Качество обучения – это один из важнейших показателей эффективности процесса обучения учащихся. Высокий процент качества всегда требует от педагога администрация любого учебного заведения – среднего общего, среднего специального или высшего. 
 
Что же мы подразумеваем под качеством обучения? Качество обучения в широком смысле означает успешное усвоение основ предмета, умения применять полученные знания на практике и умение добывать знания по мере возникновения потребности в них. 
 
Результативность качества обучения – это многофакторный процесс. Зачастую целиком и полностью ответственность за качество образования ложится на педагога. Однако на качество обучения учащихся влияет множество разнообразных факторов: 
• Значимость образования для семьи учащегося; 
• Наличие или отсутствие профилизации обучения; 
• Эмоциональный фон процесса обучения; 
• Состояние здоровья учащихся; 
• Уровень сформированности классного коллектива; 
• Этнический состав классного коллектива; 
• Наличие или отсутствие современных ТСО; 
 
Исходя из выше перечисленных факторов, педагогу необходимы технологии обучения, которые, по возможности, носили бы относительно универсальный характер, т.е. были бы успешно применимы как для учащихся с сильной учебной мотивацией, так и для учащихся со слабой учебной мотивацией. И при этом не исключали дифференцированного подхода. 
 
Что нам подсказывает учебная педагогическая литература и собственный опыт педагогической деятельности? Среди современных педагогических технологий, повышающих качество обучения, следует выделить проблемно-диалогическую, технологию проектной деятельности и технологию развития критического мышления. Остановимся на каждой из них. 
 
Проблемно-диалогическое обучение – это такой тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания [1. С. 420]. 
 
Таким образом, на уроке изучения нового материала проработано два основных этапа: 
1. Постановка проблемы – этап формулирования темы урока или вопроса для исследования 
2. Поиск решения - этап формулирования нового знания. 
 
Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Существует два вида диалога: 
• побуждающий 
• подводящий. 
 
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Ученики выдвигают гипотезы, предположения и с помощью учителя проверяют их реалистичность. 
 
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию [2. С. 18]. 
 
Таким образом, перед учащимися на занятии возникает ситуация самостоятельного открытия нового знания путем метода проб и ошибок. Особая привлекательность проблемно-диалогического обучения для учащихся состоит в том, что они не знают, что предстоит им открыть и как это произойдет на занятии, что в совокупности ведет к повышению познавательного интереса к предмету. 
 
Следующая технология – это технология развития критического мышления. Эта технология представляет собой совокупность методов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; способность самостоятельно заниматься своим обучением. 
 
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. 
 
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу [3. С. 10]. 
 
Что подразумевает технология развития критического мышления в педагогической практике? Читая тот или иной учебный материал, учащиеся стремятся его проанализировать, оценить, сравнить, а не просто заучить или пересказать. Работая с различными информационными источниками, учащиеся вырабатывают свою точку зрения по определенному вопросу и стремятся аргументировано защитить ее. 
 
И, наконец, остановимся на методе проектов. Что подразумевается под данным методом? Это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. 
 
Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они не просто добавки и дополнения к «настоящему» учебному курсу. 
 
Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают навыки мышления с реальным содержанием окружающего мира. 
 
Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс обучения. Вопросы помогают проекту удерживаться на обучающих целях. Введение учеников в проект происходит через постановку вопросов, предлагающих ученикам крупные и основательные идеи, в которых пересекаются множество научных дисциплин. Существует три типа направляющих проект вопросов: 
• Основополагающие; 
• Проблемные; 
• Учебные. 
 
Основополагающие вопросы это - широкие вопросы с многочисленными вариантами ответов, отсылают учеников к большим идеям и основополагающим концепциям, к пониманию которых люди стремились всегда. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин, и они помогают ученикам увидеть, как связаны предметы между собой. 
 
Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой проекта и поддерживают исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько ученики понимают базовые концепции учебного проекта. 
 
Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами. Учебный проект предполагает самостоятельную работу учащихся по поиску и обработке, интерпретации информации [4. С. 90]. 
 
Результат своей деятельности учащиеся могут увидеть через определенное количество занятий – презентацию, доклад, исследовательскую работу, карту достопримечательностей, учебный фильм, выставку фото по определенной тематике. Защищая свою работу перед классом, учащиеся могут сравнить свои результаты с другими, формируя тем самым у себя и одноклассников способность к критическому и творческому мышлению. Парная и групповая работа учащихся при подготовке проекта создает умение работать в команде, формирует дух сотрудничества и взаимопомощи. Самым существенным преимуществом метода проектов, на наш взгляд, является создание ситуации успеха, которая помогает учащимся со слабой учебной мотивацией почувствовать себя хорошо успевающим учеником и стремится к дальнейшей активной учебной деятельности. 
 
Таким образом, все рассмотренные выше педагогические технологии имеют одну общую черту: они направлены на самостоятельный поиск знаний учащимися. Каждый педагог и учащийся прекрасно знают, что знание, добытое собственным трудом, дольше остается в памяти и лучше усваивается, поскольку не является сразу готовым результатом. Соответственно, при использовании данных педагогических технологий качество обучения возрастает, процесс обучения становится более эффективным. 
 
Литература 
1. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособ. для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1993. 431 с. 
2. http:// pdo-mel.ru 
3. www. letopisi.ru 
4. Коукку Л.М. Технология проектного обучения. // Образование для новой России: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. г. Юрга, 22 апреля 2005г. Томск, 2005. 240 с. 
  
  
 
 
 
  |