наличие или отсутствие современных ТСО;

Исходя из выше перечисленных факторов, педагогу необходимы технологии обучения, которые, по возможности, носили бы относительно универсальный характер, т.е. были бы успешно применимы как для учащихся с сильной учебной мотивацией, так и для учащихся со слабой учебной мотивацией. И при этом не исключали дифференцированного подхода.

Что нам подсказывает учебная педагогическая литература и собственный опыт педагогической деятельности? Среди современных педагогических технологий, повышающих качество обучения, следует выделить проблемно-диалогическую, технологию проектной деятельности и технологию развития критического мышления. Остановимся на каждой из них.

Проблемно-диалогическое обучение – это такой тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания [1. С. 420].

Таким образом, на уроке изучения нового материала проработано два основных этапа:
1. Постановка проблемы – этап формулирования темы урока или вопроса для исследования
2. Поиск решения - этап формулирования нового знания.

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Существует два вида диалога:
• побуждающий
• подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Ученики выдвигают гипотезы, предположения и с помощью учителя проверяют их реалистичность.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию [2. С. 18].

Таким образом, перед учащимися на занятии возникает ситуация самостоятельного открытия нового знания путем метода проб и ошибок. Особая привлекательность проблемно-диалогического обучения для учащихся состоит в том, что они не знают, что предстоит им открыть и как это произойдет на занятии, что в совокупности ведет к повышению познавательного интереса к предмету.

Следующая технология – это технология развития критического мышления. Эта технология представляет собой совокупность методов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; способность самостоятельно заниматься своим обучением.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу [3. С. 10].

Что подразумевает технология развития критического мышления в педагогической практике? Читая тот или иной учебный материал, учащиеся стремятся его проанализировать, оценить, сравнить, а не просто заучить или пересказать. Работая с различными информационными источниками, учащиеся вырабатывают свою точку зрения по определенному вопросу и стремятся аргументировано защитить ее.

И, наконец, остановимся на методе проектов. Что подразумевается под данным методом? Это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста.

Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они не просто добавки и дополнения к «настоящему» учебному курсу.

Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают навыки мышления с реальным содержанием окружающего мира.

Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс обучения. Вопросы помогают проекту удерживаться на обучающих целях. Введение учеников в проект происходит через постановку вопросов, предлагающих ученикам крупные и основательные идеи, в которых пересекаются множество научных дисциплин. Существует три типа направляющих проект вопросов:
• Основополагающие;
• Проблемные;
• Учебные.

Основополагающие вопросы это - широкие вопросы с многочисленными вариантами ответов, отсылают учеников к большим идеям и основополагающим концепциям, к пониманию которых люди стремились всегда. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин, и они помогают ученикам увидеть, как связаны предметы между собой.

Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой проекта и поддерживают исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько ученики понимают базовые концепции учебного проекта.

Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами. Учебный проект предполагает самостоятельную работу учащихся по поиску и обработке, интерпретации информации [4. С. 90].

Результат своей деятельности учащиеся могут увидеть через определенное количество занятий – презентацию, доклад, исследовательскую работу, карту достопримечательностей, учебный фильм, выставку фото по определенной тематике. Защищая свою работу перед классом, учащиеся могут сравнить свои результаты с другими, формируя тем самым у себя и одноклассников способность к критическому и творческому мышлению. Парная и групповая работа учащихся при подготовке проекта создает умение работать в команде, формирует дух сотрудничества и взаимопомощи. Самым существенным преимуществом метода проектов, на наш взгляд, является создание ситуации успеха, которая помогает учащимся со слабой учебной мотивацией почувствовать себя хорошо успевающим учеником и стремится к дальнейшей активной учебной деятельности.

Таким образом, все рассмотренные выше педагогические технологии имеют одну общую черту: они направлены на самостоятельный поиск знаний учащимися. Каждый педагог и учащийся прекрасно знают, что знание, добытое собственным трудом, дольше остается в памяти и лучше усваивается, поскольку не является сразу готовым результатом. Соответственно, при использовании данных педагогических технологий качество обучения возрастает, процесс обучения становится более эффективным.

Литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособ. для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1993. 431 с.
2. http:// pdo-mel.ru
3. www. letopisi.ru
4. Коукку Л.М. Технология проектного обучения. // Образование для новой России: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. г. Юрга, 22 апреля 2005г. Томск, 2005. 240 с.


Категория: Блоги | Добавил: olesia0382
Просмотров: 97 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог