Часто дети дошкольного возраста, младшие школьники испытывают трудности при заучивании стихотворений, при пересказе текстов, составлении рассказов. Это явление довольно распространенное. Важно научить детей нескольким приемам, облегчающим этот процесс. Одним из них является использование мнемотаблиц, которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблица (в переводе с греческого - «искусство запоминания») – это целая схема, в которую заложен текст: рассказ, стихотворение, сказка и т.п. С помощью графической аналогии дети учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, пересказывать рассказы последовательно, не упуская важного, выделяя существенные признаки.
С помощью мнемотехники можно решать не только задачи развития связной речи, но и обучать детей правильному звукопроизношению.
Автоматизация поставленных звуков в процессе заучивания чистоговорок и стихотворений с использованием мнемотаблиц становится легким, быстрым и интересным занятием. Ребенок заинтересованно и без принуждения повторяет чистоговорки, считалки, стихи, насыщенные трудными звуками. Все это является залогом успеха: в занимательной форме быстро и эффективно происходит коррекция стойких дефектов произношения, выработка хорошей дикции.
Мнемотаблицы легко можно изготовить вместе с ребенком. Суть мнемосхемы заключается в том, что на каждое слово или словосочетание можно придумать картинку (изображение) и весь текст таким образом зарисовать схематично. Также можно подобрать готовые картинки из старых журналов или интернета.
Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Заучивание стихотворений в такой занимательной форме, с использованием творчески изготовленных мнемотаблиц, помогает легко и прочно выработать навыки правильной речи, способствует развитию всех видов памяти, логического и образного мышления, смекалки, тренировки внимания.
|